размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Геннадия Константино­польскаго, Правило 1

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому.

Владыка наш и Бог, Спаситель Иисус Христос, поручив святым Своим ученикам проповедь Евангелия и послав их учителями людей по всей вселенной, ясно повелел, чтобы благодать, которую получили от Него даром, они и сами даром передавали людям, не приобретая за нее ни меди, ни серебра, ни золота, ни вообще чего-либо иного вещественного или земного. Ибо земное и тленное не может быть платой за небесные и духовные дары. Эту заповедь Он дал не только ученикам, но через них и нам – тем, кого Он удостоил возвести на их степень и место. И следует, чтобы как они тогда, так и мы ныне в точности хранили и соблюдали ее и не старались хитростью обойти то, что обойти невозможно, и не бросали опасного жребия. Даром получили, – говорит Господь, – даром давайте. Не берите с собою ни меди, ни серебра, ни золота в поясы свои. Прост и ясен смысл этой заповеди, нет в ней ничего замысловатого, труднопостижимого или требующего хитроумного объяснения. От Меня, говорит, вы получили достоинство священства; если за него вы дали Мне что-либо малое или великое и Я его вам продал, то и вы продавайте его другим; если же даром получили, то и вы отдавайте даром.

Что яснее этой заповеди? Что полезнее для повинующихся? Поистине, горе тем, кто предполагает приобрести или передать дар Божий за деньги. Такие, по определению св. Петра, исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды, потому что объяты собственным сребролюбием. С этим Владычним законом согласуется и правило об этом преподобных и блаженных отцов святого и великого Вселенского собора в Халкидоне. Правило ясно возвестило нам в таких выражениях: «Если какой-либо епископ за деньги совершит рукоположение, непродаваемую благодать низведет до предмета продажи и за деньги рукоположит епископа, или пресвитера, или диакона, или кого-либо другого из числящихся в клире или из-за своего корыстолюбия за деньги произведет в экономы, или экдики, или парамонари, или вообще в любой церковный чин, то всякий покусившийся на это, будучи обличен, да будет подвергнут лишению своей степени, а рукоположенный им да не пользуется вовсе купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства или должности, которые получил за деньги. А если кто явится просто посредником в столь гнусной и беззаконной наживе, то и такой, если он клирик, да будет низвержен со своей степени, а если мирянин или монашествующий – предан анафеме».

Прекрасны и весьма благочестивы заповедания этого святоотеческого правила, которые отражают и пресекают всякое сатанинское нападение и всякое ухищрение диавольское, направленное против духовного дара. Правило ни в коем случае не допускает, чтобы рукоположение производилось или принималось за деньги ни тем, кто совершает, ни тем, кто его принимает. Ни прежде рукоположения, ни после него правило не позволяет давать деньги за рукоположение, так как совершенно воспрещает взяточничество в таком деле. Однако поскольку сейчас, несмотря на явные запрещения, некоторые в Галатии были уличены в том, что пренебрегают этими спасительными и человеколюбивыми заповедями и нарушают их ради скверного прибытка и сребролюбия, то мы со святым Собором, пребывающим в этом царствующем новом Риме, признали за благо все их возобновить, с тем чтобы помимо всякого ухищрения, всякого предлога и всякого измышления совершенно пресечь нечестивый и гнусный, неизвестно как вошедший в святейшие Церкви обычай и чтобы во время воистину неподкупного и чистого провозглашения, совершаемого архиереями над рукополагаемыми, нисходила свыше благодать Святого Духа. А ныне, при производстве за деньги и при действии нечистой руки, не знаю, сходит ли на производимого благодать Святого Духа, по слову возглашения, или, скорее, скрывается.

Итак, знай, муж по всему благочестивейший: всякий, кто бы он ни был, уличенный в чем-либо таковом, епископ, или хорепископ, или периодевт, или пресвитер, или диакон, или кто-либо другой из клира, или мирянин, осуждается общим постановлением и общим решением архиереев, как говорит об этом и вышеприведенное правило святых отцов. Ибо благодать должна быть благодатью, и ее посредником нигде не должно выступать серебро. Итак, да будет и есть отвергнут, и всякого священнического достоинства и служения чужд, и проклятию анафемы подвержен тот, кто думает приобрести благодать за деньги, и тот, кто обещает за деньги ее преподать, будь он клирик или мирянин, будет ли обличен в этом деле или нет. Ведь невозможно, чтобы непримиримое когда-либо примирилось, чтобы мамона пришла в согласие с Богом или служащие ей служили Богу. Принадлежит Владыке следующее неоспоримое изречение: Не можете служить Богу и маммоне. От этих слов по силе исполняясь дерзновения и им повинуясь, вместе со Сказавшим их мы вынесли приговор совершающим такие беззакония.

