размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 81

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Заблагорассуждено, да епископы и пресвитеры, и диаконы, по правилам, свойственным их степеням, воздерживаются от жен, которых уже имеют; если же не сотворят сего, да будут удаляемы от церковного чина; прочие же причетники да не принуждаются к сему. Но подобает соблюдать обычай каждой Церкви.

Ап. 5, 17, 26, 51; I Всел. 3; IV Всел. 14; Трул. 5, 6, 12, 13, 30; VII Всел. 18; Анкир. 19; Неокес. 1, 8; Гангр. 4; Карф. 3, 4, 25, 38; Дионисия Алекс. 3; Василия Вел. 12, 27, 88



Толкование

О постановлении этого правила мы уже говорили в толкованиях нескольких правил и особенно в толкованиях 12 и 13 правил трулльского собора. Относительно того, что муж и жена должны в определенное время, ради молитвы, воздерживаться друт от друга, высказался еще в III веке александрийский епископ Дионисий в своем послании к Василиду (прав. 3); данное карфагенское правило применяет это постановление к епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам, подтверждая этим уже изданное им прежде предписание (прав. 25). Данное правило добавляет только, что постановление о воздержании духовных лиц на упомянутых иерархических степенях не простирается и на низших клириков, как не прикасающихся к святыне (ως μη ψηλαφώντας τα αγία), но таковые пусть следуют в этом обычаю своей церкви.
И здесь отцы собора дают священствующим предписание относительно воздержания от своих жен, именно говорят, что епископы, пресвитеры и диаконы, „по правилам свойственным их степеням“, должны воздерживаться от своих жен в дни определенные для чреды каждого, а не исполняющие сего должны быть извержены; но не требуют, чтобы это соблюдали и прочие клирики, об них определено только, чтобы они сообразовались с обычаем той церкви, к которой каждый рукоположен. Итак смотри, что и здесь обычай действует, как закон. И 13-е правило Шестого собора пространнее рассуждает о воздержавии от своих жен, в том смысле, чтобы прикасающиеся к таинствам, воздерживались от них в надлежащее время, также и 3-е правило Дионисия, архиепископа александрийского.
Епископы, пресвитеры и диаконы должны воздерживаться от своих жен, или да будут удаляемы от церковного чина; а прочие клирики да не принуждаются к этому, но пусть соблюдается обычай.

Это правило безразлично постановляет обо всех епископах, пресвитерах и диаконах, чтобы „по правилам свойственвым их степеням“, воздерживались от своих жен; а двенадцатое правило трульского Шестого собора не дозволяет епископам, по совершении над ними рукоположения во епископство, жить купно с своими женами, дабы не подавать тем претыкания и соблазна людям; тринадцатое же правило того же собора прибавляет, что пресвитеры и диаконы, когда удостоиваются рукоположения, не должны давать обязательства разлучаться с своими женами, как это в виде правила утвердилось в римской цервви, но жить вместе с ними и в надлежащее время не лишать друг друга соединения. Эти-то правила и остаются в силе, и по ним действует церковь в настоящее время.

Как должны воздерживаться от своих жен епископы, пресвитеры и диаконы во время своей чреды, сказано и в 13-м правиле трульского собора; и настоящее правило говорит, что они должны быть извержены, если не воздерживаются в то время. От прочих же клириков не требуют этого, так как они не прикасаются к таинствам, но им предписывается соблюдать обычай своей страны. Прочти еще 3-е правило Дионисия архиепископа александрийского. Итак заметь, что во время настоящего собора епископы без предосуждения имели своих жен. А относительно того, какь должны воздерживаться от своих жен пресвитеры, диаконы и иподиаконы, мы написали в различных правилах, то есть в 13-м трульского собора и в других, указанных в толковании того правила. поелику мне кажется странным, чтобы кто нибудь из них мог подвергаться извержению за то, что не воздерживается, хотя этого невозможно знать и доказать (ибо кто знает, когда и как воздерживается, или не воздерживается посвященный от своей жены, чтобы подвергнуть не воздерживающегося извержению?), то я говорю, что принимается за воспрещенное то, чтобы посвященные священнодействовали непрерывно; ибо по этой причине и в 13-м правиле трульского собора отцы упомянули о чреде. И великие церкви на сем основании делят служения посвященных на седмицы; таким образом те, которые не по седмицам, а ежедневно священнодействуют, делаются повинны правилу, потому что непрерывно пребывающие с своими женами и явно делают соблазн, как не воздерживающиеся, хотя бы на самом деле и воздерживались. Если же ныне очень многие священники и диаконы, священнодействующие не по седмицамъ, а ежедневно, или как сверхштатные, или как служащие в молитвенных домах, не подвергаются наказанию, то я недоумеваю о сем и прошу вразумления. Здесь прибавлю только, что, повидимому, в силу настоящего канонического предания воспрещено, чтобы кто либо состоял в клире во многих церквах, и чтобы совершались священнодействия и крещения в домашних молитвенницах, хотя это упразднилось на другом основании новеллою господина Льва философа, которую и прочти в толкованиях на различные правила.
Правило 71. Епископи и презвитери и диакони, от своих сожительниц да удаляются. Аще ли ни, церковного чина лишени будут. Прочие же причетницы на се не нудими суть, но обычай да соблюдается.

