размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 87

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Было угодно, чтобы всякий раз, когда должен собраться Собор, епископы, которым не препятствуют ни возраст, ни болезнь, ни какое-либо затруднительное обстоятельство, своевременно приходили на него. И первенствующим каждой области пусть будет объявлено относительно (περί) всех епископов – два или три собрания состоится, и пусть от каждого собрания епископы, сколько их будет избрано, поочередно и с настоянием приходят ко дню Собора. Если же они не смогут прийти из-за того, что, может быть, возникнут неожиданные обстоятельства, а причину, помешавшую им прийти, перед лицом своего первенствующего епископа не объявят, то они обязаны довольствоваться общением их собственной Церкви.

Ап. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; Трул. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Лаод. 40; Карф. 18, 73, 77, 95



Толкование

Здесь речь идет о таком соборе, о каком мы говорили в толковании третьей части 18 правила данного собора, т.е. об общем соборе всей Африканской церкви. В последней было такое множество епископов, что все они, конечно, не могли являться на общий собор (κοινήν σύνοδον, geiieralem synodum), a из каждой епархии приезжали избранные для этого представители (пр. 18); из этого же правила видно, что первенствующие епископы, каждый в своей епархии, подразделяли всех подчиненных им епископов на две или на три группы и из каждой посылали на общий собор представителей, выбиравшихся поочередно. Эти избранные представители должны были обязательно являться на собор, за исключением тех случаев, когда они не могли этого сделать по какой-либо весьма уважительной причине. Причем они получали прощение лишь в том случае, если об этой причине заявляли заблаговременно своему первому епископу, иначе они, как постановляет правило, должны были пользоваться общением только в своей церкви (τη κοινωνία της Ιδιας αυτών άρχεΤσθαι εκκλησίας, suae esse ecclesiae communione contenti), a это значит, что они не лишались права священнодействовать, но только отлучались на некоторое время от общения с остальными епископами. По постановлению 19 правила IV вселенского собора каждый не явившийся на собор епископ подвергался братскому выговору.
Правило непременно требует, чтобы епископы каждой области собирались, как только явится нужда быть собору, если не воспрепятствует им старость (κεῖρα), т. е. преклонный возраст, близкий к глубокой старости (γῆρας), или болезнь, или не удержит какое нибудь другое затруднительное обстоятельство, и, собравшись, должвы давать ведение митрополиту области, откуда каждый, и от каждого собрания, в двух-ли, или трех местах будут собравия (ибо может случиться, что дабы не иметь стеснения нн в помещениях, ни в необходнмом, не все соберутся в одном городе, но в двух или трех, соседних с митрополию), – должны являться неотменно (ἐνστατικῶς, то есть неотложно, безотговорочно) ко дню собора, по чреде (εὶς ἀμοιβἤν), то есть по определенному порядку дней (ἀμοιβαδόν) (ибо соборы распускались не в один день, но во многие, и это открывается из деяний настоящего собора, которые были в различные дни); или „по чреде“ (ἀμοιβαδόν) означетъ: попеременно, т. е. что епископы должны являться иногда одни, а в другой раз другие, сколько будет избрано. Если же не будут иметь возможности явиться, когда вдруг и неожиданно представится множество настоятельных дел, то правило требует, чтобы каждый из тех, кто не может явиться, отдавал отчет своему митрополиту; если же не даст, пусть довольствуется только общением своей церкви, между тем как другие не будут в общении с ним.
Не являющиеся на ежегодный собор, если только не будут удержаны от того против своей воли, должны довольствоваться общением собственной церкви.

Было определено, чтобы те из епископов, которые не явятся на собор своей области, не быв удержаны от того старостию, или болезнию, или какою-иибудь тягчайшею нуждою, но поступая так по беспечности, или пренебрежению, были братски наказываемы. Настоящее правило полагает и вид наказания, повелевая, чтобы соепископы и собратия не явившихся не были в общении и не литургисали с ними, но чтобы они довольствовались только собственными своими церквами и служили в них.

Правило требует, чтобы епископы каждой области, которым не препятствует старость (κεῖρα), т. е. возраст, близкий к глубокой старости, или болезнь, или какая нибудь другаа нужда, собирались на установленные соборы, и собравшись давали ведение михрополиту области, – откуда каждый, и от каждого собрания, в двух-ли или трех местах будут собрания (ибо могло случиться, что дабы не иметь стеснения ни в помещениях, ни в необходимых вещах, не все собирались в одном городе, но в двух илн трех соседних митропиолии), должны являться неотменно, т. е. неотложно, – почередно, т. е. попеременно (ибо соборы распускались не в один день, а во многие); если же не будут иметь возможности явиться по той причине, что будут удержаны нечаянной нуждою, то должны давать отчет о препятствии первенствующему; а если не сделают этого, то должны довольствоваться только общением собственной церкви, между тем как другие не будут с ними в общении. Таково содержание правила. А ты заметь из него, чем новейшее отлучение (отличается от прежнего); ибо другие правила представляют отлучение, поскольку оно относится к епиокопам, так, что они совсем не должны совершать ничего священнического; а настоящее правило не удерживает их от священнодействия. но удаляет только от общения с прочими братьяыи.
Настоящее правило требует, чтобы, когда проходит Собор, епископы каждой области непременно собирались на него, за исключением только тех случаев, когда им препятствует либо весьма преклонный возраст, либо болезнь, либо другое важное обстоятельство, и чтобы они, после того как соберутся, извещали об этом своих митрополитов. И если состоится два или три собрания (потому что, возможно, из-за нехватки помещений или другого необходимого они собирались не все вместе в одном городе, но в двух или трех, близких к митрополии), то пусть от каждого собрания избираются епископы и поочередно: сначала одни, потом другие – с настоянием, т. е. без отлагательств (либо же с тем, чтобы произносить убедительные речи), являются на Собор. Если же случится, что они не смогут собраться ввиду затруднительных обстоятельств, они должны объявить митрополиту о том, что им препятствует. Если они этого не сделают, то пусть остаются вне общения со всеми остальными, ограничиваясь общением только в своей Церкви. Смотри Апост. 37.
Правило 77. Не приходящии по вся лета на собор, аще не воля не возбранит им, своея церкве общение довлеет им.

Толкование. Еликоже убо епископ в коейждо области не приидут на собор, иже бывает по вся лета, ни старостию ни болезнию, ни иною же никоею тяжкою нуждею возбраняеми, но леностию, или небрежением се творяще, таковые повеле собор братски наказати; се же вравило и образ наказанию полагаетъ: повелевает бо епиокопом братии их не приобщатися, ни служити сними, но токмо в своих церквах таковии да имут общение, и служат вних.