размер шрифта

Поиск по сайту



Седьмой Вселенский Собор - Никейский, Правило 15

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Клирик отныне да не назначается в две церкви, ибо это свойственно торгашеству и корыстолюбию и чуждо церковному обычаю. Ибо мы слышали сам глас Господень: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, a о другом нерадеть (Мф. 6:24). Итак, каждый, по апостольскому гласу, в чем призван, в том должен оставаться (1Кор. 7:20) и служить в одной церкви. To, что происходит в церковных делах по корыстолюбию, чуждо Богу. Для удовлетворения потребностей этой жизни есть различные занятия. Поэтому, если кто-нибудь хочет, пусть доставляет себе нужное для тела с их помощью, ибо апостол сказал: Нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии (Деян. 20:34). И так должно быть в этом богохранимом городе. В отдаленных же местностях из-за недостатка людей пусть делаются уступки.

Ап. 14, 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18, 31; VII Всел. 10; Антиох. 3; Сардик. 15, 16; Карф. 54, 90



Толкование

В этом правиле повторяется в существенном 10 и 20 правила IV Всел. собора, что всякое священное лице может служить только при одной церкви. Бывало, что отдельные епископы строго не держались этих правил и давали тому или другому священнику по две церкви (в тесном смысле нынешние парохии-приходы) для служения; а как видно по смыслу этого правила, делали то священники, ссылаясь на свое бедственное экономическое положение и малый доход, который они получали от одной церкви (парохии-прихода), и след. оправдывались потребностью увеличить средства содержания служением еще при другой церкви. Об этом правило говорит, что сие свойственно торговле и низкому своекорыстию и антиканонично, и потому определяет, что это совсем должно быть прекращено, и всякий священник должен блюсти только одну церковь. Имея в виду то, что священник доходами от одной церкви как будто не может существовать и удовлетворять потребности свои и своей семьи, правило указывает, что для этого есть и другие занятия, которыми он может заниматься, и пусть таковым способом приобретает сколько нужно для существования, взирая на пример ап. Павла (Деян. 20, 34). Впрочем, правило это имеет в виду Константинополь, где проживало1358 множество священников, а относительно других мест, где нет большого количества священников, можно допустить изъятие, следовательно, можно дозволить одному священнику обслуживать и две церкви, но только тогда, когда требует этого нужда церковная и когда это делается не по материальным соображениям.
Это правило запрещает одному и тому же клирику определяться к двум церквам, называя это низким своекорыстием и торговлею, – ибо никто не может двема господинома работати (Мф. 6, 24), и: кийждо, по Апостолу, в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает (1Кор. 7, 20), – и повелевает пребывать в той церкви, в клир которой кто определен сначала. Ибо все, что в церковных делах бывает для низкой корысти, отчуждает от Бога. А определение к двум церквам бывает затем, конечно, чтобы от обеих получать содержание, что свойственно низкому своекорыстию. Но чтобы не возразил кто: как же будут жить вступившие в клир, когда недостаточно того, что дается им от одной церкви? Составители сего правила противопоставляют, что для удовлетворения потребностей жизни существуют различные занятия; и клирики пусть обращаются к какому-нибудь из них, дабы чрез них добывать себе потребное; и приводят изречение из Апостола, который сказал: требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии, как написано в Деяниях (20, 34). Но этому, говорят, заповедуем быть в сем царствующем граде по причине великого множества клириков живущих в нем; а в прочих местах, где есть недостаток в людях, пусть будет допущено, чтобы один определялся к двум церквам.
Впредь клирик не должен определяться к двум церквам в Константинополе; а вне его да будет допущено изъятие по причине недостатка в людях. Никто же может двема господинома работати; ибо либо единого возненавидит, по слову Господа, а другого возлюбит; или единого держится, о другом же вознерадит (Мф. 6, 24). Поэтому сей собор и отвергает, как чуждое Богу то, что бывает в церковных делах по низкому своекорыстию; и не позволяет в Константинополе, где существует множество посвященных лиц, одному клирику определяться к двум церквам, но обратится при единой церкви. А если не довольствуется тем, что ему дается на житейские потребности, то определяется, чтобы таковой обращался к какому либо другому занятию и от него приобретал потребное для тела; ибо и Апостол так поступил, как сам говорит: требованию моему и сущим со мною послужисте руце сии (Деян. 20, 34).
Это правило ясно; ибо определяет, чтобы никакой клирик не определялся к двум церквам, потому что это есть низкое своекорыстие и торговля. А если бы кто сказал: откуда же клирики будут иметь безбедно средства к жизни? – таковому отцы говорят, что существуют многие и различные занятия – свободные и непредосудительные; пусть чрез них и приобретают потребное. В пользу этого они привели и изречения из Деяний Апостольских и Евангельские. Впрочем для мест вне сего царствующего града, где есть недостаток в людях, знающих грамоте, они допустили и к двум церквам определяться иному клирику. А ныне бывает наоборот; ибо вне царствующего града, по причине императором данных священникам привилегий, клириков более, чем церквей; и потому никто не определяется к двум церквам; а в царствующем граде многие определяются не только к двум, но и к трем церквам. Пренебрегаются предписания настоящего правила потому, как кажется, что в нем не подвергаются наказанию нарушители его; или по причине множества церквей и недостатка достойных людей и средств содержания. Те, которые говорят будто правило рассуждает о желающих определяться в клир двух городов, говорят несправедливо; ибо это подвергли строгой каре и другие различные правила.
Настоящее правило запрещает зачислять какого-либо клирика в клир двух церквей, расположенных либо в одном городе, либо в двух, поскольку это дело совершается по корыстолюбию, а именно для того, чтобы назначенный клирик получал содержание от двух церквей. Бывающее же из корыстолюбия чуждо и Богу, и клирикам. Ибо Господь говорит, что никто не может служить двум господам: он или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одного заключать в объятия, а другого презирать. И Павел предписывает каждому оставаться там, куда он был призван Богом. Если же эти клирики оправдываются, что не могут прожить на содержание от одной церкви, то пожалуйста, в мире существует множество благочестивых занятий – и пусть работают, чтобы удовлетворять потребности тела. Ведь и Павел собственноручным трудом приобретал необходимое как для себя, так и для бывших с ним, как он сам об этом говорит. Итак, зачисление какого-либо клирика в две церкви в этом царствующем городе да не совершается ввиду большого количества в нем клириков, а в отдаленных местах пусть дозволяется ввиду недостатка иереев и клириков.
Причетник в двою церквах да не служит. Но в той в ней же поставлен бысть. – Причетник в две церкве, прочее да не вчиняется, в Константине граде; вне же града се отпущено есть скудоты ради человек.
Не может раб двема господинома работати: ибо или единого возненавидит, а другого возлюбит по господскому гласу, или единому послужит, а о друзем нерадит (Матф. 18). Сего ради и бывающие в церковницах вещи лихого ради прибытка, яко чужде Богу, собор сей отмещет и не прощает, в Константине граде, идеже есть множество священник, в две церкве единому причетнику вчитатися, но во единой церкви пребывати. Аще же не досыти ему на житейския потребы даемыя от церкве, художество некое другое делати ему повелевают, и оттого приимати потребу телесную: тело бо творяше и Апостол Павел, якоже сам глаголет, потребам моим и сущим со мною си руце поработасте. (Деян 44).