Толкование. Се правило всем по ряду повелевает епископом и презвитером и диаконом, в повеленная времена не приближатися к женам своим, во время чреды, егда хотят предстати олтареви, и прикасатися святым. Второе же надесять правило, шестого собора, иже в ТруллЬ полатнем, не прощает епископом по поставлении епископьетва с своими женами жити, да не того ради будут претыкание и соблазн людем положьше. Третие же надесять правило, того же собора повелевает презвитером и диаконом, внегда хотят сподобитися поставления, ве обещаватися отступити от своих жен, якоже римския церкве в чину правила содержат, но жити с своими женами, и во время подобно не лишатися приближения кним. Держатся убо правила она, и по тем и до днешняго дне в церкви пребывает и правится. Епископу же повелевает не лишитися своея жены, не и еще сущим епископом, но хотящему восхитити епископьства сан; таковых убо отмещет сей святыи богоносныи собор: вся бо божественая писания прошед, господьския же заповеди, и апостодьския, н отец богоносных учения; рекше законная правила, и скоропытне рассмотривше, многая убо вних изобретше развращения, яже от еретик, преписующе сия по своим похотем прелагаху, яже на вхождение свое многи соблазны и распри положьше, святей соборней апостольстей церкви: их же чтуще слабии человеци и помраченнии умом, неведуще книг святых разума, ни сил лежащих вних, но точию письмена извыкше, сладости же их не вкусивше, мнятся вожди быти инем, а сами слепи суще. Добре убо о таковых рече Господь во евангелии (Мф. Зач. 94), горе вам книгчии и фарисеи, яко затворяете царьство небесное: сами не входите, ни хотящих внити оставляете.

Вожди слепии: слепец бо слепца аще ведет, не оба ли в яму впадетася. Виждь убо како таковии учителие и законоположницы, возступивше на престол правительства, соблазн положиша претыкания, слабым и грубым, их же сведоша с собою во дно адово. О них же паки рече Господь, горе им же соблазн приходит. Добре ему было бы жернов ослии возложити на выю его, и погрузити во глубину. Да иже убо таковые грубые и невежды мертвы сущыя гладом, не гладом хлебным, но разума словес Божиих отнюдь не имущые в себе возводит на высоту святительства, то вся творимая бесчиния и соблазны тоя земли, вся тые на главу избравшего и, и поставльшего и восходят, и подлежит таковыи гневу Божию, зде, и в будущии век

Что убо подробну вещая, гнев Божии не имать отъятися от них. Повеждь убо ми, есть ли где Господь наш Исус Христос, заповедал нам рек, иже аще кто не разлучится от жены своея, не имать ученик Мой быти, ин несть Мне достоин; ни; не буди то, окаянныи сребролюбивыи человече; но сице рекл, аще не оставит кто отца или матерь, или жену и дети и прочая, не может Мой ученик быти (Лк. Зач. 77). И паки, аще не возненавидит кто, и возмет крест и вследствует Ми, несть Мене достоин. Да ино убо разлучение, ино же оставление, и возненавидение; разлучение убо есть, разделение, еже есть рассечение. Рассечение же, нуждею пререкаемо бывает, потомже делимо и разлучимо. Воистину добре убо Господь глагола (Мф. Зач. 78; Еф. Зач. 232), сего ради оставит человек отца и матерь, и прилепится жене своей, и будета оба в плоть едину, и тело едино. Да како убо мощно кому тело разделити; разве той, иже есть сочетал. Рече бо, еже Бог сочета, человек да не разлучит. И апостолу глаголющу (1Кор. Зач. 138), обещалълися еси жене, не ищи разрешения. И в Гангре собора, правило девятое рече: поклят всяк иже оставит жену свою, изветом благоверия. Да аще убо проклинает благоверия ради, еже есть иночествовати, то кольми паче богатьства ради и чести.

