размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 143

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Всем было угодно: поскольку в прежних соборных постановлениях были определения о лицах, которых нельзя допускать к обвинению клириков, но не было уточнено, каких именно лиц не допускать, то мы определяем, что к обвинению по справедливости нельзя допускать того, кто, будучи лишен общения, до сих пор пребывает в этом отлучении, – клирик ли или мирянин желает стать обвинителем.

Ап. 74; II Всел. 6; IV Всел. 9, 21; Карф. 8, 19, 30, 129, 130



Толкование

В настоящем правиле упоминаются «состоящие в клире», против которых от известных лиц не должны приниматься жалобы. Среди этих состоящих в клире лиц на первом месте числятся епископы, в силу чего мы можем привести это правило в связь с 8 правилом карфагенского собора, в котором упоминаются только епископы, на которых некоторые лица не имеют права подавать жалоб. В этом последнем правиле (8) воспрещено принимать жалобы на епископов от неблагонравных и опороченных лиц, тогда как в данном (128) правиле последнее воспрещается всем тем, будь то клирики или миряне, которые находятся под наказанием отлучения от церковного общения.

В настоящем правиле не сказано, воспрещено ли отлученным вообще подавать какого бы то ни было рода жалобы на состоящих в клире лиц. Между тем последнее определено другим собором, бывшим много раньше карфагенского, а именно – вторым вселенским. И константинополъским первым, который, различая в своем 6 правиле жалобы частного характера от жалоб характера церковного, предписывает относительно первых допустить подавать их на членов клира каждому, не взирая на его веру или общественное положение, потому что, как говорит упомянутое правило, «подобает бо всячески, и совести епископа быти свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какие бы веры он ни был». Если же дело касается обвинения церковного характера, то необходимо принять во внимание личность обвинителя и, сообразно с этим, решить, может ли быть принята от него жалоба, или она должна быть отвергнута. В этом же смысле надо понимать и те «доносы на состоящих в клире», о которых упоминает данное карфагенское правило. О том же говорит и находящееся с этим в связи следующее (129) правило.

Не всем позволено обвинять епископов, или клириков, но только лицам православным и безупречным, не лишенным общения и не состоящим под уголовным судом, по 6-му правилу Второго вселенского собора, которое пространнее рассуждает об этих обвинениях. А настоящее правило дает определение только об отлученных, чтобы они, пока не будут разрешены от отлучения, не могли обвинять других, будут ли эти обвиняющие клирики, или миряне. А если не могут обвинять лишенные общения, то тем более те, которые совершенно извержены из церкви, – еретики и раскольники. Нужно еще искать, что написано в указанном 6-м правиле Второго собора.

Отлученный не свидетельствует.

Свидетель должен быть неподозритеден: поэтому ни клирик, ни мирянин, отлученный, не должен быть принимаем к обвинению, или к свидетельству против епископа, или клирика.

6-е правило Второго вселенского собора пространнее излагает, от каких лиц должны быть принимаемы доносы на епископа; ибо настоящее правило говорит только об отлученных, представляющих прогив кого либо обвинения; итак прочти указанное правило.

Настоящее правило определяет допускать к обвинению не всех людей, но только безупречных и безукоризненных, так что всякий отлученный клирик или мирянин, пока находится под отлучением, не должен допускаться к обвинению клирика.

Прочти также Апост. 74 и II Всел. 6.

Без испытания на епископы и на причетников клеветников не приимати, ни рабов ни еретиков. Не свидетельствует отлученыи.
Не порочну подобает быти послушествующему. Сего ради убо ни причетник ни мирскии человек, аще есть отлучен, на епископа или на причетника клеветати, или послушествовати, не приятен есть.