Дополнительные материалы по Крещению
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Истинным крещением считается только то, которое совершено по правилам Православной Церкви. В 49-м правиле Святых Апостолов говорится о неверной тайносовершительной формуле произносимой священником в крещении, а в 50-м правиле о неверном способе совершения таинства. В том и другом случае священнику грозит извержение.
Толкование священноисповедника Никодима Милаша на 50 правило Святых Апостолов: «В этом правиле предписывается совершать крещение посредством троекратного погружения (βάπτισμα, immersio) крещаемого в воду, причём духовное лицо, не совершающее таким образом крещения, должно быть извержено из своего сана».
Но скажут, понятно, что неправильно крестивших надо извергать, но откуда мы знаем, что такое крещение недействительно? Говорят ли об этом правила?
Никодим Милаш толкуя 47 правило Святых Апостолов пишет: «Крещение есть необходимое условие для того, чтобы вступить в церковь и сделаться истинным её членом. Оно должно быть совершено по учению церкви (Ап. пр. 49, 50) и только такое крещение называется по этому правилу истинным (κατά άλήθειαν). Епископ или пресвитер, позволивший себе вновь крестить кого-либо, уже получившего такое крещение, подлежит извержению из священного сана, так как истинное, правильно совершённое крещение никогда не должно более повторяться над одним и тем же лицом. От истинного крещения правило отличает ложное крещение, не совершённое православным священником по учению церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила «от нечестивых оскверненного» (τόν μεμολυσμένον παρά τών άσεβών).
Относительно того, какое крещение считалось ложным во время издания Апостольских правил, говорится в 49-м и 50-м Ап. правилах. Такое ложное крещение считалось недействительным, т.е. получивший его как бы и не был крещён, и в силу этого правило угрожает извержением епископу или священнику, не окрестившему принявшего такое ложное крещение, и тем самым как бы признавшему это крещение истинным и правильным».
Как мы видим, такое «крещение» не только считается недействительным, но и тех епископов и священников которые считают его действительным, 47 правило предписывает извергать.
Указы святителя Луки Войно-Ясенецкого, касающиеся крещения, духовенству Крымской епархии
«До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных строго следить за проявлениями корыстолюбия священников, служащего нередко поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличенные в требовании определённой платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении.» 11 марта 1948
«Тяжело скорблю о том, что скоро нерадивые священники совсем отучат народ от совершения величайшего Таинства крещения. После запрещения в священнослужении священника Николая Мищука за крещение окроплением или поливанием воды на голову одетого крещаемого я поручил всем благочинным проверить, как крестят подведомственные им священники, и получил ответы, что все крестят трёхкратным погружением. Однако, к великому огорчению моему, я случайно узнал о двух священниках, что они крестят поливанием или оплёскиванием, а один даже Таинство миропомазания умудряется совершать на одетом больном. Один из этих священников уже уволен за штат, а другой будет запрещён. Узнал также, что повсюду в Крыму принято исповедовать людей, накрывая их епитрахилью. Этого нельзя делать, ибо покрывать епитрахилью положено только при произнесении разрешительной молитвы. На всенощной большинство священников открывают Царские врата при пении «Ныне отпущаеши...» Это совершенно неправильно. Открывать врата надо при окончании молитвы «Отче наш», перед пением «Богородице Дево, радуйся». Насильно причащать маленьких детей, буйно сопротивляющихся, никак не следует» 28 июня 1950 г.
«…Напоминаю также о моём давнем строгом запрещении крестить обливанием, а обязательно троекратным погружением. Не подчиняющиеся этому требованию священники будут мною запрещаться в священнослужении на полгода» 6 июня 1952г.
«С великим горем узнал я, что огромное большинство священников Симферопольской епархии и до сих пор крестят обливанием или окроплением, часто даже не раздевая крещаемых. Нашёлся даже протоиерей, ныне уволенный, который ограничивался тем, что просил крещаемых опустить кисти рук в воду. Другие священники вместо троекратного погружения всего тела в воду поливают немного воды на голову одетого крещаемого.
В Римско-католической церкви крещение совершается не погружением, а троекратным обливанием, но, конечно, не одетого человека, и в нашем обличительном богословии мы осуждаем их за это, а сами поступаем несравненно хуже. Величайшее Таинство Kpeщения чрезвычайно уничижается поступающими так священниками, дерзающими до крайности сокращать чинопоследование крещения, совершающими его в одной епитрахили, а не в полном облачении. Этим они показывают, что они не верят в спасительность великого Таинства и смотрят на него как на пустой обряд. Крестят в холодной воде и тем вызывают справедливый протест крещаемых и их родителей. Народ уже так привык к кpeщению младенцев и одетых чуть ли не в шубы подростков и взрослых окроплением, что от верующих и с благоговением относящихся к Tаинству священников требуют кpeщения окроплением, отказываясь от крещения троекратным погружением, и многие священники удовлетворяют их требования. Тогда как, конечно, надо самым решительным образом настаивать на погружении и упорно отказывающихся оставлять некрещёными» 5 февраля 1953г.
«К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, Таинство крещения совершается некоторыми священниками через обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа … О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжёлой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключёнными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введённая уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещённых», конечно, надо перекрещивать, ИБО ТАИНСТВО НАД НИМИ НЕ СОВЕРШЕНО [!!!].
Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему Таинству Крещения. Повинны в этом, хотя и в меньшей мере, и те священники, которые во избежание труда освящения воды оставляют на многие дни крещальную воду до следующего крещения. Только в крайних случаях нездоровья или немощи священника допустимо хранить крещальную воду не более одного-двух дней. При нынешнем падении религиозности и распространении безбожия случается иногда, что некоторые восприемники приходят нетрезвыми и требуют совершить крещение как можно скорее, или хотя и трезвы, но не знают ни одной молитвы и даже не умеют осенить себя крестным знамением. Таких нечестивцев, конечно, нельзя допускать к участию в Таинстве. Весьма достоин подражания пример священников, у которых на стене храма написан Символ веры и важнейшие молитвы. Весьма согрешают священники, совершающие Таинство крещения в одной епитрахили, а не в полном и притом белом облачении или хотя бы без поручей. Поручи можно иметь простые белые, легко высыхающие после смачивания в купели. Я писал уже раньше, как надо поступать с водой после крещения и со всякой освящённой водой. Теперь повторяю, что у всякого храма или вообще в ограде должен быть выкопан сухой колодец не менее двух метров глубиной, прикрытый крышкой. Слитая в него крещальная вода будет медленно всасываться в землю. Деревянные кадки и бочки для крещения подростков и взрослых должны содержаться в полной чистоте и ни для каких других надобностей не употребляться. По этой причине крещение в домах может быть допускаемо только в самых крайних случаях, ибо там священник принуждён крестить в каком попало сосуде, которые и впредь будут употребляться для нечистых надобностей, и вода будет вылита куда попало. Еще два слова о помазании елеем междорамия. Это малопонятное слово толкуется различно. Я считаю правильным под словом «междорамие» понимать пространство на спине между лопатками. На священников, которые будут строго исполнять все данные мной указания, призываю благословение Божие и благодать Святого Духа...» 12 января 1955 г.
«Мне известно, что большинство наших священников, говоря о Таинстве крещения, неправильно говорят «перекрестил», а о Таинстве брака «перевенчал». Слово «перекрестить» имеет двоякое значение: во-первых, осенить крестным знамением и, во-вторых, снова совершить крещение над неправильно крещённым [например, еретиками), поэтому слово «перекрестил» не должно потребляться о Таинстве крещения, а следует говорить только «крестил». То же самое и в отношении Таинства брака: нельзя говорить «перевенчал», а только «венчал». Точность выражений, когда речь идёт о великих Таинствах, имеет, конечно, большое значение, и священникам, погрешающим против неё, следует отвыкнуть от неправильных выражений «перекрестил» и «перевенчал»».
«Уже четыре священника наказаны мною за крещение подростков и взрослых обливанием. В четвёртый раз строго запрещаю это грубое нарушение Таинства крещения и предупреждаю, виновных в нём буду запрещать в священнослужении. Крещение взрослых должно совершаться только в городских соборах, а для подростков в каждой Церкви должны быть заведены деревянные кадки для погружения» (указы свт. Луки (Войно-Ясенецкого) https://azbyka.ru/ otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ukazy/).
Приложения к материалам по Крещению
«Если же кто спросит: для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: для чего в начале в сознание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого. Поэтому не допытывайся. А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего: однажды, когда Дух сошёл, прежде употребления воды (Деян.10:44), апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: «кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа» (Деян.10:47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и всё это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, – выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что всё это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел:
«мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6:4);
также: «ветхий наш человек распят с Ним» (Рим.6:6); или:
«мы соединены с Ним подобием смерти Его» (Рим.6:5).
Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. «Крещением, – говорит Христос, – которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10:39). И в другом месте: «крещением должен Я креститься» (Лк.12:50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел – воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня.
Уже не нужны ни мать, ни муки рождения, ни сон, ни сожительство и соединение плотское; строение естества нашего совершается уже свыше, — Духом Святым и водою. А вода употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то — вода для верного: он в воде зачинается и образуется. Прежде было сказано: «да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую» (Быт.1:20). А с того времени, как Владыка снизшёл в струи Иордана, вода производит уже не «пресмыкающихся, душу живую», а души разумные и духоносные. И что сказано о солнце: «выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс.18:6), теперь более благовременно сказать о верных: они испускают лучи гораздо блистательнее солнечных. Но младенец, зачинающийся в утробе, требует времени; а в воде — не так: здесь всё совершается в одно мгновение» (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна 3:5).
«И Господь не оставил его в этом недоумении (слабости), но дал ему ясное учение, говоря: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное». Кто хотел понять, тот мог из этих предложенных ему слов и из этого примера заключить, что плоть нуждается в погружении в воды с сообщением Духа» (св. преп. Ефрем Сирин. Толкование на Евангелие от Иоанна 3:5 ).
Св. Никодим Святогорец пишет, что крещение латинян является «лжеименным». Также, «поскольку ... латиняне не прорастают вместе с двуприродным зерном - Христом - в воде крещения, ни тело их не обожествляется, ни душа. И, если сказать просто, они не могут прозябнуть, но засыхают и погибают». «Господь, - продолжает св. Никодим, - законоположил рождение от воды и духа; рождает же не кропящая, но чревоносящая. Точно также рождается не окропляемый, но носимый во чреве плод».
