размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Григория Неокесарийскаго, Правило 2

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Скажем и о том, что плененные женщины были растлены, поскольку варвары надругались над их телами. Но если жизнь какой-либо из них и прежде заслуживала порицания, потому что она, как написано, ходила вслед очей блудодействующих (см. Руф.3:10), то очевидно, что наклонность к распутству внушает подозрения и во время плена, так что таковых не следует допускать к общению в молитвах поспешно. Если же она жила в совершенном целомудрии и показала, что прежняя ее жизнь чиста и свободна от всякого подозрения, а теперь она подверглась поруганию насильно и поневоле, – на этот случай у нас есть во Второзаконии пример юной девушки, которую встретил на поле человек и совершил над ней насилие. Отроковице, – говорит Писание, – ничего не делай, на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его, так и это дело. Хотя отроковица кричала, но некому было помочь ей (Втор.22:26–28). Таковы и подобного рода случаи.

(Ап. 62, 67; I Всел. 11; IV Всел. 27; Анкир. 4, 5; Петра Алекс. 14; Василия Вел. 49).



Толкование

Что же касается плененных варварами жен, оскверненных блудодеянием, святой отец, во второй половине данного правила (или во 2-м правиле по редакции Книги правил), различает женщин, чья жизнь прежде была чиста и свободна от всяких подозрений, и лишь теперь они насилованы были варварами, от женщин легкого поведения, чья жизнь и прежде была зазорной, причем первых не считает виновными и не налагает на них никакой епитимии, ο вторых же говорит, что их «не вскоре» должно допускать к общению в молитвах, и, следовательно, они должны подвергнуться соответствующей епитимии. Предписание, что женщина, оскверненная блудодеянием по принуждению, не подлежит наказанию, находим и в 49-м правиле Василия Великого.
В свою очередь, и о взятых в плен женщинах, которые были растлены варварами, настоящее правило определяет, что это насильное растление не является тяжким грехом, однако дело нужно расследовать. Ведь если прежняя свободная жизнь таковых женщин подвергалась порицанию как распутная, то со всей очевидностью возникает подозрение, что они последовали влечению и привычке к распутству и во время плена. Иначе говоря, можно подозревать, что они не подверглись насилию от варваров, но скорее сами пожелали этого растления. Поэтому не должно с легкостью допускать их к совместной молитве с другими женщинами. Но если прежняя их жизнь была в высшей степени целомудренной и чистой, свободной от всякого подозрения и обвинения, а впоследствии они были насильно обесчещены варварами, то Бог судит о них как о непричастных к смертному греху. Ибо Он признаёт таковой и ту девушку, над которой, когда она была на поле одна, совершили насилие и которую растлили, «поскольку закричала она, – говорит Писание, – и не оказалось поблизости никого, кто бы помог»

Согласование

Согласно с этим и Василий Великий в своем 49-м правиле говорит, что потерпевшие насильственное растление не подлежат наказанию. А в 20-м правиле св. Никифора говорится, что на монахиню, растленную варварами или другими бесчинными мужчинами, налагают 40-дневную епитимию, если прежняя ее жизнь была незапятнанной и безукоризненной; а если она жила скверно, то наказывают как прелюбодейку