размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 6

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Приготовление мира и посвящение дев да не совершается пресвитерами, и примирять кого-либо открыто на литургии пресвитеру да не будет позволено. Это угодно всем.

Ап. 52; I Всел.12, 13, 19; III Всел.7; IV Всел.16; Трул. 4, 31, 95, 102; IV Всел.7; Лаод. 48; Карф. 7, 43, 44



Толкование

Данное правило воспрещает пресвитерам следующее: 1) приготовление мира (χρίσματος ποιησιν), 2) посвящение дев (κορών καοιέρωσιν), 3) освящение храмов (καθιέρωσιν των ναών) и 4) примирение с церковью кающихся (καταλλαγήν μετανοούντων), предоставляя все это только епископской власти.

1) Приготовление святого мира означает, как говорит в толковании данного правила Зонара и Вальсамон, действие освящения св. мира (του άγιου μόρου τελετή), употребляемого при Таинстве миропомазания. В первые времена церкви миропомазание заменялось возложением рук на крещаемых. Это возложение рук совершали сами Апостолы, сообщая таким образом крещаемым благодать Святого Духа. Тогда возложили (Апостолы) руки на них, и они приняли Духа Святого – читаем мы в Деяниях Апостолов (Деян.8:17); и это делали Апостолы особой властью, полученною ими от Спасителя. Но уже в то же апостольское время мы находим основание нашей теперешней форме таинства миропомазания, а именно находим, что крещаемых помазывали святым миром. Определенного свидетельства в Священном Писании об этом нет, но таковое мы находим в творениях святых отцов и учителей церкви, ближайших к апостольскому времени. Что же касается Апостольских постановлений, то в них не только очень часто упоминается помазание, иногда то μύρον, βεβαίωσις της ομολογίας (III, 17), или же то μύρον, σφραγίς των συνθηκών (IV, 22), но там есть даже полная молитва (ευχαριστία περί του μυστικού μύρου), которая должна следовать после крещения. Кирилл Иерусалимский дает об этом подробное наставление (περί χρίσματος), сравнивая св. миро при миропомазании с освященным хлебом в евхаристии, говоря, что употребление св. мира имеет своим источником Апостольское предание. Таким образом, как право Апостолов возлагать на крещаемых руки перешло к их преемникам – епископам, так к последним перешло и право приготовления и освящения святого мира для миропомазания (для освящения церквей и антиминса и т. д.). Это право епископа основывается на его положении в церковной иерархии, как первосвященника, тем более, что епископская степень являет в себе полноту священства, и содержит все права священнодействования, из которых проистекают все остальные степени священной иерархии. Пресвитеры имеют в церкви власть, обусловленную епископской властью, причем, в отношении исполнения священных служб, пресвитерская власть действует только через те средства, которые освящены первосвященнической епископской властью, так что пресвитеры могут совершать всякое действие в церкви, кроме того, что составляет самую основу этих действий. Кроме того, пресвитеры имеют право через таинства сообщать людям духовные дары, но приготовить средство, благодаря которому человек становится способным принимать эти дары, а именно святое миро для таинства миропомазания, имеет власть только первосвященник – епископ. Этот основной принцип православного церковного права послужил основанием постановления данного карфагенского правила относительно того, что только епископ может освящать св. миро, пресвитер же не имеет права совершать этого. С течением времени право освящать святое миро перешло к патриархам и к епископам только некоторых церквей, имеющих особые привилегии. Так, напр. русской церкви святое миро освящается для всей России в Москве и в Киево-Печерской лавре, откуда оно рассылается по всем епархиям.

2) Второе, что возбраняется этим правилом пресвитерам, это посвящение дев, что также составляет право епископа. Здесь, как говорит в толковании данного правила Зонара, не должно подразумевать диаконисс, но в то время существовал обычай, по которому некоторые девы являлись в церковь и там давали обет провести всю свою жизнь в девства; таких дев, как предавших себя Богу, епископы посвящали особой молитвой и заботились о них, так как после этого они разлучались со своими родителями.

