размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Петра Александрийскаго, Правило 1

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Поскольку приблизилась уже четвертая после гонения Пасха, то этого достаточно для тех, которые по доносу подверглись заключению в тюрьму, претерпели беспощадные мучения, нестерпимые раны и многие другие страшные пытки и которым под конец плоть по немощи изменила. Хотя из-за случившегося с ними величайшего падения они не были вначале приняты в общение, однако ради того, что они много подвизались и долго противоборствовали (ведь они дошли до отречения не по своему произволению, но из-за предательства немощной плоти, поскольку и язвы Иисусовы показывают на своих телах, а некоторые уже третий год пребывают в плаче), пусть к их епитимии будут прибавлены в качестве напоминания другие 40 дней со дня их возвращения в Церковь. Проведя в посте после крещения именно такое число дней, Господь и Спаситель наш Иисус Христос был искушаем от диавола. И они, проведя такое же число дней по преимуществу в подвиге и более строгом трезвении, впредь да бодрствуют в молитвах, поучаясь в ответных словах Господа искусителю, который требовал поклонения себе: Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4:10; Лк.4:8; Втор.6:13).

Ап. 62; I Всел. 10; Анкир. 4; Григория Нисск. 2



Толкование

Настоящее и следующие 13 правил, называемые в латинских изданиях canones poenitentiales, составлены из слова Петра ο покаянии (περί μετανοίας), написанного в Александрии в 4-м году гонения Максимина, или в 306 году христианской эры, для павших во время гонений, причем предписывается, каким епитимьям должны быть они подвергнуты. Все эти правила святого Петра Александрийского содержат в себе в общем то же, что и первые 9 правил Анкирского Собора, который имел свои заседания только 8 лет спустя после того, как этот святой отец написал свое слово ο покаянии, из которого составлены настоящие правила. В толкованиях упомянутых анкирских правил мы достаточно говорили ο тех, которые во время гонений отступили от христианства, ο степенях и способах их отступничества, а также ο наказаниях, которым должны быть подвергнуты впоследствии, когда гонения прекращались и они снова возвращались в христианство. Вследствие этого, мы оставляем все 14 правил этого святого отца без специальных толкований, ибо упомянутые толкования соответствующих анкирских правил служат в то же время и толкованиями настоящих правил. Систематическое же изложение учения православной церкви об отступничестве от христианства мы представили на другом месте.
Св. отец делает здесь различие между отрекшимися во время гонений от веры, и говорит, что для тех, которые приведены были к мучителям и заключены в темницу, претерпели жестокие мучения, несносные раны, почти неизлечимые и неисцелимые и другие муки, и после того преклонились и принесли жертву вследствие того, что им изменила немощь плоти, не могшей вытерпеть страданий до конца, достаточно вменить в епитимью – прошедшее время; ибо, говорит, четвертая уже Пасха приближается с тех пор, как они подверглись тягчайшему падению. И хотя в начале, когда пришли с раскаянием, они, может быть, не были приняты, но поелику они приступили к жертве не по произволению, напротив – долго противоборствовали и имеют язвы Исусовы, то есть знаки ран, которые приняли за Христа, и уже прошло три года, как они скорбят по причине падения: то (св. отец) определил присовокупить к епитимии другие сорок дней, считая с того времени, как они пришли с просьбою о принятии. В эти дни, показывая более подвига в покаянии и постясь усерднее, то есть, тщательнее внимая самим себе, они должны бодрствовать в молитвах, содержа в уме, то есть, имея непрестанно в попечении и говоря то, что Господь сказал искусителю: иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и Тому единому послужиши (Мф. 4, 20).
Настоящие правила рассуждают об отрекшихся во время гонений от своей веры и раскаявшихся. И, прежде всего первое правило предписывает, чтобы для тех, кои принесли жертву после многих мучений, которых не могли вытерпеть по немощи, и провели три года в покаянии, были присовокуплены к епитимии еще сорок дней, и чтобы таким образом они были приняты. Заметь настоящие правила, потому что в них определяется нечто особое и нужное об отрекшихся от Бога и ищущих покаяния, а равно – о тех, которые добровольно выступили на мученичество, но пали и снова исповедали веру, и о некоторых других подобных. Нужно тебе искать и большую часть правил анкирского собора.
Настоящее правило выносит такое определение. Кто три года тому назад (ибо это обозначают слова «четвертая Пасха») были преданы другими и сначала заключены в тюрьму, где претерпели жесточайшие мучения, нестерпимые раны и другие беды за имя Христово, а после, побежденные немощью плоти, отреклись от Христа – те не были приняты, когда в то время пытались вернуться в Церковь. Однако ради того, что они много подвизались за Христа и отреклись не по своей воле, но по немощи плоти, а особенно ради того, что в течение минувших трех лет скорбели и раскаивались в грехе отречения, они помимо этих трех лет должны понести еще 40-дневную епитимию. Иначе говоря, они должны столько дней, сколько Господь провел в посте на горе, после чего подвергся искушению от диавола, провести по преимуществу в подвиге и, став более трезвенными, бодрствовать в молитвах, поучаясь в словах, сказанных Господом диаволу, когда тот требовал от Него поклонения себе: Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонишься и Ему одному послужишь(57). И после этого пусть они будут допущены до причащения. Смотри также Анкир. 4.
Четырем убо летом мимошедшим по гонении повелевает много пострадавшем, и потом на долзе мук не могущем терпети и Христа отвергшимся, и паки покаявшимся, и плачущемся, три лета, и по покаянии других, 40, дний, да примут запрещение.
По прошествии уже четырех лет после гонения, постановляем, дабы много пострадавшие, потом побежденные муками и отрекшиеся Христа, и снова раскаявшиеся и уже три года после обращения плачущие, подверглись епитимии еще на сорок дней.