размер шрифта

Поиск по сайту



Правила святых апостолов, Правило 44

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Епископ, пресвитер или диакон, требующий проценты от должников, пусть или прекратит делать это, или будет извержен.

I Всел. 17; Трул. 10; Лаод. 4; Карф. 5, 16; Василия Вел. 14; Григория Нис. 6



Толкование

Ростовщичество изображается в правилах как стремление к корысти и отвратительному любостяжанию (I Всел. 17), т.е. как действие, происходящее из одного источника с кражею и вообще всяким незаконным способом приобретения денег. В Ветхом Завете воспрещается избранному народу давать в рост деньги или пищу (Исх. 22:25; Лев. 25:36; Втор. 23:19; Иез. 18:8, 22:12) и говорится, что «праведник серебра своего не отдает в рост и не приниает даров против невинного» (Пс. 14:5). В Новом Завете Иисус Христос повторяет это, и утверждает старый закон для христиан (Мф. 5:42; Лк. 6:30, 34–35). Если божественный закон осуждает ростовщичество вообще, то тем большее значение должен иметь этот закон для самого учителя закона, для духовного лица. о ростовщичестве мы говорим в толковании параллельных правил. Здесь же следует только заметить в связи с 16-м правилом Карфагенского Собора, что духовному лицу не только не возбраняется давать деньги в заем, но такой поступок его заслуживает похвалы, показывая в нем сострадательное сердце по отношению к нуждающимся; но оно должно делать это без всякого расчета и принимать назад не более того, что дало в займы, так как в противном случае оно становится ростовщиком, не взирая на количество полученного им сверх долга, т.е. не взирая на большую или меньшую прибыль. В этом смысле и необходимо понимать слова этого (44) правила, которым осуждается каждое духовное лицо, требующее процентов со своего должника. Строгость наказания, налагаемого этим правилом, объясняется тем, что взимание процентов за занятые деньги считается в отношении духовных лиц равносильным краже и всякому другому незаконному приобретению.
Это правило епископам, и пресвитерам, и диаконам предписывает не требовать лихвы. А 5-е правило Карфагенского собора всякому клирику запрещает взимать лихву. Ибо если это запрещено ветхим законом в словах: да не даси брату твоему в лихву серебра (Втор. 23, 19), то тем более должно быть возбранено взимать лихву тем, которые дали обет жить по Евангелию. Поэтому правило предписывает и извергать дающих в долг с лихвою, если не перестанут. И 17-е правило первого собора, и 10-е Трулльского воспрещают это.
Священник, требующий роста за долг, если не перестанет, извергается. Тот, от кого требуется сострадание к другим, – когда сам отнимает и чужое через рост, – подлежит извержению, если не перестает этого делать.
Ветхий закон говорит: да не даси брату твоему в лихву серебра (Втор. 23, 19). Итак, следуя сему, и настоящее правило говорит, что извергается всякий епископ, пресвитер и диакон, берущий лихву, если не перестанет. А 5-е правило Карфагенского собора, 17-е первого и 10-е Трулльского говорят, что извергается всякий клирик, если не перестанет брать лихву. Ищи еще 9-й титул настоящего собрания глава 27-я.
Давать кому-либо деньги в долг под проценты запрещено еще ветхозаветным законом. Так, Бог говорит во Второзаконии: Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого (Втор. 23:19). И Давид, похваляя праведного, причисляет к другим его добродетелям и следующую: Серебра своего не давал в рост (Пс. 14:5). Если же это было запрещено у иудеев, не тем ли более запрещено теперь у нас, христиан? Ведь здесь Тот, Кто больше храма (Мф. 12:6). Если же это запрещается всем христианам, то насколько больше – священнослужителям и клирикам, которые должны быть образцом и примером всякого добра, и особенно – подвижникам и пустынникам, распятым миру? Подвижник-ростовщик – звучит поистине невыносимо для всякого человеческого слуха. Поэтому настоящее правило и определяет, что тот епископ, пресвитер или диакон, который дает в долг свои деньги и требует от должников процент, пусть или прекратит такое позорное стяжательство, или будет извержен. Следовательно, подобным образом и монахи должны получать соответствующую епитимию, а именно отлучение от причастия, причем с них берется твердое обещание в дальнейшем воздерживаться от этого явного, достойного осуждения беззакония. Согласование То же самое предписывают правила VI Всел. 10 и Лаодик. 