3) Далее правило возбраняет пресвитерам совершать освящение церквей, так как последнее составляет исключительно епископское право. Основанием этого епископского права служит тот же принцип, который мы указали выше относительно права освящения мира. Впрочем, здесь не лишнее припомнить и то, что сказано в толкованиях 31 правила трулльского собора и 7 правила IV вселенского собора.

4) Наконец данное правило воспрещает пресвитерам принимать кающихся и публично разрешать их вовремя Божественной Литургии от грехов. Так как в древней церкви епископам принадлежало право налагать епитимии, принимать для сего кающихся и определять им продолжительность и степень покаяния, так точно исключительному праву епископа принадлежало публично и торжественно принимать в церковь и удостаивать святого причастия отлученных, после выдержанной ими епитимии. Впоследствии многое в этом отношении изменилось, когда введена была тайная исповедь грехов и разрешение от них, что после такой исповеди в обычных случаях могли давать пресвитеры.

Совершение мира есть действие освящения мира, а примирение кающихся есть разрешение исповедавшегося от епитимии, также бывшего в покаянии, и подвергшегося епитимии. Таковый, может быть, как уже достаточно понесший епитимию, или как выполнивший определенное время, и показавший должное раскаяние разрешается от епитимии, и допускается или к стоянию с верными, или и к причащению святых Таин; ибо как с Богом примиряет его архиерей чрез покаяние, так поставляет его и вместе с верными в церкви и удостоивает святых Таин; или бывает, что получает примирение хотя время покаяния еще и не исполнилось, когда например подвергается опасности относительно жизни, как говорит о том следующее правило. А освящение дев не есть рукоположение диаконисс, но был обычай, что приходили в церковь девы дающие обет девства и обещающие хранить чистоту, и таковых, как бы посвященных Богу, епископы освящали посредством молитв, и заботились об охранении и руководстве их после того, как они разлучались с своими родителями, как показывает 44-е (53-е) правило настоящего собора. Это-то и запретил собор совершать пресвитерам: ибо архиереями и святое миро совершается и освящается, и делается примирение кающихся; ибо кому дано вязать, тем предоставлено и разрешать. И вместе с сим требуется тщательное рассуждение, чтобы узнать, от души ли и достаточно ли покаялся согрешивший, для чего пресвитер, может быть, не будет достаточен. И повящение дев повелено совершать архиереям, дабы каждый из епископов, имея сведения, что они освящены, заботился и о поведении и об охранении их. А примирять открыто, на литургии – значит вот что: тем, которые подверглись епитимии и не допускаются в церковь, не дозволяется стоять вместе с верными в церковных собраниях, но наедине славить Бога и Ему молиться не возбраняется; а когда они будут разрешены от епитимий, тогда стоят вместе с верными и открыто, то есть вместе с народом (δῆμος) верных, то есть со всеми верными (πλῆθος) служат (λειτουργοῦσιν), вместо: явно песнословят Бога и служат Богу; ибо слово „служить“ (λεΐτουργεῖν) принимается и в значении служения и песнопения.
И совершение мира то есть приготовление мира, и освящение дев, и примирение кого либо открыто на литургии да не совершается пресвитерами.

Приготовление и совершение святого мира и освящение дев, и совершенное примирение находящихся в состоянии покаяния, так чтобы они открыто стояли вместе с верными и причащались божественных Таин, не дозволено совершать пресвитеру, но должен делать епископ.