Твое же преподобие пусть позаботится, исполняя это со всякой бдительностью, сделать это известным посредством копий и подчиненный тебе боголюбезнейшим епископам и периодевтам, а также и всем прочим, чтобы все христиане, единым духом и единой душой сплотившись против общего неприятеля, возмогли с помощью Божией исторгнуть насажденный в нас врагом корень сребролюбия со всеми отраслями зла.

Приветствуем всё с тобой о Христе братство. Здравствуя о Господе, молись за нас, боголюбезнейший брат.

Это послание вместе с самим Геннадием подписали еще 73 епископа (или 81).

Ап. 29; IV Всел. 2; Трул. 22, 23; VII Всел. 4, 5, 19; Василия Вел. 90; Тарасия посл.



Толкование

Святой Геннадий был избран на Константинопольский Патриарший Престол в 458 г. в царствование Императора Льва Великого, после кончины Патриарха Анатолия, участника Халкидонского Собора. Он отличался святостью жизни и совершал чудотворения. Будучи сам нестяжательным, он возмущался распространившимся грехом симонии и для противодействия этому созвал в Константинополе Собор в 459 г., от имени которого и было издано послание, помещаемое во всех канонических сборниках. Святой Геннадий высоко поднял авторитет Константинопольской кафедры. Он почил в 471 г.

К этому слову послания, вместе с самим Геннадием, подписались также семьдесят три епископа.

Смысл настоящего послания раскрывается с первых его слов: в самом вступлении приводится евангельское изречение, относящееся непосредственно к теме послания и цели, ради которой оно было составлено и отправлено. А именно, говорится, что Господь и Бог наш Иисус Христос священный Своим апостолам и ученикам, когда послал их на проповедь Евангелия, дал заповедь, чтобы они подавали другим даром и безвозмездно дар и благодать, полученные от Него, и чтобы не брали за это ни меди, ни серебра, ни золота, ни чего-либо другого вещественного и земного (потому что вещественное и тленное не может никогда быть платой и вознаграждением за небесные и нетленные дары Духа). Эту самую заповедь, которую Господь дал тогда апостолам, Он через них дал и нам, преемникам апостолов, патриархам и архиереям. И как те сохранили ее в точности, так и мы должны ее хранить и не искать, как бы ложным толкованием обойти ясные слова Господа, которые обойти невозможно.

Даром получили, – говорит Господь, – даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои. Просты и ясны слова этой заповеди, не содержат в себе никакой сложной мысли, требующей хитроумного и удовлетворяющего любопытство объяснения. От Меня, говорит Спаситель, вы получили достоинство священства, и если вы за него заплатили много или мало и Я его вам продал, то и вы продавайте его другим, если же получили безвозмездно, то и вы отдавайте безвозмездно. Какая заповедь яснее этой? Что полезнее этого для тех, кто слушается? Поистине горе тем, которые думают получать и давать за серебро дар и благодать Божию, поскольку такие, подобно Симону-волхву, также исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды, как сказал ему ап. Петр.

С приведенной заповедью Владыки и Господа согласно и правило IV Всел. 2 (толкование его см. в своем месте), которое святой приводит дословно. А затем сразу говорит, что предписания этого правила прекрасны, они опровергают всякий диавольский довод, какой бы кто ни выдвинул, поскольку они вместе и в целом запрещают как рукополагающему, так и рукополагаемому давать и получать деньги как за хиротонию, так и за производство, как до хиротонии, так и во время и после нее. Но поскольку оказалось, что в земле галатов некоторые по сребролюбию и ради скверной наживы преступают эти спасительные заповеди и рукополагают за деньги, то нам со святым Собором, проходящим в царствующем граде, показалось разумным возобновить их, чтобы совершенно искоренить помимо всякого ухищрения, предлога и измышления этот нечестивый обычай симонии, который, не знаю как, распространился в Церквах, и, следовательно, чтобы во время совершения архиереями чистых, не за деньги, рукоположений воистину сходила свыше на рукополагаемого благодать Святого Духа. Ведь сейчас, когда хиротонии совершаются за деньги и рука архиереев возлагается и совершает действие нечисто, не знаю, сходит ли на рукополагаемого, как молится о нем архиерей, благодать Святого Духа, или скорее не допускается до него.