«Крещение латинян является лжеименным, а потому неприемлемым ни по акривии, ни по икономии… В крещении «три погружения и вынимания необходимы, поскольку в крещении ими изображается трёхдневная смерть, гроб и Воскресение Спасителя. Следовательно, латинское кропление по сути лишено погружения и вынимания (из воды), следовательно лишено и образа трёхдневной смерти, и гроба, и Воскресения Господа. Если же так, то очевидно, по сути, и мы исповедуем, что (такое крещение) лишено всякой благодати и освящения, и оставления грехов. Если же латиняне сопротивляются, говоря, что их кропление посредством призывания Святой Троицы содержит освящение и благодать, то давайте вспомним, что Крещение не совершается только призыванием Троицы, но имеет необходимость и образе смерти, гроба и Воскресения Христа. Следовательно, крещаемого спасёт не только вера в Троицу. Но и вместе с тем существует необходимость в вере и в смерть Мессии, а также посредством этих двух во спасение и блаженство совершается… Латиняне» некоторые льют воду на голову ребёнка кисточкой из свиных волос, трижды брызгают немного капель воды на лоб ребёнка. В других местах…немногие, погружая платок в воду для нуждающегося ребёнка и его крестят. Итак, латиняне некрещённые… Латинское крещение ложно называется этим именем: оно вовсе не есть Крещение, а лишь простое умовение. А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их. Латиняне – некрещёные, т.к. не совершают при крещении троекратного погружения, как это с самого начала передано Православной Церкви от Святых Апостолов» (св. Никодим Святогорец Пидалион).
«Сняв со Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: «если кто не родится через воду и Дух, не может войти в Царство Божие». Так как человек по своей природе есть нечто сложное и непростое, составленный из двух – чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждался в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы» (Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от иоанна 3:5).
«Нисшедши мёртвым грехами, восходишь оживотворённым правдою. Ибо, ежели ты сделался сообразным подобию смерти (Рим.6:5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поелику, как Иисус, восприяв на Себя грехи вселенной, умер, дабы, умертвивши грех, воскресить тебя правдою: так и ты, нисшедши на воду и некоторым образом погребшись в оной, подобно как Он во гробе каменном, восстаёшь паки, дабы ходить во обновлении жизни (Рим.6:4). Потом, когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражиими силами… Приступи к крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой» (свт. Кирилл Иерусалимский. Восемнадцать огласительныхслов. Огласительное поучение третье).
«Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окроплённым и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдёшь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Иисус Христос, имеющий в сем деле власть; Он говорит: аще кто не родится свыше и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин.3:3- 5). Ни тот, кто крещается водой, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдёт в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не моё; ибо так определил Иисус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельскаго; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришёл Пётр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем, Писание говорит, что и после сей духовной благодати Пётр повелел им креститься во имя Иисуса Христа, дабы по возрождении души верой, посредством воды приняло благодать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию даёт благодать, тот найдёт разрешение сего в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырёх видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса - из воды. Земля есть обиталище человеков, но земля - из воды. И прежде всего шестидневного устроения тварей Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода; и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключён был завет после потопа; заключён завет с Израилем при горе Синайской, но и он заключен при посредстве воды, и червлёной волны, и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сперва проходит чрез Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом сделан был Первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв ещё сам очищен водой? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии… Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и быв пронзён в ребро, извёл из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственною кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мрк.10:38). И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь ещё не время тебе слышать сие» (свт. Кирилл Иерусалимский. Восемнадцать огласительных слов. Огласительное поучение третье).
«Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель… или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святаго Духа, аминь. И погружаешь его конечно. Затем взяв от купели, даёшь его восприемнику» (199-е правило Номоканона при Большом Требнике).
«Смысл троекратного погружения при Крещении. Схождение же в воду и троекратное пребывание в ней человека заключает в себе другое таинство. Поскольку способ спасения нашего сделался действительным не столько вследствие преподанного предписания, сколько от того самого, что сделал Вступивший в общение с человеком, сам делом совершив жизнь, чтобы воспринятой Им и обоженной плотью спасено было всё ей сродное и с ней однородное, то необходимо стало примыслить некий способ, в котором было бы некое сродство и подобие в происходящем между последующим и предшествующим. Поэтому надо видеть, в чём оказывается действующим Началовождь жизни нашей, чтобы, как говорит апостол, по Начальнику (Евр.12:2) спасения нашего благоуспевало подражание в последующих. Как учащиеся стройному в вооружении движению, по примечаемому ими у обучившихся военным порядкам, достигают воинской опытности, а кто не выполняет на деле того, что ему прежде показано, тот остаётся лишённым такой опытности: таким же образом и при равной тщательности о добре непременно одинаково необходимо последовать и подражать Началовождю нашего спасения, приводя в действие то, что Им прежде было показано. Ибо невозможно направить к равному пределу идущих неодинаковыми путями. Как затрудняющиеся проходить по извилинам лабиринтов, если встретят кого опытного в этом, следуя позади его, проходят по разнообразным и обманчивым изворотам зданий, где не пройти бы, если бы шли не по следам ведущего, так разумей, что и лабиринт этой жизни неисходен для естества человеческого, если не будет кто держаться того же пути, которым Бывший в этом лабиринте поставил Себя вне его ограды. Лабиринтом же называю иносказательно неисходное тление смерти, в котором заключён жалкий род человеческий. Что же видели мы в Начальнике спасения? Трёхдневную мёртвость и снова жизнь. Следовательно, надлежало, чтобы и в нас примышлено было некое такое же подобие. Поэтому какое же это