размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 31

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Пусть епископы и клирики ничего не отдают неправославным христианам, даже если они приходятся им родственниками, и через дарение своего имущества, как сказано, епископы или клирики пусть ничего не отдают им.

Ап. 38, 40; IV Всел. 22; Трул. 35; Антиох. 24; Карф. 81



Толкование

Данное правило воспрещает всем членам клира, без различия их иерархических степеней, уступать что-либо из своего имущества неправославным христианам по завещанию, дарственной, или каким бы то ни было иным способом, хотя бы они были и их родственники. Своим частным имуществом, приобретенным независимо от церковной службы, через наследство, по дарственной, или другим каким-либо частным образом, члены клира могут располагать свободно, по своему усмотрению, но всегда и исключительно могут отдавать его только лицам, будь на то физические или юридические причины, исповедующим православную веру. Такая норма установлена 40 Апостольским правилом и 24 правилом антиохийского собора. Неразрешение членам клира уступать свое частное имущество неправославным христианам, хотя бы последние были их родственниками, предписанное данным карфагенским (иппонским) правилом, предписывалось также и греко-римским законодательством. Соответствующие предписания этого законодательства приводятся Зонарой в толковании им данного правила. Даже родные дети членов клира, в случае их отступничества от православной веры, не могли сделаться наследниками имущества своих православных родителей, и это имущество, если не было других православных родственников, должно было перейти в собственность местной церкви. Последнее теперь нормировано светским законодательством сообразно с интерконфессиональными законами в некоторых государствах, и сообразно с предписаниями гражданских кодексов, но для православного церковного права принципиальное значение имеет то, что предписывается данным карфагенским правилом. Α 81 правило карфагенского собора, находящееся в связи с этим правилом, постановляет относительно епископов, сделавших своими наследниками еретиков или язычников, что таковые и после своей смерти подлежат анафеме, и имя их никогда не должно произноситься в святых церквах. Об этом см. далее толкование упомянутого (81) правила.
Православным христианам запрещено и гражданскими законами оставлять что-нибудь еретикам, или неверным, πο наследству, или завещанию, или другим каким нибудь образом. Тоже повелевает и настоящее правило, когда говорит, что епископы или клирики ни одного еретика, или неверного не должны вводить в наследство или в завщание вместе с христианином, хотя бы эти еретики и неверные были, может быть, сродниками или завещателю, или наследнику; даже не должны и дарить им ничего из своего имущества. Об этом более пространное постановление содержится и в 81 (92) правиле сего собора. А в 35-й книге Василик, в 8-м титуле, в главе 38-й найдешь, что ни дети – еретики не могут наследовать своим родителям, ни родители опять – еретики не могут оставлять иных наследников, как только тех собственных детей, которые суть христиане; и если бы у них были и другие дети – еретики, то те должны быть лишены наследства; и если бы родители записали может бытв их наследниками, то если нет у них православных детей, имущество их должно перейти к православным их родственникам. А если не будет у них детей православных, ни таковых же родственников, а скончавшиеся имели звание клириков, то в течение года, считая от смерти, должны вступить во владение им церковники того города, в котором те жили. И в 1-й книге Василик напечатано, что самаритане, или вообще еретики не должны ни наследовать, ни принимать по дару, и сюда же относится все то. что далее 53-я глава указанной книги излагает, как о прочих, так и о самаританских земледельцах. А 11-я глава 3-го титула 5-й книги говорит, что никакой еретик не должен принимать недвижимого имущества от какой либо церкви, или от другого досточтимого дома, ни в наем, ни в залог, ни покупкою, ни другим каким нибудь образом. Той же книги и титула и главы 3-я статья говорит если православный, имѣя помѣстье, в котором находится святая церковь, передаст оное каким бы ни было образом неверному, или просто еретику, то церковь этого селения должна быть изъята из его владения.
Епископы и клирики еретикам, даже если бы они были родственники их, ничего не должны дарить, ни вводить их в наследство.
Еретиками называются те, которые не право мыслят о предметах христианской веры, а неверными те, которые и совсем но веруют домостроительству Бога Слова во плоти. Итак правило говорит, что никакой епископ, или клирик не должен оставлять таковым ничего по закону завещания или наследства, хотя бы они были родственники его; ни даже при жизни дарить им свое имущество. Прочти 83-е (92) правило настоящего собора и 35-й книги Василик, титула 8-го главу 38-ю, вь которой говорится, что родителям не должны наследовать дети – еретики, или на оборот, – и книги 1-й, титула 1-го различные главы, в которых говорится, что не только клирикам, но и мирянам запрещается передавать каким бы ни быю образом принадлежащее им еретикам, или неверным. А 11-я глава 3-го титула 5-й книги Василик говорит, что еретики не должны принимать никакого недвижимого имущества или от какой церкви, или от другого досточтимого дома, ни в наймы, ни в залог, ни покупкою, ни другим каким нибудь способом. Той же книги и титула и главы статья 3-я: если православный, имея поместье, в котором находится святая церковь, передаст оное каким нибудь образом неверному, или просто еретику, то эту церковь должна получить в свое заведывание церковь сего селения. А когда слышишь, что правило говорит, что епископы, или клирики не имеют права назначать наследниками еретиков, или неверных, говори, что епископы должны исполиять то, что содержится в 40-м апостольском правиле и что указывается в 24-м правиле антиохийского собора; ибо на сем основании должно быть во власти их передавать свою собственность по закону наследства, по завещанию, или в виде дара православным; а без сего основания они не могут поредавать оную и православным.

Настоящее правило вслед за предыдущим также выносит определение относительно язычников и еретиков, говоря, что не должно епископам и клирикам, когда они находятся при смерти, включать в завещание в качестве наследников своего имущества верующих и православных своих родственников вместе с неправославными – неверующими или еретиками, – даже если эти неверующие и еретики приходятся им родственниками. Иначе говоря, епископы и клирики не должны в своем завещании оставлять своим родственникам-еретикам ни наследства, ни легата, т. е. дара, а также, пребывая еще в добром здравии, не должны дарить своего имущества еретикам. Гражданские законы тоже запрещают православным христианам оставлять какое-либо наследство или легат еретикам.

Смотри также Апост. 40.

Епископи и причетницы, еретиком аще и сродницы им суть, да не даруют от своого ничгоже: ни прибытка им сотворят.
Достойно есгь епископом и причетником, свое имение даровати имже хотят, но правоверным хрристианом. Еретиком же аще и сродницы их суть, ничтоже от своих не давати, ни в животе, ни по смерти, не оставити, ни инако никакоже тем от своого богатьства прибмтка не сотворити.