размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 66

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Этому престолу всегда принадлежала власть по желанию каждой церкви рукополагать епископа, откуда хочет и о ком его просят, называя по имени. Однако благожелательность умеряет это право так, чтобы оказать уважение особе каждого епископа. Поэтому если окажется, что кто-либо имеет только одного пресвитера и тот способен к епископству, то он должен отдать для рукоположения даже этого одного. А имеющего большее число клириков побудят отдать тому одного из них для рукоположения.

Ап. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18; Антиох. 3; сердик 15, 16; Карф. 54, 90



Толкование

В предыдущем (54) правиле этого собора было постановлено, что ни один епископ не имеет права рукоположить для своей епархии клирика, принадлежащего к другой епархии, иначе, как с согласия подлежащего епископа, под юрисдикцией которого находится данный клирик. Это общее каноническое предписание для всех епархиальных епископов. Этим же предписанием надлежит руководствоваться и в том случае, когда дело идет о рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия. Если явится необходимость пригласить из другой митрополичьей (или патриаршей) области кандидата на освободившееся в одной из областей епископское место, тогда подлежащий митрополит (патриарх) этой области должен обратиться к тому митрополиту, которому канонически подчинено данное духовное лицо, и от него просить надлежащего согласия. От этой общей канонической нормы был освобожден во время этого собора, как primas totius Africae, карфагенский епископ, которому собор, подтверждая данным правилом эту привилегию, дозволяет рукополагать во епископа освободившейся епархии каждого, кого он желает и из других областей, без соблюдения требования испрашивать для этого согласие того епископа, которому подчинен данный кандидат во епископа. Подобная привилегия не могла считаться предписанием общего права, но для всех других областных церквей, предстоятели которых не имели упомянутой привилегии, имело значение предписание общего права; таким образом, если является необходимость пригласить на освободившуюся епископскую кафедру духовное лицо из другой области, то глава подлежащей области, т.е. синод, должен просить и получить согласие того предстоятеля, под юрисдикцией которого находится данное духовное лицо, намеченное кандидатом во епископа. Неисполнение этого предписания было бы нарушением канонического предписания.
Кроме изложенного в предшествующем правиле определения о том, что непозволительно епископу присвоять себе клирика другого епископа и рукополагать его, Аврилий предложил слово, что я имею попёчение о моих церквах. А некоторые из них просят меня, когда имеют нужду в епископе, или пресвитере, или диаконе, указывая на такого-то или такого-то. Зная определения, я поступаю согласно с ними, и спрашиваю епископа просимого клирика, объявляя (ἐμφανίζωѵ) ему, то есть давая ему знать и указывая (γνωρίζων καὶ δηλῶν), что его клирика просят принадлежащие к такой-то церкви. И ныне, говорит, не прекословят, но дают своих клириковъ; а чтобы, может быть, после этого некоторые не воспротивились, ве давая просимых для рукоположения во епископа, или в клирика; рассудите: если я приступаю к кому нибудь из епископов с какими либо двумя или тремя из вашего сословия, то есть из числа вас – епископов, а тот окажется недостойным (ἀκαϑοσίωτος), то есть, неиослушным, упорным, что должно сделать? И это не по собственному значению выражений, но смысл течения речи требует такой мысли. Нумидийя засвндетельствовав о принадлежащем престолу Аврилия, древнем преимуществе – рукополагать кого хочет из каждой церкви, предоставил ему брать клириков от когобн то ни было, и рукополагать их. А Епигоний прибавил к этому, что доброволие умеряет власть, ибо ты менее дерзаешь, нежели можешь, всем показуя себя блага и человеколюбива. Сущность его слов состоит в сдедующем: ты хотя и иметь власть принимать чужих клириков и рукополагагь; но доброволие требует чтобъг ты пользовался этою властию с некоторою умеренностию так, чтобы не самовольно отнимать их, но с согласия их епископов; ибо показывать себя благим для всех и советоваться есть нечто меньшее, чем со властию иметь дерзновение на отнятие; ибо твоему рассуждению предоставлено явити уважение лицу каждого епископа, то есть, и ты рассуждаешь о том, чтобы оказывать уважение всем епископам. „Но такожде в первом и единократном сношении с ними, аще заблагорассудишь настояти на то, что состоит во власти сего престола“, то есть: однажды снесясь с епископом того клирика, которого хочешь взять и рукоположить, и сообщив ему относительно его клирика, если не тотчас найдешь его покаряющимся, должен настоять на том, что сей престол имеет власть и в следствие сего хочет взять клирика и рукополагать его. Потом, чтобы не соблазнился кто против него в следствие того, что он позволяет и без согласия епископов брать их клириков и рукополагать, присовокупил, что не мы даем тебе эту власть, но утверждаем оную, то есть предоставляя твоему произволению не со властию брать клириков у других и рукополагать их, но с согласия их епископов. Когда утверждено было за Аврилием право брать чужих клириков и рукополагать их, некто спросил, что, если епископ имеет и одного пресвитера, – и тот может быть взят у него? На этот вопрос Аврилий ответил, что по милости Божией один епископ может рукоположить многих пресвитеров, указывая сими словами, что, хотя священнический сан велик и поставление священниковъ – выше человеческого достоинства и силы, но по милости Божией один епископ может рукоположить многих священниковъ; а найти мужа способного к епископству не легко; ибо епископу, по великому Павлу, должно между прочим и держа́ться ве́рнаго словесе́ по уче́нию, да си́лен бу́дет и уте́шати во здра́вем уче́нии, и проти́вящыяся облича́ти (Тит. 1:9) и уметь быть предстоятелем в церкви, то есть способным и о верных заботиться, и распоряжаться церковным имуществом и боголюбезно управлять. Но не все это в такой же мере требуется и от пресвитера; посему необходимо, если найдется пресвитер способный быть епископом, брать таковаго и рукополагать, хотя бы епископ его имел одного его. Потом другой предложил, что впрочем если иной епископ будет иметь многих клириков, пусть даст неимеющему. И Аврилий сказал на это, что как ты, имея клирика, необходиыо обязываеться отдать его для поставления во епископа, так и имеющий многих будет побужден, то есть и против воли будет вынужден дать тебе одного из них.
Да будет дозволено предстоятелю Карфагена производить в предстоятели церквей, кого бы он ни пожелал, хотя бы кто имел только одного пресвитера достойного предстоятельства; ибо один епископ может рукополагать многих пресвитеров; а способного к епископству трудно найти.