примышление, которым и в нас исполняется подражание совершённому Им? Всё умершее имеет для себя своё собственное и естественное место – землю, на которую склоняется и в которой бывает скрыто. Но великое между собой сродство имеют земля и вода, единственные из стихий, которые тяжелы, стремятся вниз, одна в другой пребывают и одна другой удерживаются. Поэтому, так как смерть Началовождя нашей жизни сопровождалась погребением под землёй и произошла по общему закону естества, то подражание смерти, совершаемое нами, изображается в ближайшей к земле стихии. И как тот Человек свыше, восприняв на Себя мёртвость вместе с положением в землю, трёхдневным восстал опять к жизни, так и всякий, кто в единении с Ним по естеству тела, имея в виду преуспеть в том же, т. е. достигнуть этого предела жизни, вместо земли наливая воду и погружаясь в эту стихию, троекратным повторением подражает трёхдневной благодати воскресения. Но подобное этому сказано было и прежде, а именно, что по домостроительству Промыслом Божиим на естество человеческое наслана смерть, чтобы по очищении от порока во время разрешения тела и души человек снова воскресением воссоздан был здравым, бесстрастным, чистым и чуждым всякой примеси порока. Но в Началовожде нашего спасения домостроительство воспринятой смерти возымело окончательное совершенство, вполне приведённое в исполнение по особой цели; ибо смертью разъединено соединённое и снова сведено воедино разделённое, чтобы, по очищении естества разложением бывшего в единении, – разумею душу и тело, возвращение разрешённого в один опять состав сделалось чистым от чуждой примеси. А как в последующих Началовождю естество их не вмещает в себя точного подражания во всём, но, приняв в себя ныне, сколько возможно, прочее предоставляет последующему за этим времени, то чему же здесь подражание? Тому, что в образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого, покаяния согрешившего и подражания смерти, которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведён в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла. А если бы подражающему возможно было принять на себя совершенную смерть, то сделанное им было бы не подражанием, а отождествлением, и зло уничтожилось бы в целости естества нашего, так что, как говорит апостол, человек единожды навсегда умер бы греху (Рим.6:2). Но как, по сказанному, в такой мере подражаем высочайшей силе, в какой вмещает это нищета нашего естества, то, трижды возливая на себя воду и снова восходя от воды, подражаем спасительному погребению и воскресению, совершившемуся в трёхдневный срок, представив в мысли то, что, как в нашей власти вода, и пребывание в воде, и изникновение из неё, так во власти Того, Кто владычествует над Вселенной, было, погрузившись в смерть, как мы в воду, снова войти в собственное Своё блаженство.
Поэтому если кто примет во внимание, что более согласно с разумом, если будет судить о совершаемом по силе каждого, то не найдёт никакого разногласия в совершаемом тем и другим, сколько возможно по мере естества. Ибо, как человек, если захочет, может безопасно прикасаться к воде, так Божественной силе в бесконечное число крат легче смерть и то, чтобы принять её и не подвергнуться страданию. Поэтому-то необходимо нам в воде усматривать мысленно благодать воскресения и через это познавать, что равно для нас удобно и креститься в воде, и снова воспрянуть от смерти. Но, как в делах житейских одно главнее другого, и, хотя дело не было бы успешно без этого другого, однако же, если кто начало сравнивает с концом, то сравниваемое с концом начало дела покажется ничем (ибо что равного между человеком и полагаемым в состав этого живого существа; однако же если нет последнего, не произойдет и первое); так и то, что в великом воскресении по естеству важнее, здесь имеет свои начала и причины; ибо невозможно совершиться тому, если бы не предшествовало это. Невозможно же, говорю, человеку без возрождения в бане крещения достигнуть воскресения, имея в виду не просто возрождение и изменение нашего естества (ибо к этому, без сомнения, должно идти естество по домостроительству Учредившего, побуждаемое даже и собственными нуждами, хотя человек получит благодать в бане крещения или останется и непричастным этого освящения), но восстановление в состояние блаженное, божественное и далёкое от всяких печалей. Ибо не всё, что воскресением снова возвращается в бытие, входит в ту же жизнь, но великая пропасть между очистившимися и имеющими нужду в очищении. Для кого в этой жизни предшествовало очищение баней крещения, тем будет исход к сродному, а чистому усвояется бесстрастие, и что в бесстрастии блаженство, – то несомненно. Но в ком огрубели страсти и не произведено никакого очищения скверны ни таинственной водой, ни призыванием Божественной силы, ни исправлением посредством покаяния, тем по всей необходимости должно быть в соответствующем этому состоянии. А поддельному золоту прилично горнило, чтобы по истреблении примеси к ним порока впоследствии долгие века естество их сохранялось чистым пред Богом. Поэтому, так как в огне и в воде есть некая очистительная сила, то таинственной водой омытые от скверны зла не имеют нужды в ином роде очищений, а не освящённые этим очищением по необходимости очищаются огнём» (святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово, глава 35).
«Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде… троекратным погружением в оную» (святитель Григорий Нисский. Слово на Крещение Господне).
Святитель Григорий Палама: «…После же священного помазания, он немедленно приводится к священной купели, чтобы предъосвятится («прокатагиастиси») многовидными и всесвященными действиями и молитвенными призываниями; затем иерарх крещает пришедшего, три раза погружая его в воду, при каждом погружении призывая каждую в отдельности из Трёх Покланяемых (Божественных) Ипостасей (Беседа на Крещение Господне). !!!…в неё (в воду – от авт.) погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлёк свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это — то, что говорит божественный Павел: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне, Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: востание) от греха трёхчастности души, и возведение в нетление сих трёх: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который «еже умре единою; а еже живет, Богови живет» (Рим.6:10); что и Сам Он говорит: «Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет ничесоже» (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путём божественного крещения, умерев греху, мы должны жить Богу, путём добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашёл бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос востал от мёртвых, «смерть Им ктому не обладает» (Рим.6:9), так и нам, после востания, путём божественного крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. «Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:3). (Беседа на Крещение Господне).
