размер шрифта

Поиск по сайту



Тимофея, епископа Александрийского, Правило 12

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если мирянин, осквернившийся во сне, спросит об этом священнослужителя, должен ли он допустить его до причащения или нет?

Если имело место вожделение к женщине, то не должен; если же сатана искушает его, чтобы под этим предлогом лишить причащения Божественных Таин, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен причаститься.

(Анкир. 23; Афанасия Вел. 1; Дионисия Алекс. 4).



Толкование

Относительно тех, которые имеют мечтания в сновидениях и у которых при этом случается извержение семени, отец говорит, что если у того, кто имел нечистое сновидение, прежде этого явился похотливый помысл о женщине и ум его остался при пожелании и уступил ему, вследствие чего и произошло мечтание и извержение семени, то он не должен причащаться. И справедливо: ибо предрасположение осквернило помысл видевшего сновидение, а с таким помыслом как он приступит к святыне? А если ничего такого не предшествовало, то это, говорит, от диавольского искушения, дабы таким образом устранить его от божественного причащения; поэтому он должен причащаться; ибо если лукавый увидит, что таким образом достигается то, что он не участвует в таинствах, не перестанет злоумышлять против этого человека каждый раз, как узнает, что он хочет причаститься.
Спросили этого отца, следует ли причащаться мирянину в тот день, когда у него во сне случилось истечение. На это он в настоящем правиле отвечает, что если подобное случилось из-за вожделения к женщине или воспоминания о ней, то причащаться ему нельзя, поскольку страстное воспоминание, вызвавшее истечение, осквернило его ум. Если же такого вожделения или воспоминания не было, а сатана лишь по зависти навел на него искушение, чтобы воспрепятствовать ему освятиться Божественными Таинствами, то он должен причаститься. Ведь если он не причастится, то сатана не перестанет искушать его и тем самым препятствовать ему, когда он готовится приобщиться.
Правило 12. Соблазнен быв во сне, аще убо от помышления блудного, и от похоти пострада таковое истечение, да не причастится. Аще же искушением диавольским се пострада, да причастится, да не дадим места сатане упражняти нас от святых даров.

То же самое правило в другом месте Кормчей, в 61-й (по второму и дальнейшим изданиям в 60-й) главе изложено вполне, то есть с вопросом и ответом, именно:

Вопрос. Аще во сне соблазнився кто от простых людей, вопросит причетника, должно ли есть повелети ему причаститися?

Ответ. Аще подлежит похоти женстей, не должен есть. аще ли сатана искушает его, яко да вины ради сея отчуждается от причащения божественных Таин, должен есть причаститися, занеже не престая искушаяй в оно время, в неже должен есть причаститися, нападая нань (правило 7-е). (Пред этим правилом стоит другое такого же содержания; но в греческих рукописях оно приписывается не Тимофею александрийскому, а святому Никифору исповеднику (9-го века). Вот оно в подлиннике и в переводе нашей Кормчей).

Имевший нечистое сновидение, если по страстному возбуждению, не должен причащаться; если же от демонского искушения, должен причаститься, дабы мы не дали повода сатане удалять нас от Таин.