размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 76

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Полагаю также, что дело Екития, который уже давно по заслугам был осужден решением епископов, не должно быть оставлено посольством в стороне: если наш брат найдет его в тех краях, пусть позаботится о том, чтобы ради церковного порядка, как должно и где только возможно, действовать против него.

Ап. 28; I Всел. 5; II Всел. 6; IV Всел. 9; Антиох. 12, 14, 15; Карф. 29, 62, 78, 93



Толкование

Некий Екитий – епископ, по словам Аристина, της sv Ίππώνι καθέδρας επίσκοπος, будучи осужден и низвергнут надлежащим собором, не желал покориться решению суда, но отправился из Африки в Италию, возбуждая там народ и производя беспорядки. Карфагенские отцы, составляя для своих делегатов, отправлявшихся к императорам, наказ (руководство), изложенное в вышеприведенных правилах (58–64), в данном правиле предписывают, что, если им случится в проходимых ими местах встретить упомянутого Екития, они должны действовать против него и, ради порядка и авторитета церкви, употребить все меры к тому, чтобы изгнать его, дабы он прекратил нарушать церковный мир.
Экитий был осужден епископами и лишен своего достоинства, то есть извержен; но он не успокоился, а производил смятения. Поэтому (отцы) говорятъ: так как он давно был осужден по своему достоинству, то есть, на сколько был достоин, то и не должно пренебрегать делом его, но заповедать посылаемому туда в посольстао, чтобы если найдет его в тех странах, позаботился, как должно и как может, выступить протяв него, в защиту церковного благоустройства, чтобы из-за него не произошло какого либо смущения в церкви. Ибо, говорят, бесстыдное его безпокойство, то есть что он по бесстыдству не хочет оставаться спокоен, должно побуждать к решительномѵ противодействию..
Экитию, давно осужденному решением епископов и посрамляющему церковное благоустройство должно противоборствовать.

Епископ, быв осужден за преступление и извержен, если думает, что терпит несправедливость, должен обращаться к высшему собору, а бесстыдствовать и стараться самовольно и насильно удержать священство не иное что значит, как противодействовать церковному благоустройству. Итак и сей Экитий, епископ иппонского престола, сделавший это после изнесенного против него осуждения епископов, был признан противником церковного благоустройства.

Экитий был извержен и не успокоивался. Итак Аврилий говорит, чтобы уполномоченные, если найдутъ его, позаботились, сколько возможно, сделать что нибудь для чести церковного благоустройства чрез прекращение его упорства. Все сказали, что это угодно; ибо великое бесстыдство и наглость Экития противоборствуют ему, то есть делают и их несострадательными.
Поскольку упомянутый еп. Екитий, будучи справедливо и по заслугам осужден епископами, удалился в пределы Италии, но не успокаивался и там, то настоящее правило предписывает посланнику и представителю, который должен был туда отправиться, постараться Екития выследить, где бы он ни находился, чтобы он не нарушал церковного порядка. Поэтому настоящим правилом, хотя оно имеет местное значение, мы научаемся тому, что если будут и другие подобные епископы, то их следует подвергать такому же наказанию.
Правило 65. Экитии епископ отдавна осужден быв всех епископ волею, и безстудствуя о церковнем строении, супостат есть.

Толкование. Осужден быв епископ о гресе, и извержен от сана, аще мнится не по праву осужден бысть, к большему собору припасти должен есть. А еже безстудствовати, и по насилию тщатися паки святительство имети, ино ничтоже есть, но токмо противитися церковному строению. Се бо сотворив и сей Екитии иппонского седалища епископ, и по изнeceнем нань суде от епископ, и по нзвержении безстудно паки потщався святительскии сан держати, яко противник осужден бысть церковному строению.