…Господь же от Себя перестроил Иоанново крещение, таинственно внедрив от Себя в это крещение приснотекущий источник благодати» (Беседа на Крещение Господне)
«Поскольку при воссоздании нашего естества, на Иордане явила Себя Высочайшая и Всемогущая Троица, словно Первообраз запечатлённого в наших душах Её образа, то крещающиеся во Христа после Христа, крещаются тремя погружениями в воду; Иоанн же крестил единым погружением. И обозначая это, Евангелист Матфей говорит: «Крестився Иисус взыде абие (тотчас) из воды»» (св. Григорий Палама. Разъяснение тайны Христова Крещения).
«…крещение есть образ смерти Христовой. Ибо троекратным погружением крещение знаменует три дня гроба Господня… И Он дал нам заповеди — возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, так как человек — двусоставен — из души и тела, то Он дал и двоякое очищение, — водою и Духом; — Духом, возобновляющим в нас образ и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. Духом же, подающим залог жизни.
Ибо ещё в начале Дух Божий носился над водою (Быт.1: 2); и Писание издревле свидетельствует о воде, что она имеет очистительную силу (Лев.15:10). Водою при Ное Бог омыл мировой грех (Быт.6:7).
Водою очищался по закону всякий нечистый и даже так, что и самые одежды его омывались водою. Илия, попалив водою жертву всесожжения, показал благодать Духа, соединившуюся с водой (3Цар.18:32). И почти всё по закону очищается водою. Но видимое служит символом умопостигаемого...
Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе — крещение морем и облаком, ибо облако — символ Духа, а море — воды (1Кор.10:1-2). Третье — крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан (Лев.16:26).
Четвёртое — крещение Иоаново, бывшее предуготовительным и приводившее крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Аз убо крещаю вы, говорит он, водою в покаяние; Грядый же по мне... Той вы, говорит он, крестит Духом Святым и огнём (Мф.3:11). Итак, Иоанн водою предочищал к принятию Духа.
Пятое — крещение Господне, которым Он Сам крестился. Он же крестился не потому, чтобы Сам имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоивши Себе моё очищение, сокрушить в воде главы змиев (Пс.73:13), потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама (сравни – крестить - греч. ваптизонтес – погружать, окунать, топить ко дну), освятить Крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас Образом и Примером Крещения. И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т. е. водою и Духом...» (св. преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, глава 9 (82)).
«Необходимо для желающего спастись быть крещённым в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: «Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16:16). Надо заметить, что на греческом языке, на котором апостолами написан весь Новый Завет, слово «крещение» (baptisma) в точном смысле значит «погружение». Везде, где в Новом Завете употреблены слова «крещение, крестить, крестился, крещён», надо понимать погружение, погружать, погрузился, погружён. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов (Мк.7:8). Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением» (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь, глава 46).
«С особенной точностью и подробностью объясняет таинство Крещения святой апостол Павел: «Крестившиеся во Иисуса Христа», – говорит он, – погружались в смерть Его. Крещение и погружение – однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетии начали заменять в Риме погружение обливанием» (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты, 2 часть, глава 21).
«Вопрос. Но Римская Церковь, к которой принадлежал Лютер, находилась в заблуждении; почему спасение в недрах её было весьма сомнительным. Что же сделал худого Лютер, отвергнув заблуждения Рима? Ответ. Точно, в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергши заблуждения латинян, заменил сии заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил.
Вопрос. Чему, например, он последовал, и что усилил? Ответ. Последовал учению о слиянии Святой Троицы, как выражается Константинопольский Патриарх Иеремия, удержав в Символе веры учение латинян, принятое Римом в IX веке по Р.X. о исхождении Святого Духа от Отца и Сына; между тем как сие лжеучение было главною причиною отторжения Запада от истинной Христовой Церкви, сохранившейся и сохраняющейся во всей чистоте своей на Востоке. Последовал Лютер заблуждению латинян по отношению к совершению таинства Святого Крещения, которое по сознанию самих латинян совершалось на Западе до XII столетия при троекратном погружении, а не обливании. В Евангелии от Матфея, глава 28, ст. 19, где Господь заповедует ученикам Своим научить все народы, крестя их, употреблено в греческом тексте слово βαπτίζοντες, что по-русски значит «погружая».
Сие слово употреблено и в прочих местах Нового Завета на греческом тексте, где говорится о крещении» (свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Лютеранизм).
«Святое таинство Крещения. Крещение – это святое таинство облечения во Христа (усвоения себя Христу), обогочеловечения и через то – отроичения: крещаемый всецелым своим существом облекается в Господа Иисуса Христа, переживая Его смерть и Воскресение; всего себя предаёт он Владыке Христу и принимает всего Владыку Христа, делается Христовым сотелесником, воцерковляется и оцерковляется – и всё Богочеловеческое становится его достоянием (Гал.3:27, 4:19; Рим.6:3–23, 13:14, 8:29; Кол.3:10–11). Сотворённое по образу Божию человеческое существо получает в Святом Крещении бессмертную задачу своей жизни: жить в Господе Иисусе Христе, вечно проживая себя как существо, уподобляющее себя Христу и непрестанно исполняющее себя Божественными силами Богочеловека. С момента крещения начинается жизнь христианина в Церкви, жизнь воцерковления и оцерковления, жизнь благодатно-добровольного сочетания со Христом с помощью святых таинств и святых добродетелей. Вся последующая жизнь христианина – это умножение талантов, полученных в Святом Крещении. Крещением христианин становится живым храмом Пресвятой Троицы; вся его жизнь протекает от Отца через Сына в Духе Святом. В христианине действуют все благодатно-добродетельные силы, соединяющие его со Христом, отроичивающие, оцерковляющие его существо, так что человек, этот богозданный потенциальный богочеловек, через Богочеловека в Церкви делается богочеловеком благодатным. Всё и во всём Христос – вот цель и направление жизни христианина и во времени, и в вечности (Кол.3:11).