4, запрещающие священнослужителям взимать со 100 монет 12 монет в год дополнительного процента, т. е. в месяц по одной монете, и даже половины этого, т. е. 6 монет со 100. А правило I Всел. 17 запрещает не только священнослужителям такую наживу и позорное стяжательство, но и всем вообще каноническим лицам, т. е. клирикам. Карфагенский собор в 5-м правиле идет дальше и запрещает мирянам, а тем более клирикам получать проценты не только с денежных сумм, но и с любой вещи. Ведь если, согласно новелле Льва (Арменопул. Кн. 3, тит. 7), клирикам непозволительно прилежать мирским делам помимо церковных, то как они хотят, чтобы им позволили получать проценты? Тот же Карфагенский собор в 20-м правиле говорит, что сколько клирик дал в долг, столько должен и получать и, если дал какую-то вещь, только ее должен брать обратно. Никифор Исповедник в 31-м правиле предписывает, чтобы иереи не причащали тех клириков или мирян, которые не прекращают брать проценты, и вообще даже и не ели вместе с ними. И божественный Златоуст в 41-й беседе на книгу Бытия, приводя изречение закона не отдавай в рост брату твоему и ближнему твоему (см. Втор. 23:19), говорит: «Какое оправдание можем представить мы, христиане, ставшие более жестокими, чем сами иудеи? Мы, после благодати Евангелия и домостроительства воплощения Владыки вселенной оказывающиеся ниже или, точнее сказать, хуже евреев ветхого закона?»429. Ведь те не брали процентов с единоверных им иудеев, а мы дерзаем получать проценты и лихву от наших братьев христиан! Смотри, что говорит и Василий Великий, толкуя известное изречение из 14-го псалма серебра своего не давал в рост (Пс. 14:5). Среди прочего он говорит и следующее: «Это поистине крайне бесчеловечно, когда бедный и нищий берет в долг у богатого, чтобы облегчить свою несчастную долю, а богатый не довольствуется своим капиталом, но придумывает, как извлечь выгоду и получить процентную прибыль с несчастья нищего. Ростом же (τόκος) или порождением (γέννα)430 процент с денег назван из-за огромной плодовитости зла, потому что деньги ростовщиков и лихоимцев в то самое время, когда даются в долг, тогда же и рождаются, и уже сами готовы родить. Или, может быть, потому процент назван ростом или порождением, что естественно вызывает у должников скорбь и боли, подобные родовым, и как для беременной женщины тяжелы болезни рождения, так и должник мучается, когда наступает срок выплаты процента»431. В 14-м правиле Василий Великий говорит, что если тот, кто получает проценты, разделит нищим эту неправедную прибыль и впредь оставит сребролюбие, то он может стать иереем. Прочти и 18-ю гл. книги прор. Иезекииля, в которой сказано, что тот, кто помимо прочих добродетелей серебра своего в рост не отдает и прибыли не берет432, считается достойным жизни. Тот же, кто сверх прочих своих пороков еще и в рост одалживает, считается достойным смерти433. Наконец, «Апостольские постановления» (кн. 4, гл. 6) предписывают иереям не принимать от берущих проценты ни приношений, ни плодов434.
Епископа и пресвитера и диакона лихву вземлющего правило сие от сана извергает. Лихву вземля от должника святитель, аще не останется того, да извержется.
Господу глаголющу, продадите имение ваше и дадите нищим (Лук. 12:33). И паки, блаженны милостивые, яко тии помилованы будут (Матф. 5:7). И наводит, милости хощу, а не жертвы (Ос. 6:6). Аще который епископ, или пресвитер, или диакон не токмо не милует не дая от своего имения, но к тому еще и чужая восхищает лихву вземля от должник, да аще не останется таковое творя, да извержется.