размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Сардикийский, Предисловие

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



О Сардикийском Поместном соборе

Святой Поместный собор в иллирийском городе Сардике был созван в 347 г. в правление родных братьев-императоров Констанция и Константа, первый из которых царствовал в Константинополе, а второй в Риме. Собор состоялся через и лет после кончины их отца, Константина Великого. На нем присутствовали 300 отцов с Запада и 76 с Востока, согласно Сократу (кн. 2, гл. 20) и Созомену (кн. 3, гл. 12). Первенствующими из них были Осий, епископ Кордубы в Испании, достойный всякого почтения за свою старость и перенесенные им многие труды, пресвитеры Архидам и Филоксен, три представителя папы Юлия, Максим Иерусалимский, Павел Константинопольский и Афанасий Александрийский (которые присутствовали на Соборе, хотя евсевиане лишили их сана), Сардикийский епископ Протоген и др.

Между восточными и западными отцами на Соборе произошли раскол и разделение, и к взаимному согласию они не пришли. Восточные, арианствующие, когда отправлялись в Сардику, написали западным, чтобы те не предоставляли места на Соборе св. Павлу, Афанасию Великому, Маркеллу Анкирскому и Асклепе Газскому, как изверженным из сана. Но западные отвечали, что не признают этих отцов ни виновными, ни изверженными, а потому относятся к ним как к участникам Собора и принимают в общение. Восточные же, узнав об этом, вернулись обратно в Филиппополь и вновь извергли Афанасия, Павла, Маркелла, Асклепу, Юлия Римского, Осия Кордубского, Протогена Сардикийского и пр. Совершенно не вспоминая об единосущии (хотя Сократ в кн. 2, гл. 20 говорит, что они открыто анафематствовали единосущие), они произнесли анафему только на тех, которые говорили о трех Богах; на того, кто учил, что Христос не Бог и что Отец, Сын и Святой Дух – одно и то же Лицо; и на того, кто говорил, что Сын, возможно, не рожден и было когда-то время или век, когда Его не было.

Оставшиеся же в Сардике западные отцы, проведя Собор, подтвердили Никейскую веру, ничего к ней не прибавив и ничего от нее не убавив. Афанасия, Павла, Маркелла и Асклепу они оправдали, сняли с них обвинения и через императоров помогли им получить свои кафедры. Собиравшихся же в Филиппополе восточных в ответ лишили сана, впрочем, не всех, а только 11 отцов, поскольку не все восточные были арианами, но лишь некоторые, а прочие остались православными (о чем сардикийские отцы сообщают в послании ко всем Церквам), отчего и анафематствовали многие мнения Ария, а божественный Иларий принял их Символ как православный.

Наряду со всем этим западные отцы издали и настоящие правила, необходимые для благочиния и устроения Церкви. Косвенно их подтверждают правила IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов.



Толкование

На границе между восточною и западною половиною греко-римской империи, в Сердике (ныне Софии) в 343 году составился многочисленный собор с целью установить относительно Афанасия великого согласие между восточными и западными епископами, разделившимися между собою вследствие арианских интриг. Всех присутствовавших на этом соборе было 376 членов, из них западных 300 и восточных только 76. Председательствовал известный с никейского собора Осия, епископ кордубский. После того как признаны безосновательными все обвинения против Афанасия и утвержден был никейский символ, собор издал 21 правило о церковной дисциплине, и все эти правила вошли в общецерковный канонический сборник.
Сардикийский собор был в царствование Констанция, сына Константина Великого. Он, приставши к ереси ариан, употреблял усилие к извращению догматов и определений Первого собора. Узнав о сем из донесения тогдашнего папы, брат его Констант, владычествовавший в старом Риме, письмом угрожал брату войной, если он не перестанет волновать церковь и колебать православную веру. А тот отвечал брату письмом, что он ищет точности в вере и имеет попечение о том, чтобы сия точность была утверждена. Итак, оба самодержца согласились в мысли, чтобы был собор архиереев и чтобы имела силу та вера, которая будет ими исследована. Посему, по повелению сказанных братьев и императоров, в Сардике, которая ныне называется Триадицею, собрались епископы в числе трех сот сорока одного, которые, рассудив о никейских догматах, подтвердили их и изложили определение, коим утверждается святой символ никейских отцов и определяется, что он должен иметь силу и пребывать неизменным, а мудрствующие несогласно с ним отлучаются и предаются анафеме. Отцы сего сардикийского собора изложили и правила, относящиеся к церковному устроению, которые суть следующие:

Святого поместного собора, иже в Сардикии, сиречь, в средце. Правил, двадцать одно.

Иже в средце святый поместный собор, бысть царствующу Константину сыну великого Константина: той бо приложися ко ариантей ереси, потщание творяше, яже в Никеи на первом соборе изложеную веру развратити. Сие убо уведев брат его Конста, старого Рима самодержец, от возвещения тогда сущего папы Иулия, и тако советом тогда сущего того папы, грамоту написав, попрети брату глаголя, аще не престанеши смущая церковь, и веру правоверную поколебая, брань воздвигнув прииду на тя. Он же противу тому послав брату глаголя, испытай известно о вере. Той же извещению быти со тщанием повеле: Совещаста убо самодержца оба, собратися архиереям, и от тех избранную веру держати. Тем же повелением реченую брату и царю, собрашася епископи, восточнии же и западнии, числом триста четыредесять един, в Сардикии, иже ныне глаголется Средец: и совопрошанию бывшу о повелениих, иже в Никеи, и согласно вси известиша сия, заповедь изложивше, утвержающе святое сложение веры, иже в Никеи святии отцы изобразиша, и то держати, и непретвориму быти тому повелеша. Мудрствующих же паче того, и не тако верующих, отмещуще и проклинающе. Сии же святии отцы, иже в Средце собрашася, и правила изложиша на церковное строение, яже суть сия.