Совершение мира (χρίσματος) есть, освящение святого мира; примирение кающихся – принятие помыслов согрешающих и разрешение от епитимии тех, которые, может быть, были подвергнуты епитимии; ибо духовный врач, примиряет их с Богом чрез покаяние и обращение на лучшее. А освящение дев не есть рукоположение диаконис; но был обычай, что приходили в церковь девы дающие обет девства, и епископы молитвами освящали их, как посвященных Богу, и заботились об охранении их, как видно из 44-го (53) правила настоящего собора. Сие-то совершать запретил собор пресвитерам, равно как и освящать храмы, и власть совершать это предоставил архиереям. А примирить открыто на литургии значит вот что: тем, которые подвергнуты епитимии и не допускаются в церковь, не дозволяется стоять вместе с верными, но наедине славить Бога им не возбраняется; а когда они будут разрешены от епитимии, тогда стоят вместе с верными и открыто, то есть явно прославляют Бога вместе с народом. Прочти также 44-е (52) правило настоящего собора; и не найди противоречия с 52-м апостольским правилом, в котором говорится, что епископы и пресвитеры принимают обращающихся, но скажи, что и эти пресвитеры принимают кающихся по дозволению епископов. Таким образом заметь, что худо делают те посвященные монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, а тем более не посвященные; ибо сии последние не могут совершить ничего такого и с дозволения епископского. Посему состоялось и синодальное определение святейшего патриарха господина Феодосия в следствие прошения досточтимой обители Евергетийской в таком смысле, что поелику устав обители определяет, что помыслы монахов должен принимать состоящий игуменом ея, а не посвященному не дозволено принимать помыслы; то необходимо следует, что игуменом должен быть священник. А игуменами, как мы много раз говорили, бывают и не посвященные; и женщины бывают игуменьями, а помыслов людских не принимают. Если эго так, говорят некоторые; то, поелику освящение дев совершается архиереями, не должно давать власти игумену имеющему священство или просто монаху-священнику постригать никакого монаха без епископского дозволения; ибо освящение дев и пострижение монахов есть одно и тоже. А мне кажется, что игумены имеющие священство беспрепятственно могут совершать пострижение и без епископского дозволения; ибо если 14-е правило Седьмого собора дозволяет игумену без ведома епископа совершать и поставление (σφραγίδα) чтеца в своем монастыре, то тем паче дозволено ему совершать пострижение. Прочти еще написанное в самом 14-м правиле. А просто священники монахи должны совершать пострижения с ведома епископского на основании настоящего правила, если только не пожелает кто-нибудь утверждать, что и это может быть совершаемо по одному желанию монаха – священника по силе долговременного обычая, господствующего доныне вопреки закону и правилу. Но я не могу этого утверждать с достоверностью; ибо я не знаю, было ли когда говорено об этом в синоде и утверждено. А чтобы не все священники принимали помыслы людские, но только монахи – священники, – это не справедливо, и думаю, что это преимущество приобретено ими вследствие способности их к соблюдению тайны, и потому весьма неохотно, позволю даже сказать – нигде никто не открывает своих помыслов епископу, или священнику если он не есть монах; и это для епископов и священников есть блаженнейшее, а для монахов – самое опасное; ибо достойным, говорит, и тем, которые подобны апостолу Петру, должны быть даны ключи царствия небесного; и больше не пишу.
Настоящее правило запрещает иереям совершать три священнодействия: приготовлять святое миро из разных ароматических веществ, молитвенно посвящать Богу тех дев, которые, согласно 51-му правилу настоящего Собора, уходя от своих родителей, дают обет девства, и разрешать кающегося от епитимии за грех. Следовательно, им запрещается через приобщение Таин примирять его с Богом, Которому из-за греха он сделался врагом, позволять ему стоять вместе с верными и открыто участвовать в литургии, т. е. молиться вместе с ними, вместе причащаться и с пением гимнов поклоняться Богу (ибо литургией называется и молитва, и славословие Богу). Ведь эти три действия должен совершать архиерей, особенно изготовление святого мира. Примирять кающихся с Церковью с разрешения архиерея может и пресвитер.
И помазанию творение, рекше миру совершение, девицы священие, и смирение в народе службы, от презвитера да не будет.

Толкование. Святое миро творити и совершати, или освящати девицу, или совершеное прощение сущим в покаянии творити, якоже стояти им несуменно с верными, и божественных причащатися даров, презвитеру не оставляти того творити, но от епископ таковым подобает быти. А еже глаголет правило освящати девицу, се есть обычай имяху правовернии человецы исперва и доселе, от дщерей своих едину обручати Богу, или сами некия девицы, желанием божественным ражжегшеся, обещавахуся Господеви девствовати вся дни живота своего. И сия приводими бываху ко архиереом. И тии освящаху их молитвами, и жилище особно близ соборные церкве даяху им, и место отлучено в церкви, да стоят поюще и славяще Бога: и храняще я опасно, и всеми потребами их печахуся. Таковые же греческим языком аскитрие именуются.