размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 97

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Пусть никто из братьев не дерзает безрассудно предпочитать себя тем, кто рукоположен прежде них, но пусть каждый знает определенный ему Богом чин. Рукоположенные позже пусть обращаются к рукоположенным раньше и не дерзают делать что-либо вопреки их мнению. А тем, кто пренебрегает рукоположенными прежде них и поступает дерзко, весь Собор должен надлежащим образом препятствовать.

Ап. 34; I Всел. 4, 6, 7, 18; II Всел. 2, 3; III Всел. 8/9; II Всел, 9, 17, 28; Трул. 7, 36, 39; Антиох. 9; Лаод. 20, 56; Сердик. 3, 4, 5; Карф, 17, 39, 89



Толкование

Согласно древнему обычаю Африканской церкви, старшим епископом должен был считаться тот, который прежде принял посвящение. Последнее категорически провозглашается и епископом Аврелием в мотивировании данного правила. Между тем некоторые епископы, не желая придерживаться этого, выставляли на вид привилегии и значение своих кафедр, и на общих епископских собраниях старались занять места выше епископов меньших кафедр, несмотря на то, что последние бывали и старше их по посвящению. По поводу этого и издано было данное правило, причем общим голосом собора для Африканской церкви было утверждено каноническое значение существовавшей в этом отношении практики. Для того же, чтобы впредь избежать споров о старшинстве, настоящий собор одним 89 правилом постановляет, что каждый епископ при своем посвящении должен получить от поставляющих его особую грамоту с собственноручными их подписями, где точно надлежит обозначить день его посвящения.

Правило допускает исключение для некоторых первенствующих кафедр Африканской церкви, что выражается его заключительными словами относительно Мавритании и Нумидии.

Тогда еще не было назначено для всех церквей степени и чина, а только для главнейших, как указано и в конце настоящего правила; епископы же прочих церквей пользовались предпочтением, смотря по времени их хиротоний. Итак отцы собора заповедуют соблюдать это, так чтобы прежде поставленные епископы быди предпочитаемы позднейшим; а за первенствующими церквами Нумидии и Мавритании было бы сохранено это право на основании письменнохранилища и списка (престолов) Нумидии. Ибо в Нумидии было, как кажется, какое-то росписание (ματρίκιον), содержащее в себе нечто относительно чина и степеней указанных церквей, и хранилось это древнейшее росписание, пповидимому, при первом престоле, в (тамошней) митрополии Константине.
Не предпочитай себя тому, кто прежде тебя, но последуй за нимъ; а пренебрегающий прежде бывших сам должен подвергнуться пренебрежению.

В тогдашней Африке и в других местах епископии не имели никакого различия в чести престола, но все были равночестны; епископ же, поставленный прежде, был предпочитаем тому, кто был поставлен после, как в престоле, так и в прочих канонических отношениях; и таким образом епископы следовали один за другим, смотря по времени своих поставлений. Итак епископу, который в стране Афров не соблюдал этого порядка, но превозносился и пренебрегал посгавленных прежде него, собор определил быть в пренебрежении от всего собора.

Как кажется. в тогдашнее время еще не были приведены в порядок н определены престолы церквей, и поэтому отцы определили, чтобы пользовались предпочтением те, которые ранее приняли поставление. А ныне это не действует; но престолы церквей польауются честию по роситисанию, изданному императором господином Львом Мудрым, которое хранится в архиве святейшей Божией великой церкви. Что же касается до права старшинства, о котором говорится в настоящем правиле, то оно действует по отношению к чинам клириков; ибо здесь каждый почитается по старшинству времени своего рукоположения. По отношению же к степени всех начальственных должностей (τῶν ἐκκλησιαστικῶν ἀρχοντικίων) это не соблюдается, но положение каждого определяется по воле поставляющих архиереев, и часто младший (по поставлению) предпочитается старейшему по той причине, что церковно-правительственные должности (όφφίκια) в несобственном смысле называются степенями; собственно же (κυρίως) степенями и чинами мы называем сословие священников, диаконов, иподиаконов и чтецов.
В первенствующих африканских областях, имевших преимущество, как например, в Нумидийской, Мавританской, Константинской и пр., соблюдался порядок старших и младших епископов, как видно из 5-го деяния настоящего Собора. В остальных же областях такого порядка старшинства не соблюдалось, но те епископы, которые были рукоположены раньше, предпочитались рукоположенным позже. Об этом и выносит определение настоящее правило: рукоположенные позже пусть не делают ничего без согласия рукоположенных раньше. Собор пусть препятствует тому, кто осмелится поступить иначе.
Правило 87. Меньшему болшаго предпочитати. Да не почтеши себе больми сущего прежде тебе, но да последствуеши. Не брегии же о первом от него, сам не брегомь будет.

Толкование. Во Африкии тогда и во иных странах, правовернии епископи, не имяху по престолом различные чести, но вси бяху равночестни. Епископ же преже поставленыи, и поставленого по нем, и седанием, и в правильных взысканиих, и во ответех честней бяше. И тако иже по них, по летом поставлениа их последоваху. He хотящего же по тому уставу творити епископа во Африкийстей стране, но гордящася н самомнима суща, и о старейших его не брегуща, повелеша отци не брегому быти таковому от всего собора.