Крещение – это святое таинство, в котором человек через троекратное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищается от всех грехов, умирает для греха и греховной жизни и вновь рождается в жизнь духовную, святую – для усвоения себя Христу и отроичения. Крещением человеческое существо вживляется в Богочеловеческое Тело Церкви, и человек становится христианином, сопричастником этого Тела (Еф.3:6). Спаситель благовествует: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). В святой воде крещения человек очищается от всего греховного и возрождается Духом Святым. Если это младенец, то он очищается от прародительского греха; если же взрослый – то очищается к тому же и от личных грехов.
Таинство Крещенияустановил Сам Спаситель,давпо Воскресении Своём заповедь Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). Своим примером Он освятил крещение, приняв его от Иоанна [Предтечи]. Таинство Крещения может быть совершено над каждым имеющим веру и кающимся в своих грехах. Это видно из слов Самого Спасителя и святого апостола Петра. Спаситель говорит: Кто будет веровать и креститься, спасён будет (Мк.16:16), а апостол Пётр: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2:38). Поэтому взрослый исповедует при крещении свою веру, читая Символ веры . А когда крещаются дети, которые не в состоянии исповедать свою веру, тогда вместо них и за них это делает восприемник, то есть Символ веры читает он. Поэтому восприемник и принимает на себя обязательство научить своего крестника или крестницу, когда они подрастут, истинам веры и благочестивой жизни.
В священнодействии таинства Крещения самое важное – это троекратное погружение крещаемого в воду; при этом священник произносит слова: «Крещается раб Божий (называется имя, которое определил восприемник) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь». Это погружение означает погребение ветхого и воскресение нового человека, знаменуя собой смерть и Воскресение Спасителя (см. Рим.6:3–23).
Крещение не повторяется, ибо оно есть духовное рождение; и как человек однажды рождается, так он однажды и крещается. Потому и сказано в Символе веры: «Исповедую едино Крещение»» (св. преп. Иустин (Попович). Собрание творений. Том 4. Догматика Православной Церкви).
«Во всех же церквах были б служебники и книги исправные печатные, и для крещения младенцев святое миро и елей было в чистых сосудех и стояло в алтаре покровенно, а на купели кади были б чистые и твёрдые; и священники крестили б младенцев в три погружения, а не обливанием, и воду после крещения лити в чистыя места под церковь, чтоб та священная вода от человек ногами в попрании не была» (И.А. Шаляпкин. Св. Дмитрий Ростовсикй и его время (1651–1709 г.), глава 11, 3 раздел).
«Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковию. Едва только успело явиться на западе сие неправое мудрование, что Дух Святой исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия, и ввело с собою мало- помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображённым в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в таинстве Крещения, отъятие у мирян божественной Чаши и употребление оплатков и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа» (преп. Амросий Оптинский. Ответ благосклонным к латинской церкви).
«§ 238. Видимая сторона крещения, по учению слова Божия. Как самые слова Спасителя, устанавляющие крещение, так и изображения тайной силы крещения показывают, что видимую сторону крещения должно составлять троекратное погружение крещаемого в воду с присовокуплением слов: во имя Отца и Сына и св. Духа. Таинственная сила крещения состоит в очищении грехов и в возрождении духа: погружение в воду точным образом выражает эту невидимую сторону крещения. Что крещение в словах постановления о крещении означает погружение в воду, это видно из собственного значения слов π μ и π (Мар.8:4; Лк.11:38). Тот же образ крещения определяется сравнением крещения с потопом (1Пет.3:20,21), с погребением Христовым (Рим.6:4; Кол.2:12), с переходом сквозь воды моря (1Кор.10:2). И апостолы, при совершении крещения, погружали крещавшихся в воду (Деян.8:36–38; 10:47). Что при крещении нужно троекратное погружение, на это указывает число лиц, в чьё имя совершается крещение....
В таком виде представляла видимую сторону крещения церковь.
Ею за правило было принято, чтобы крещение всегда совершалось чрез погружение крещаемого в воде. Св. Киприан признавал дозволенным только над больными совершать Крещение чрез окропление. Тертуллиан писал: nec semel, sed ter ad singula nomina in personas singulas tinguimur ter mergitamur. Эти слова Тертуллиана свидетельствуют, что по правилу общему считали нужным не только погружать в воду, но погружать троекратно. Те же слова Тертуллиана показывают, то троекратное погружение совершалось с произношением слов: во имя Отца и Сына и святого Духа. Иначе Тертуллиан говорил: «образ крещения предписан» (for- mula praescripta est.), и в след за тем указывал на слова Спасителя о крещении. Троекратное погружение во имя Отца и Сына и св. Духа строго предписывается в правилах апостольских» (свт. Филарет Черниговский (Гумилевский). Православное Догматическое Богословие, том 2, часть 3).