Итак, знай, благочестивейший папа, что общим решением архиереев и упомянутым правилом IV Всел. 2 осужден каждый епископ, хорепископ, периодевт, пресвитер, диакон, а также любой другой клирик или мирянин, который был рукоположен за деньги, ибо благодать должна быть поистине благодатью, без посредничества серебра. Следовательно, пусть будет и есть отвергнут и чужд всякого священнического достоинства и действия и пусть подлежит проклятию анафемы как тот, кто думает приобрести благодать священства за серебро, так и тот, кто обещает преподать ее, будь он клириком или мирянином, будет или нет уличен и обвинен в том, что получил серебро. Ведь невозможно никогда прийти к согласию тем, между кем согласия быть не может: между мамоной, т. е. неправедный богатством, и Богом, между работающими мамоне и работающими Богу, – по определению Владыки: Не можете служить Богу и маммоне. И мы, от этих слов Господа исполняясь дерзновения и повинуясь им, против творящих таковое симонитов вынесли данное соборное определение, согласно с желанием и волей Господа, слова Которого мы привели. Потому, священный папа, и твое преподобие, в точности соблюдая это, пусть позаботится с помощью копий известить об этом подчиненных твоему преподобию епископов, хорепископов и всех прочих клириков и мирян, чтобы все мы, христиане, единым духом и единой душой вооружились, победили общего нашего врага, диавола, и исторгли насажденный им корень сребролюбия со всеми его зловреднейшими побегами, один из которых и есть симония.

Сказав это и поприветствовав находящееся с папой братство, святой заканчивает послание, которое подписали все бывшие с ним епископы.

Не священник, ни диакон есть сребром получившии саны.

Продаяи и купляи не сребре священство, оба проклятию анафемы подлежат.

Благочестивейшему с служителю, Геннадий, и иже в царствующии сий Константинополь Новый Рим собравшиися святый собор.

