размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 55

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Актерам, мимам и прочим лицам того же рода или отступникам, если они каются и обращаются к Богу, не отказывать в благодати или примирении.

Трул 24, 51; I Всел. 11.



Толкование

Актеры (σκηνικοί) и комедианты (μίμοι) приравниваются в этом правиле к отступникам от христианской веры (τοις άποστάταις). Подразумеваются, конечно, те актеры и комедианты, которые представляют вещи, упоминаемые правилом, о чем говорилось и в толкованиях 24 и 51 правил трулльского собора. Относительно всех этих грешников правило постановляет, что, если они покаятся в своем грехе и обратятся к Богу, т.е. выдержат назначенное им время покаяния (I Всел. 11), то в таком случае недолжно их лишать божественной благодати и примирения с церковью.
Позорищем (σκηνή) называется представление; итак те, которые представляют иногда военaчaльникoв, иногда рабов, а иногда другие лица, называются позорищными. Из них тех, которые представляют это пред лицем царей, гражданские законы имеют в чести, а которые показывают это в торжественных собраниях, или других народных сборищах, и возбуждают в зрителяхь смех своими представлениями, и хлопаньем по голове и криками, тех считают безчестными. А это правило говорит, что все таковые без различия имеют нужду в покаянии, так как и сами они живут беспечно, и для других делаются причиною вольной и рассеянной жизни. Итак этих и прочих подобного рода людей, как например чудодеев и плясунов, а также и отступннков, то есть отрекшнхся от христианства, если приходят с раскаянием, не должно, говорит, лишать благодати, или примирения. А благодатию называет оставление грехов, как даруемое нам от Бога благодатию, как говорит и блаженный Павел, что благода́тiю есте́ спасе́ни (Еф. 2:8); а примирением – разрешение от епитимий; ибо бывший под епитимиею разрешается от уз, когда связавший его признает, что Бог примирился с ним чрез покаяние.

И позорищный, если обращается, принимается в покаяние.

Всякий согрешающий н кающийся принимается в покаяние, хотя бы был позорищный, хотя бы был глумящийся, хотя бы проводил какую нибудь другую жизнь.

Позорищные и глумящиеся (σκηνικοί καὶ μίμοι), не те позорищные (ϑυμελικοὶ), которые поют свадебные песни с музыкальными орудиями, – ибо эти пользуются почетом, – но лицедеи, которые представляют рабов и воинов и женщин и другие лица, и бьют друг друга по голове, как это открывается из 1-й и 4-й главы 2-го титула 21-й книги Василик. Итак отцы говорят, чго всех тех, которые согрешают, подобным образом и живут беспечно, а также и отступников, то есть отрекшихся от христианства, если обращаются к Богу, то есть каются, не должно отвергать, но должно давать им благодать, то есть отпущение грехов, и примирение, то есть разрешение от епитимий.

Тех, кто ставит шатры со сценами и разыгрывает в них различные роли, и тех, кто изображает то рабов, то военачальников, то женщин и пр., а также других подобного рода устроителей игрищ, плясунов и фокусников, равно как и отрекшихся от Христа, архиерей или духовник, согласно этому правилу, должен принимать, если они каются и обращаются к Богу, но, одинаково всех их принимая, он должен даровать им и благодать, т. е. отпущение грехов, подаваемое благодатью Божией, и примирение, т. е. освобождение от соответствующих епитимий, благодаря которым Бог примиряется с ними.

Прочти также Апост. 52.

И глумец же аще обратися, прият в покаяние.
Всяк же согрешаяи и каяся, прият да будет в покаяние, аще есть и шпилман, рекше глумец, или плясец, или гудец, или свирелник, или инако некако житие имыи.