«Спустя 40 лет после появление Батыя на Севере деятельный Митрополит Кирилл, осмотрев обширную, печальную паству свою, открыл (1274 г.) во Владимире Собор. Обозрение паствы открыло Митрополиту беспорядки разного рода в богослужении. Собор прежде всего обратил внимание па служителей алтаря. Повторив церковные правила не допускать до священства человека неизвестного и несвободного, Собор писал: «Хочет ли кто быть посвящённым, пусть со всею подробностью испытают его, чиста ли жизнь его, соблюл ли он целомудрие, с девицею ли вступил в брак и законно ли вступил? Хорошо ли знает грамоту? Притом не спешить поставлять, хотя бы были не кощунники, не хищники, не пьяницы, не охотники клясться, не сварливые; испытывать их... Если кто окажется свободным от всех вин за поручительством духовного отца, 7 священников и других надёжных свидетелей: пусть поставляют». Не возводить вдруг на степень священства, но, поставив в чтеца, заставить изучить весь церковный порядок под руководством опытного церковника. Далее, Собор открыл и исправил беспорядки в совершении Крещения, Миропомазания, Литургии, вообще службы церковной. «Мы узнали, – говорит он о божественном Крещении, – что по какому-то смутному и неразумному смыслу смешивают божественное миро с маслом, и так помазуют всё тело: безсмыслие самое худое! По оглашении пусть помазуют маслом – и только на челе, очах, ушах, ноздрях и устах… потом пусть крестят, погружая в три погружения. По крещении помазуем миром чувства, заграждая вход первой лести; становясь нетленными действием пречистаго Духа Божия, навсегда охраняемся от злокозненнаго врага, чтобы не преклоняли нас на зло чувства... После крещения пусть каждаго сподобляют пречистаго Божияго тела и честной крови, где бы ни случился крещаемый, в городе ли, или в селе. Пусть более не обливают никого: обливанье нигде не предписано, а предписано погружение, в особенном сосуде» (свт. Филарет Черниговский (Гумилевский). История Русской Церкви. Период II).
«Что самое важное в таинстве Крещения? Троекратное погружение в воду во имя Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа при соответствующих молитвах священника» (свт. Николай Сербский. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви, глава 3).
«Поелику же сей вид облекает вещество и сокрывает безобразие, потому таинство сие называем одеждою и погружением (Baptis- ma). И Павел, объясняя то, что одежда и печать указывают на сие таинство, иногда говорит, что Христос написуется и воображается в христианах, иногда – что облекает их подобно одежде. Сказано также о приемлющем таинство, что он облекается и погружается. Первое – в послании галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19), и «кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?» (Гал.3:1); другое в том же послании: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27)» (св. Кавасила. Семь слов о жизни во Христе, слово 2).
«Мысль, что Господь будто бы на Петре создал Церковь, а не на Самом Себе, – эта мысль, залёгшая в головах пап и католиков и растолкованная ими в пользу преемников Петра пап, как глав Церкви и наместников Христа, поставила всё вверх дном в Церкви католической: они, по их мнению, – наместники Христа с неограниченной властью, с преобладанием над всей Церковью Христовой; будто они – судьи всех епископов; они – учредители и толкователи догматов; они могут будто изменять в Церкви самые Таинства по своему усмотрению; они канонизируют святых, которых у них нет; они лишают мирян Крови Христовой; они обливают водой крещаемых младенцев, а не погружают в воду и т.д.» (Дневники Святого праведного Иоанна Кронштадтского Часть 4).
«Думали ли мы, братие, когда-нибудь о том, что все мы уже были во гробе, и что над каждым из нас совершено уже погребение? По крайней мере, помыслим о сем теперь, у сего гроба. Ибо в нём именно, в сем гробе были погребены все мы.
Как это и когда? – В крещении, отвечает апостол. Ибо «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся: спогребохомся... Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:3–4).
Креститься в смерть! Спогребаться в смерть! Ах, братие, как ни изъяснять слова сии, все они чрезвычайно сильны и разительны. И смерть человека есть нечто весьма важное, тем паче смерть Богочеловека. И мы все крестились в сию смерть! Все погребались в сию смерть!..
Откуда сие дивно ужасное крещение? Для чего сие непостижимо Божественное спогребение? – Почему купель наша была гробом и гробом Христовым?
Чтобы яснее уразуметь сие, братие, для сего должно обратить внимание на цель нашего крещения...
Для чего мы крещаемся? – «Во оставление грехов», – ответствует сама Церковь. То есть, изъясняя ту же мысль раздельнее, мы крещаемся для освящения осквернённого грехом естества нашего, для восстановления в нём образа Божия, для возвращения ему первобытной невинности и способности к добродетели и блаженству. Но что очищает и освящает нас в крещении? – Ужели вода, коею омываемся в купели? Но водой может очищаться токмо тело, и то по наружности, а не душа, не совесть, не ум и воля. Для души, осквернённой грехом, для духа, ниспадшего в бездну зла, потребно очищение высшее, внутреннейшее, духовное. И оно совершается в крещении; – иначе для чего бы совершалось само крещение? Что же производит его, если не может произвести вода? – Производит всеосвящающая кровь Богочеловека. Нас очищает купель потому, что в воде сокрыта благодать Духа, низведённая на землю воплощением Сына Божия; нам оставляются при крещении грехи потому, что за сии грехи принесена жертва на кресте; мы выходим из купели чадами Божиими с правом наследовать жизнь вечную потому, что в купели облеклись верой в заслуги Искупителя, Коему принадлежат все блага жизни вечной. Таким образом, крещаясь во оставление грехов, мы видимо погружаемся в воду, а невидимо в смерть и Кровь Христову, в благодать Духа Святаго. И сие-то невидимое погружение соделывает так действительным видимое крещение водой, которое само по себе не имело бы никакого действия на душу. Удалите от купели веру в Распятого: вместе с ней удалится благодать; а посему не будет никакого оставления грехов, отнимите крест, и не станет крещения.