Сей собор, будучи местным, не вселенским, дает некоторые определения долженствующие иметь силу в Карфагене. Ибо Аврилий, епископ карфагенский, следуя правилам и не желая без согласия епископа отнимать у него клирика и определять его в клир в другой город, или поставлять во епископа, и опасаясь с другой стороны, чтбы когда либо кто из подчиненеых ему епископов не отказался отдать некоторых из своих клириков для определения в клир другого города, имеющего недостаток в пресвитерах и диаконах, или для возведения на степень епископства признанных достойными того, сообщил об этом собору, и собор постановил, что предстоятель Карфагена, на котором лежит попечение о всех тамошних церквах, имеет право производить в епископы клириков подчиненных ему епископов, кого только найдет достойным предстоятельства в церквах; и хотя бы кто нибудь (из местных епископов) имел не многих пресвитеров, а только одного, и сей будет признан способным к епископству, поставлять его без всякого сомнения, – потому что не легко найти годного на епископство, между тем один епископ может рукоположить многих пресвитеров.

поелику определено святыми отцами, как в сейчас написанном правиле, так и в других, что епископ не имеет права брать клирика из другой области без воли местного епископа, то Аврилий сказал братству собора: „многократно разные церковные общины из подчиненных мне областей, имея недостаток в способных людях, просили диаконов, или пресвитеров, или епископов из чужого прихода, и я находил такие просьбы уважительными; однако, памятуя канонические постановления, определяющие, что без согласия (местных) епископов не должно брать клириков их и отдавать в другую область, я, согласно таким определениям, сносился в этом случае с епископом просимого клирика. До сих пор я не находил никого прекословящего; но опасаюсь, чтобы в последствии кто либо из епископов не стал возражать мне, ссылаясь на канон. А это делается мною не потому, чтобы я противился каноническим определениям, но потому что, как и вы знаете, на мне лежит попечение о многих церквах. Итак, если имея нужду в способных людях, потребую клирика из другой области и не буду выслушан, и потому буду вынужден придти к епископу, имеющему такого клирика, с двумя или тремя свидетелями из вашего сословия, то есть из епископов, чтобы взять просимого мною клирика, которого нахожу безупречным, (ἀκαϑοσίωτον), то есть достойным и свободным от всякой вины, и тот и в этом случае не соглашается отдать мне своого клирика, рассудите, что мне должяо делать. Нумидий ответил, что карфагенская кафедра издревле имеет власть брать себе клирика, из какой бы церкви не захотела, и, по желанию просившего его народа, рукополагать его на степень, то есть в сан, для какого был он избран. Епигоний сказал Аврилию: хотя ты можешь делать это, по своему усмотрению, но пусть благожелательство побуждает тебя пользоваться сею властию с некоторою умеренностию; конечно ты и сам признаешь за лучшее действовать без всякого соблазна и, уважая своих собратий, не самовольно, но с их согласия брать у них клириков. Итак если посредством первого и единократного сношения, то есть засвидетельствования (о необходимости взять клирика), совесть епископа, у которого просят клирика, будет подчинена, то есть, если он отдает клирика, нет слова; а если нет, то защити свой престол посредством присущей ему издавна власти, то есть возьми клирика, даже если и не желает епископ его; ибо ты имеешь нужду канонически утверждать все церкви“. Но чтобы некоторые не соблазнились тем, что он будто бы вновь позволяет это, (Епигоний) присовокупил, что араво это не дается тебе нами ныне, но было у тебя прежде, теперь же только запечатлевается, то есть утверждается и нами. После таких рассуждений, Постуметиан сказал: „а если бы какой епископ имел одного клирика, то ужели должен быть взят у него и этот.