И правило третие надесять шестого собора, диакона и презвитера пущающа жену свою большего ради сана, таковые испоповства изврещи повеле, да смирившеся от большего останутся. Сице убо и епископы седящые на престолех своих и оставляющих, и на ин восступающих, таковых богогласных святых отец правила прокляша, и изврещи я повелеша из епископьства. Такожде и никейского первого собора, пятое надесять правило, и в Средце собора, первое и второе правило, и от общения таковые отлучает: и двадесять первое правило антиохийского собора не повелевает, но праздного епископа, рекоша святии апостоли и богоноснии собори, в епископию праздную вводити, не просто рече праздных рассудишя, иже своею волею оставивша. Но иже нуждею изгнана бывша неверными человеки, и людьми места того, или варварского ради нашествия, или царьства иного наитием. Якоже многажды бысть в Персиде, и в Палестине и в Египте, паче же и во инех мнозих местех ратем нашествие и мятежем мнозем востающим, овии отгоними бываху, овии же ранами и темницами томими многи страсти подымаху, и никакоже не приложшеся ко инех воли, но чисто исповедание свое соблюдше, и веру яже к Богу тверду известно показавше, приятельство же велие возрастивше, к тем, от них же посылаеми бываху: таковых убо повелеваем на престол вдовствующия церкве ввести, по даре же чесхию и большею обложити я, яко да и прочии убо окрест сущии епископи и грубые и слабые, ревность приимше цело исповедание свое снабдят. Аще убо божественых святых апостол и отец правила большая и известнейша и учителнейша, сведящая ветхии весь и новыи закон, в чистоте возрастшые от престола их на ин лучшии возвести повелеша пользы ради людей, но совершеным собором, то кольми паче сим подобает лучьшия им подати чести, иже во мнозе нужди бывше, и веру непорочну снабдеша.

О сем убо и правило четвертоенадесять святых апостол повелевает. Такожде и антиохийского собора правило шестое надесять, известнее же шестого собора, правило седмое надесять. Сице убо и сей свяхыи собор воследствуя евангельскому гласу Господа нашего и Бога Исуса Христа, и прехвальных Его апостол и ученик преданием, таковое же запрещение положиша, на хотящые богатства ради и чести большия пущати жены своя, не точию от сущего на них сана отъяти рече, но и отнюд прокляти, и от святого общения отлучити повеле. Рассудивше убо яковии никогда же изволят в хуждьшу и убожайшу епископию ити аще и нудими суть мноземи, но множайша имения, и славу, и покоя себе ищущии, дерзают разоряти заповеди Божия, их же пагуба смерть, еже во аде мучение, и споспешители их, рече божественое Писание (Ис. Зач. 10), горе творящим свет тму, а тму свет. Свет бо суть божественые заповеди. Да иже суть послушающии, то во свете пребывают. Тойбо сам владыка рече (Ин. Зач. 42): ходяи во свете, не имать поткнутиса, ходите доньдеже свет имате, да тма вас не имет. Ходяи бо во свете, не имать поткнутися. Ходяи же во тме, невесть камо идет. И паки рече (Ис. Зач. 66), на кого призрю; но на смиреного и трепещущего моих словес. И паки, любящые заповеди моя возлюблю, бесчествующии же возненавидени будут. И другие книги, преступаяи рече, обычаи чистотные и целомудреные, без муки не будет.

Да аще убо обычай преступающии, и мучения не имут избежати, то кольми паче Спаса нашего заповеди разоряющии, и Его святых ученик и апостол. Паки ответ имам дати. Рече бо апостол (1Тим. Зач. 282), не новосаждена, не может бо рече не ученыи якоже имеяи держати лука. И не может отроча точно тещи мужеви. И бремя аще наложиши немощному выше силы, то погубит и: но искусным и крѣпким, иже может ратники побеждати. Аще бо воевода будет слаб и страшив, то все воинство в погибель будет. Добре убо божественыи апостол учит рек (Еф. Зач. 233), братие, облецетеся во вся оружия Божия, да возможете стати противу кознем сил неприязненых. Да аще убо к невидимей брани, апостол повелевает крепким быти, то кольми паче зде требе есть противу плотским еретиком готовым быти на победу им. Аще кормчии веглас есть и хитр, обращати корабль во время бури, может спасти корабль от погружения. Аще ли невежда есть, то и во время тишины погубляет корабль, и сущыя внем.

Книга правил. Последние слова сего правила ясно показывают, что произнесший его Собор сам не признавал оного общим правилом для всех церквей. Более ясное и точное постановение вселенской церкви о сем предмете находится в 12 и 13 правилах шестого Вселенского Собора.