Владыка и Бог и Спаситель Исус Христос, своим святым учеником вручивыи евангельскую проповедь, и учителей тех по всей вселенней к человеком пославыи, зело явственнее заповеда, да его же прияша от Него дар, сей да и они человеком преподают туне, не притяжавающим им зань меди, или сребра, или злата, или коего богатства иного отнюдь вещественного, или земного. За небесная бо и духовная дарования, от земных и привременных вещей ни едина же может быти измена. Сию же заповедь не токмо онем, но и нам онеми заповеда, их же на онех степень же и место привести сподобил есть. И подобает убо якоже они тогда, сице и мы ныне да сохраняем же и соблюдаем, и ниже ухищрятися нам внеухищрительных: ниже тавлию вергати беду имущую. Туне бо, рече, приясте, туне и дадите. Не стяжите злата, ниже сребра, ниже меди при поясех ваших. Просто и изъяснительно заповеди сея есть слово, ничто же различна в себе имея, ниже неудобь постижно, ниже софисткаго, или хитростного требующее сказание. от мене, рече, приясте священстви достоинство. И аще убо за то или велие что вложисте ми в руку, то убо сие продано бысть от мене, продадите и вы другим сие паки. Аще же туне приясте, то и вы туне дадите. Что убо заповеди сея явленнейши есть; что же повинующимся ей полезнейше; горе воистину стяжати дар Божии, или дати сего за пенязи непщующим (мняще). В желчи бо горести, и союзе неправды таковии по отречению Петра святаго суть, яты бывше от сребролюбия своего. Тем же и от преподобных и блаженных отец святого и великого собора иже в Халкидоне собравшегося, с владычним сим законом (хиротонии) согласуется иже о сем канон, иже явствене нам сими словесы провозглашает: Аще кто епископ на имениих поставление (правило 2, 4-го собора) сотворит, и в продажу низведет не продаемую благодать, и поставит за пенязи епископа, или пресвитера, или диакона, или другого коего от иже в клиросе причитаемых: или произведет за пенязи иконома, или екдика или парамонаря, или отнюдь коего клирика срамного ради прибытка своего: иже сия смев сотворити, и обличен быв, да подымет беду в степени своем: и поставленыи, ни единого же от яже покупли бываемыя хиротонии, или произведения успеха имети будет: но чужд да есть сана, или попечения сего, его же за пенязи получил есть. Аще же кто и ходатайствуяи явися в срамных сих и неправедных взятиях, и той (аще убо есть клирик) степене своего да отпадет. Аще же лаик (людин), или мних, проклят да будет. Предобрая, и зело благочестивая канона сего святых отец суть заповедания: всякое наитие сатанинское, и начинание диавольское противу духовному наносимое дару, отревающая же и отражающая. Отнюдь бо не хощет за пенязи бывати хиротонии произведение, ему же прияту бывати, ниже от иже сие действующего, ниже от иже от хиротонии сие произведение приемлющего: но ниже прежде времене хиротонии, ниже в самое то время хиротонии; ниже по хиротонии даяти пенязи прощает. По всему бо иже о вещи сей мзды восприятие отрече. Такожде понеже иные и предьявленне сице возбраненным, изобличени быша неции в Галатийской церкви сущие, не брегуще и преступающе срамного ради прибытка и сребролюбия, спасительная сея и человеколюбивая заповеди: добре иметися в себе вознеищевася и нам, сия истовая паки обновити с святым собором сим, в царствующем сем новем Риме собравшимся, дабы кроме всякого умышления, и всякого извета, и всякого ухищрения, нечестивый сей и мерзкий, не вем коим образом внесшиися обычай в святейшия церкви, всеконечне отсещи. Да воистину некорчемному, и отнюдь чистому от архиерей о хиротониях возвещению бываемому, свыше Духа Святого благодать приидет. Яко ныне убо не вем аще за пенязи произведение творящих, и рукам не чисте действующим, приходити бы имел на производимого по евангельскому гласу, и не паче спрятатися Духа Святаго благодати. Тем же да веси по всему благочестивейшии папо, да всякому коему любо буди осицевым коем ухапляему, епископу ли, или хорепископу (поселному епископу), или обходнику, или пресвитеру, или диакону, или иному коему любо когда буди от канона, или мирянину, общим повелением архиерей, и общим отречением осуждену быти. Яко же о сем и сие святых отец правило варив яве глаголет. Подобает бо благодати присно быти благодати, и отнюдь не ходатаити ею сребреник. Тем же да будет и есть уже выпроповеден, и от всего священнического достоинства же и служения чужд, и проклятию анафемы да подлежит, иже сие пенязьми стяжати непщуяи: и иже то на имениях подаяти обещаваяся, любо аще клирик, аще и людянин будет, аще и обличен был бы, аще и не обличен будет сие творити. Не бо возможно есть снитися когда в едино не снити (сходи)-тельным ниже с Богом согласитися мамоне, или иже той служащим, служити Богу: Владычнее и сие есть отречение непререкаемое, ниже сумнетельное: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6, 18; Лк 16, 18). На сия уповающе мы по силе, и сим повинующеся, с иже сия рекшим, на иже в сих беззаконнующих отречение творим. Да попечетжеся и твое преподобие сия всяко прилежание творяще преписанными изводы (переводы) сущим под тобою боголюбезнейшим епископом, и обходником и иным всем яве сотворити. Да единем духом, и единою душею, вси купно христиане оградившеся, противу общему врагу, с Божиею помощию возможем иже от него насажденыи в нас сребролюбия корень, со всеми его злых прозябении иссещи. Все яже с тобою есть о Христе братство привещаем. Здравствуяи о Господе, молися о нас боголюбезнейшии брате.

Господь, послав своих Апостолов учителями в мир, заповедал давать людям тот дар, который они приняли от Него, не приобретая за него злата, или сребра, или меди, или другого чего-нибудь земного и вещественного. Эту же самую заповедь дает чрез них нам относительно (церковных) степеней: если вы купили от меня, то продавайте; если же получили даром, даром и давайте. Горе по истине тем, кои возмнили или принять, или дать дар Божий за деньги; ибо в желчи горести и узах неправды они связаны сребролюбием; почему и было изречено правило божественными отцами, собравшимися в Халкидоне. И ищи 2-е правило божественного собора в Халкидоне. Прекрасна и благочестива заповедь отцев: невозможно взять ни до рукоположения, ни при самом рукоположении, ни после него, ни когда бы то ни было по причине его. Итак, должно знать, что всякий, кто будет обличен в чем либо подобном, епископ, или хорепископ, или периодевт, или пресвитер, или диакон, или другой кто-либо из числа клириков, или мирянин, осуждается по общему определению и общему приговору: ибо благодать должна быть благодатию, и сребро нигде не должно быть посредником для нея. Итак, да будет отвержен как тот, кто старается приобресть божественную благодать, так и кто – преподать ее за деньги, клирик ли то будет, или мирянин, изобличен ли будет, или не изобличен.