размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 7

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если же кто-нибудь, оказавшись в опасности, попросит примирить себя со священным алтарем в отсутствие епископа, то пресвитер, как и следует, должен спросить об этом епископа и затем, по его распоряжению, примирить находящегося в опасности.

Ап. 52; I Всел. 11, 13; Анкир. 6, 22; Неокес. 2; Карф. 43; Василия Вел. 73; Григория Нисск. 2, 5



Толкование

Находящегося при смерти должно удостоить святого причастия – предписывает 13 правило I Всел. собора. В предыдущем правиле (6) говорится, что пресвитер не имеет права во время Божественной Литургии, т.е. публично, давать прощение отлученным от святого причастия вследствие каких-либо грехов; данное же правило определяет, что последнего не должно относить и к тому случаю, когда кто-либо находится при смерти, так как таковому может дать разрешение и пресвитер, удостоив его в то же время и святого причастия, если подлежащий епископ находится в отсутствии. Правило добавляет, что и в таком случае пресвитер все же должен предварительно обратиться к епископу и, только получив согласие последнего, может разрешить умирающего или, как говорите правило, «примирити» того, кому угрожает смерть. Из этого видно, что в данном случае речь идет о тех кающихся, которые еще не прошли всего времени покаяния, но, опасаясь смерти, желают удостоиться св. причастия. Но бывают случаи, что епископ находится далеко от данного места и пресвитер не может получить так скоро надлежащего епископского согласия, – можно ли допустить тогда кающегося умереть без святого причастия? В таком случае пресвитер может и сам дать разрешение грехов, не ожидая согласия на то епископа, как то предписывается 43 правилом этого же собора.
И здесь рассуждение правилом возлагается на епископов; ибо правило говорит: если кто, находясь под епитимиею и подвергшись запрещению приступать ко святому алтарю, будет в опасности относительно жизни в следствие болезни, или по другой причине, и будет просить о примирении его со святым алтарем, то есть о допущении его к божественному причастию, а епископ находится в отсутствии; то пресвитер, по словам правила, должен вопросити «епископа и тако примирити находящегося в опасности, как тот предложит. А разрешение епитимий справедливо возложено на епископов, как по указанной уже причине, так и потому что провозглашение сего приличествует архиереям, как имеющим власть вязать и решить. И иные монахи, принимающие помыслы, если не будет им от архиерея позволено принимать помыслы, не имеют власти – ни вязать, ни решить; ибо Христос дал сию власть священным апостолам; а образ апостолов суть архиереи.
Священник, желая примирить с алтарем находящегося в опасности, пусть вопрошает епископа и поступает согласно с тем, что ему сказано. Выше писанное правило постановило, чтобы примирение совершалось епископом; а настоящее повелевает, чтобы и пресвитеры совершали оное с ведома епископа.
И из настоящего правила действительно объясняется, что без епископского дозволения священникам не дозволяется принимать исповеди людей и прощать грехи. Ибо оно говорит: если кто находится в опасности жизни и пожелает примирения, то есть быть допущенным после исповеди к причащению божественных Таин, а епископ находится в отсутствии, то священник не может примирить его; но он должен спрашивать епископа, который занимает место апостола и принял от Бога власть вязать и решить, и с его дозволения совершать примирение, если по крайней мере будет удобно спросить его. Ибо если епископ находится далеко, а смерть угрожает; то примирение может дать священник и не спросив об этом епископа, по 43-му (52) правилу настоящего собора. И так, если и предсмертное примирение священник дает без епископского дозволения, не как имеющий власть вязать и решить, то тем более он не может принимать исповеди здорового человека. А если это так, и если и шестое правило не дало предписания о том, что́ должно быть тому священнику, который без дозволения епископа примет исповедь, по вопросу Фортуната, если также и настоящее правило ничего не определяет об этом; то некоторые говорили, что наказание нарушителю правила предоставляется на епископское рассуждение. А святейший патриарх господин Михаил, бывший главою философов, говорил, что такого священника должно извергать по силе тех правил, которые определяют извергать совершающих что либо священническое вне своей области, – и нарушителей сих правил.
Поскольку предыдущее правило сказало в общем, чтобы не пресвитер, а епископ, которому и дано право вязать согрешающих, разрешал кающихся от епитимий, то настоящее правило вслед за тем определяет, что, если какой-нибудь кающийся находится в смертельной опасности и желает приобщиться, но архиерей отсутствует, пресвитер должен спросить об этом епископа (если, конечно, опасная болезнь дает на это время) и затем позволить ему приобщиться. Если же епископ находится далеко, а больной уже при смерти и не может ждать, пресвитер может простить больного и без повеления епископа, согласно 50-му правилу этого же Собора (см. также рассказ Дионисия, находящийся в примеч. к I Всел. 13), чтобы больной не был лишен напутствия, необходимейшего для страшного сего отшествия, – а именно, Божественного причастия, согласно тому же I Всел. 13.
Сущего в беде некоей, иерей хотя примирити к святому жертвеннику, да вопросит епископа, и якоже повелит ему, да творит.

Толкование. Преждеписаное правило, от епископа прощению повелевает быти; сеже правило повелевает по воли епископа, и презвитеру таковое творити. Глаголет бо, аще некто в запрещении сыи разболится к смерти, или в некую в напасть впадет, со вопрошением епископа, да разрешит его презвитер от запрещения, и святых даров причастие даст ему: то бо есть глаголет ко олтареви примирение.