размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 98

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



О Кводвультдее, он же Кентириат. Когда его противник подал прошение о том, чтобы он предстал перед нашим Собором, его спросили, хочет ли он вместе с ним быть испытанным епископами. Сначала он согласился, но на другой день ответил, что ему это не угодно, и удалился. Поэтому всем епископам было угодно, чтобы никто этого Кводвультдея не принимал в общение до тех пор, пока его дело не будет окончено. А лишить его епископства до решения его дела не сочтет правильным ни один христианин.

Ап. 74; II Всел. 6; IV Всел. 9, 17, 19, 21; Трул. 8; Антиох. 14, 15; Лаод. 40; Сердик. 4; Карф. 8, 12, 15, 19, 96, 121, 128, 129, 130; Двукр. 13, 16



Толкование

Епископ Кводвултдей (Quodvultdeus) на запрос, желает ли он явиться на собор для очной ставки со своим обвинителем, подавшим на него жалобу, изъявил сначала согласие, но затем отказался от заявления и уклонился от явки в суд. По поводу этого собор решил прервать общение с епископом Кводвултдеем до тех пор, пока он не подвергнется суду; тем не менее собор не лишает его епископства, но решает сделать это лишь в том случае, если на суде будет доказана его вина, как это установлено общими церковными правилами.
Кто-то обвинял названного епископа, и обвиненный был спрошен, желает ли он, чтобы его дело с обвинителем было исследовано на соборе; а он дав обещание, спустя немного времени, отрекся и удалился. И собор решил, что никто не должен быть в общении с ним до тех пор, пока он не подвергнется суду; епископство же не должно быть отнято у обвиненного. Итак и отсюда открывается, что хотя бы кто подпал под обвинение или в под отлучение, но пока не будет окончен суд против него, он остается епископом и не лишается епископии.
поелику Кводвултдей, когда противник его просил явиться на наш собор, прежде согласился придти, а потом отказался и удалился, то да будет он вне общения, пока не окончится дело; ибо извергнуть его прежде суда несправедливо.

Не легко извергать посвященных, даже по представившемуся поводу. Ибо хотя епископ Кводвултдей подлежал суду собора, по требованию своего противника, но если он удалился, как бы не желая судиться на этом соборе, то он должен быть только лишен общения, пока не подвергнется суду и дело его не получит конца, но епископства своего не должен лишаться, напротив пусть удeрживает оное, так как (говорит правило) несправедливо было бы подвергнуть кого либо извержению прежде осуждения.

Видимо, кто-то обвинил названного епископа в некоем деле и спросил его, желает ли он судиться с ним перед Собором. Епископ сначала согласился на это, но потом, передумав, отказался прийти на Собор. Поэтому Собор настоящим правилом определяет, чтобы никто не принимал в общение этого епископа до тех пор, пока его дело не будет завершено. Однако Кводвультдея не должно лишать епископства, т. е. извергать, прежде окончания суда над ним, потому что это несправедливо.

Из этого частного правила мы узнаём, что должно наказывать тех епископов, которые пренебрегают судом своих соепископов, и что если епископ будет находиться под обвинением и в отлучении, то его не изгоняют из епископской области и не извергают до тех пор, пока суд по его делу не будет завершен.

Правило 88. Епископ обещавыися судитися пред собором, и последи отречеся, да будет без общения.Понеже Кувелтодаю епископу противнику его вопросившу пред наш собор внити: первое убо внити обещася, последи же не угодно ми есть, рек, и отыде, да будет без обшения, дóндеже вещь скончается. Извержену бо быти прежде осуждения несть праведно.

Толкование. Не подобает вскоре святителя изврещи, ни простым изветом. Аще бо Кувелтодай, Кентирината града епископ, пред собором сим судитися обещав супернику его того воспросившу, и потом отыде, рек, не угодно ми есть пред сим собором судитися, да будет убо без общения, дóндеже суд приимет, и глаголанная нань в конец приидуть. Яко несть праведно прежде осуждения изврещи того от сан