размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 3

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было, чтобы эти три степени, через посвящение связанные некими узами чистоты (подразумеваются епископы, пресвитеры и диаконы), как подобает преподобным епископам, иереям Божиим, левитам и служителям Божественных Тайн, были во всем воздержны, чтобы они смогли получить то, чего в простоте просят у Бога, и чтобы переданное через апостолов и закрепившееся с самой древности соблюли и мы в равной мере.

Ап. 5, 17, 26, 51; I Всел. 3; IV Всел. 14; Трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII Всел. 18; Анкир. 19; Неокес. 1, 8; Гангр. 4; Карф. 4, 25, 35, 70; Василия Вел. 12, 27, 88



Толкование

Это правило рассуждает о целомудрии и воздержании посвященных лиц и говорит, что три степени, обязавшие себя и связанные обетом чистоты, то есть епископы, пресвитеры и левиты, то есть диаконы, служащие при божественных священнодействиях, то есть при бескровной жертве, посвящаемой Богу, должны соблюдать воздержание во всем, и не быть воздержными в одном, а в другом опять жить безразлично, но соблюдать воздержание во всем, то есть выполнять всякую добродетель, да возмогут, говорит, получити, чего в простоте просят от Бога, то есть без сомнения и без рассуждения. Ибо они суть посредники между Богом и людьми, умилостивляющие божество к другим и просящие спасение верным и мир миру. Итак если, говорит, они проходят всякую добродетель и таким образом имеют дерзновение к Богу, могут получать и просимое; потому что если бы не имели дерзновения, каким образом ходатайствовали бы за других? Таким-то образом мы соблюдем и то, что предали апостолы, и то, что утверждено от древности, то есть и законоположенное в письмени, и получившее силу без письмени и в следствие долговременного и древнего обычая.
Епископ и пресвитер, и диакон, да будет чист и воздержен.
Это правило хочет, чтобы лица, совершающие святые таинства, то есть епископы, священники и диаконы были исполнителями всякой добродетели, и были воздержны не посредством только целомудрия, но и во всяком деле и действии. Ибо таким образом, говорит, они будут услышаны Богом, когда молятся за людей, и дадут удостоверение в том, что хранят преданное святыми апостолами и древним неписанным церковным последованием.
Воздержание, которого настоящее правило требует от архиереев, иереев и диаконов, заключается в том, что они при рукоположении дают обещание, с согласия и самих жен, никогда телесно не совокупляться с ними и воздерживаться от них, т. е. хранить целомудрие, как это становится ясно из следующего 4-го правила настоящего Собора, а также из правила VI Всел. 30. Это нужно для того, говорит правило, чтобы, благодаря такому постоянному воздержанию и чистоте, которые должны быть в служителях бескровной Жертвы, посвященной Богу, и благодаря воздержанию от всех прочих пороков священнослужители могли получить от Бога исполнение своих прошений о спасении народа, которые они приносят как посредники между Богом и людьми. Это нужно также для того, чтобы они сами в равной мере соблюдали апостольское издревле закрепившееся предание, иначе говоря, как письменные, так и устные предания, по мнению Вальсамона и Зонары

.

VI Вселенский собор, пленяя в послушание Христу это воздержание священнослужителей, предписанное настоящим правилом, и делая из этого местного обычая вселенское правило, в 13-м своем правиле истолковал это воздержание как подобающее иереям во время их чреды совершения богослужения, и определил, чтобы всегда воздерживались от своих жен только архиереи.

Епископи и презвитери, и диакони в чистоте и в воздержании, да пребывают. Се правило разумно.