размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Гангрский, Правило 15

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если кто-то бросит своих детей и не будет их воспитывать и приводить, насколько от него зависит, к подобающему благочестию, но под предлогом подвижничества станет нерадеть о них, да будет анафема.

Карф. 35



Толкование

Дети в отношении к своим родителям плод их любви и кровь от крови их. В силу этого сам божественный закон налагает на родителей долг заботиться о содержании своих детей и об их всестороннем образовании (Ефес. 6:4; 1Тим. 5:4,8,10; Быт. 18:19; Втор. 4:10; 6:7). Между тем евстафиане, нисколько не обращая на это внимания, учили, что имеющие детей должны оставить их и отдаться аскетической жизни, заботясь только о самих себе, – за это собор предает их анафеме, как они того и заслуживают.
И звери своих детей питают и охраняют, и подвергаются опасностям за них. А если звери относятся так к своему порождению, то на сколько более должны иметь попечение о своих детях и заботиться о них те, которые почтены разумом? Посему и великий Павел, заповедуя о вдовицах, говорит: аще кая вдовица чада имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити: сие есть благоугодно пред Богом (1Тим. 5, 4). И немного спустя: аще же кто о своих паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горший есть (8). Затем научая, каких должно причислять в церкви к вдовицам, говорит между прочим и то: аще чада воспитала есть (10). И опять в другом месте, давая заповедь о старицах, хочет, чтобы они были учительны, дабы учили молодых быть мужелюбивыми и чадолюбивыми. И в другом месте; отцы воспитывайте чад своих в наказании и учении Господни (Ефес. 6, 4). Но последователи Евстафия, не обращая внимания ни на что из этого, поставляли законом, чтобы имеющие детей оставляли их и уходили на подвижничество. Почему собор и издал это правило, осудив под анафему тех, которые оставляют своих детей, не воспитывают и не учат их богопочтению.
И оставляющие своих детей и не наставляющие их в богопочтении, анафема.
Учитель церкви, великий Павел, заповедуя о вдовицах, – говорит: аще кая вдовица чада имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити: сие бо есть благоугодно пред Богом (1Тим. 5, 4). И немного спустя: аще же кто о своих паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горший есть (8). Затем научая, каких должно причислять в церкви к вдовицам, говорит между прочим и то, аще чада воспитала есть (10). И опять в другом месте, давая заповедь о старицах, хочет, чтобы они были учительны, дабы учили молодых быть мужелюбивыми и чадолюбивыми. И в другом месте: отцы, воспитывайте чад своих в наказании и учении Господни (Ефес. 6, 4). А поелику последователи Евстафия поставляли законом, чтобы имеющие детей оставляли их и удалялись на подвижничество; то правило положило анафему на делающих так. И это определено с благочестивою целию и для тех, которые учат, как, сказано лицемерному благочестию и живут в мире. А если кто постриженный, когда побуждают его жить в монастыре, говорит, что имеет детей и не может оставить пребывания в мире и не воспитывать детей своих, и призывает себе в помощь настоящее правило, того не должно слушать, но должно сказать ему, что он не хорошо это говорит; ибо Бог, Отец сирот, попечется и о воспитании его детей.

Если неразумные животные, даже хищники и львы, заботятся о своих детенышах, насколько более должны иметь попечение о своих детях разумные люди? Поэтому и божественный Павел в одном месте говорит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим.5:8). А в другом месте: Отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4). И еще говорит о вдове: «Если она воспитала детей» – и о старицах, чтобы они учили молодых любить мужей, любить детей (Тит.2:4). Но еретик Евстафий и его приверженцы, не внимая этим апостольским заповедям, учили родителей отказываться от своих детей и предаваться подвижничеству. Поэтому настоящее правило анафематствует тех родителей, которые отказываются от своих детей, не воспитывают их и не учат благочестию и добродетели.

А правило Карфаг. 42 определяет, чтобы никакой клирик не предоставлял своим детям полной свободы до тех пор, пока полностью не удостоверится в том, что и нрав их добрый, и возраст такой, что они способны рассуждать о том, как должно действовать.

Смотри также примеч. к Двукрат. 6.

(Никон. 1, слово 4) Аще кто оставляет своя чада, и не допитает их до свершена возраста, и елико же есть подобно на благоверие не наказует их: но изветом воздержания небрежет о них, да будет проклят.