“ На это Аврилий ответил, что по милости Божией рукоположение пресвитеров не представляет затруднений; ибо можно найти многих способных на это (служение), и рукоположить ихъ; а производство епископов трудно и вынуждает (к чрезвычайным мерам); ибо епископ должен быть учителем и обладать высоким умом, чего найти не легко; посему если найдется у кого либо из епископов такой священник, то хотя бы он и один был у епископа, должен быть взят у него и возведен в достоинство епископства, потому, конечно, что возможно и удобно рукоположить других священников, которые займут место взятого и будут священнодействовать. К сему другой епископ присовокупил, что если так, то другой епископ, имеющий многих клириков, пусть даст неимеющему (у которого взят последний, как достойный епископства). Аврилий сказал на это: как ты, имея одного клирика, вынуждаешься отдать его для поставления в епископа, так и тот, кто имеет большое число их, будет побужден (συνωϑήσετας), то есть и против воли будет вынужден дать тебе одного из них. В виду таких определений (настоящего) правила, кто нибудь спросит: поелику и епископу Константинополя предоставлено 3-ю юстиниановой новеллой, то есть 2-й главою 2-го титула 3-й книги Василик, чтб и мы приписали к толкованию на 26-ю главу 1-го титула настоящего собрания, без предосуждения принимать чужих клириковъ; далее поелику и архиепископу первой Юстиниании, то есть болгарскому, предоставлены 133-й юстиниановой новеллой, которая содержится в 1-й главе 3-го титула 5-й книги Василик, и нами помещена в толковании на 6-ю главу 1-го титула настоящего собрания, права древнего Рима и церкви Карфагена; наконец и архиепископу нового Юстинианополя, то есть кипрскому, даны 39-м правилом трульского собора преимущества константинонольской церкви; то не будут ли и они принуждены принимать к себе клириков с ведома их епископов, как это постановлено делать и епископу карфагенскому? Решение. Некоторые утверждали, что поелику названным архиепископам позволено принимать чужих епископов без ограничения, то они не должны быть принуждаемы наперед делать извещение, как настоящим правилом определено поступать карфагенскому епископу. А мне кажется, что и эти первопрестольники должны брать себе чужих клириков согласно с мыслию настоящего правила, подобно епископу Карфагена; как потому что это дело – чуждое соблазна и братолюбное, так и потому, что указанная 132-я юстинианова новелла, упоминая о карфагенской церкви Юстиниании в Африке, приравнивает их в том, что πо крайней мере относится к правам епископским. А если настоящее правило определяет, что, кто имеет много клириков, обязан давать неимеющему, то не будет ли вынужден и епископ, например, Константинополя давать своего клирика, даже и против своего желания, после того, как, например, ираклийский епископ заявит о веобходимости рукоположить константивопольского клирика в священника, или диакона, или в еишскопа? Решение. Не думаю; ибо как скоро будет допущено это, то произойдет уравнение всех епископов по отношению к настоящему предмету, и таким образом преимущество, данное епископу Карфагена и другим, обратится в ничто. Итак мы должны сказать, что только привиллегированные епископы могут рукополагать, по мысли настоящего правила, чужих клириков не только в епископов, но и в диаконов, и в пресвитеров. А прочие епископы не могут ни требовать, ни брать от них клирика иначе, как только в случае нужды поставить его в епископа. Это открывается как из настощего правила, в котором говорится, что рукоположение священников и диаконов не столько затруднительно, как поставление епископов, и по этой причине и один клирик отнимается и возводится в епископство. А если клирик, например, константинопольской церкви, призываемый в епископское достоинство, не примет избрания, то, по смыслу настоящего правила, не должен ли он быть понужден к принятию (своим) патриархом? Решение. Никак; ибо никто не принуждается сделаться архиереем, против воли. Итак правило должно быть понимаемо о том, кто избран и принимаст епископство, но кого не отпускают.
Прочие епископы не имеют права брать чужого клирика без разрешения и отпустительного письма его епископа, однако у Кархидонского престола с самого начала была такая привилегия – брать клириков из любой области и рукополагать их во епископов, кого бы ни попросила, назвав по имени, и ни пожелала любая подчиненная ему область, как говорит настоящее правило (см. также толкование Апост. 16).

Однако доброжелательство Кархидонского престола требует пользоваться этой привилегией и правом умеренно, т. е. не брать чужих клириков самовластно, но ради мира и братолюбия уважать чувства их епископов и брать клириков с согласия и разрешения этих епископов. Поэтому если окажется, что у епископа только один пресвитер и он достоин епископства, то епископ должен отдать его Карфагенскому престолу для рукоположения во епископа. Но если у другого епископа в епископии клириков больше, то и он в свою очередь вынужден будет предоставить тому епископу одного из них для рукоположения в пресвитера на место отданного.

Правило 55. Достоит кархидонскому первопрестольнику, их же аще хощет поставляет старейшину в церквах. Аще же кто единого токмо имать презвитера, старейшинства достойна: един бо епископ многи презвитеры поставити можетъ: не удобь же обретается, иже на епископство подобен.

Толкование. Сей убо собор поместныи сыи, а не вселенскии, повелевает кая подобает в Кархидоне держати. Аврилии бо кархидонскии епископ правилам последуя, и бесповеления епиекопля не хотя причетника его отъяти, во ином граде причетника того, или епископа поставити, бояжеся паки, еда како нецыи от сущих подним епископ не послушают дати некиих от причетник своих, да во ином граде причтени будут, внем же есть скудота презвитер, илн диакон, или в епископьскии сан поставлени будут, достойни суще того: яже о сем в соборе извещану судиша вси отцы, власть имети кархидонскому первопрестольнику, понеже все попечение сущих тамо церквей на нем лежит, да от сущих подним епископом, которые причетники старейшинству церковному аще обрящет достойны, вземлет, и поставляет я. И аще не многи кто презвитеры имать, на единого токмо, и стройна того на епископьство усмотрит, без возбранения да поставит его, понеже не удобь есть обрести на епископьство искушеного. Единому же епископу мощно есть, многи пресвитеры поставити.