Сие-то самое выражает, братие, апостол, когда говорит, что мы «крещаемся в смерть Христову». Но можно креститься в смерть, не разделяя сей смерти. – Христианин не так крестится в смерть своего Господа: погружаясь в смерть сию, он сам умирает, или, по выражению апостола, «спогребается Христу».
Спогребение сие весьма явственно выражается уже для чувственного ока погружением крещаемого в воде. Погружаясь, мы сокрываемся от мира, как бы престаём на некоторое время существовать – «погребаемся»: и напротив, выходя из воды, мы являемся вновь, – начинаем как бы существовать – «воскресаем». Это, говорю, видит самый глаз; но это один символ: на самом деле в крещении при видимом образном погребении в воде тела происходит погребение невидимое, действительное, объемлющее всего человека, оставляющее неизгладимые следы на всю жизнь, временную и вечную. Чтобы совершенно уразуметь сие, вспомним опять, для чего мы крещаемся? – «Во оставление грехов».
Итак, мы приступаем к купели нечистыми, греховными, ветхими, врагами Божиими, а выходим из неё оправданными, очищенными, чадами Божиими, людьми новыми. Где же девается наш прежний, ветхий человек? – Остаётся в купели. Что с ним там? – Он умирает и исчезает. Как и чьей силой? – Силой Креста. – Искупитель и Господь наш приемлет в купели нашей на Себя грехи наши, нашу ветхость и смертность, нашего ветхого человека и уничтожает его силой заслуг крестных, всемощной благодатью Духа Своего; а нам вместо сего дарует Свою правду, Свою жизнь, Свои силы и права на безсмертие и славу; посему мы и выходим из купели людьми новыми. Если бы в купели нашей не происходило сей спасительной перемены, если бы Искупитель наш не встречал нас в ней таким чудесным образом; если бы мы не умирали там и не воскресали с Ним: то купель наша не была бы гробом для нашего ветхого человека; погружаясь со грехами, мы и выходили бы из воды со грехами. С другой стороны, Искупитель наш не имел бы, так сказать, права принимать в купели на Себя наши грехи и отдавать нам Свою праведность, снимать с нас проклятие и облекать нас благословением, – если бы Он на Голгофе не умер за нас, не удовлетворил за грехи наши правосудию Божию, не понёс на Себе нашей казни, не заслужил за нас всех прав на жизнь вечную и таким образом не стяжал Себе права усвоять наследие жизни вечной тем, кои веруют во имя Его и живут по заповедям Его, каковы должны быть все крещаемые.
Таким образом, в купели при погружении нашем происходит погребение нашего ветхого человека; потому что мы погружаемся не одни, а со Христом, его умерщвляющим; погружаемся не в одну воду, а и в Кровь Его, не погребаемся токмо, а спогребаемся. И всё сие производит вера. – Верой наши грехи снимутся с нас и возлагаются на нашего Искупителя; верой Его правда взимается от Него и усвояется нам; по вере мы умираем и воскресаем перед судом правды Божией в лице нашего Ходатая. Удалите веру от крещения, и не будет спогребения Христу; а без спогребения не будет и погребения ветхого человека; а без сего погребения не произойдёт и духовного обновления и воскресения. Останется одно простое погружение – символ для глаз, но не будет силы для духа, действия для сердца, таинства для жизни вечной.
Надеюсь, братие, что теперь для каждого из нас совершенно ясна сила слов апостольских: «погружаться в смерть, спогребаться в смерть Христову»; а вместе с сим ясно и то, почему гроб Христов является всемирной купелью, равно как купель наша есть гроб Христов.
Но, братие, христианство «не в словеси, а в силе», не в понятии, а в деле. Истины, о коих мы беседовали, таковы, что должны обнимать и проникать всё существо наше, выражаться во всей жизни нашей. И для сего не требуется даже раздельного понятия тех отношений, в коих находится наше крещение к смерти Христовой: довольно простой веры в Крест Христов, простой верности тем обетам, кои даны при крещении. Кто не понимает сих обетов, если только не забыл их по небрежению, совершенно непростительному?
Итак, братие, позвольте от имени почивающего во гробе Господа вопросить вас: ощущаете ли вы в себе плоды таинства Крещения в смерть Христову – драгоценные плоды того дивного завета на жизнь и смерть, который при купели заключён с Господом и Спасителем нашим? Если мы верны сему Божественному завету, то он должен произвести в нас многое: должен доставить мир нашей совести, свет уму, чистоту сердцу, святость жизни; должен исправить и усовершить весь образ мыслей и чувств, освятить все наши отношения и связи, соделать нас людьми новыми, угодными перед Богом и человеками, достойными благословения на земле и на небе, вознесёнными над всеми превратностями мира и жизни. Должен, говорю: ибо Кровь Христова, в которую мы погружались в купели, не может быть безплодной. Господь не напрасно возшёл на Крест и низшёл во гроб: не напрасно низходил и в нашу купель и спогребался в ней с нами; плодом сего должна быть жизнь вечная, которая во всей славе раскроется в вечности, но во всей силе должна раскрыться здесь, в продолжение нашей земной жизни.
Так ли, братие, на самом деле? Навсегда ли остался погребённым в купели ветхий человек наш с его страстями и похотями? Не воскрес ли он, и не действует ли в нас самовластно? И не погребён ли вместо него человек новый, с коим мы вышли из купели? Не должно быть, братие, трудно отвечать на сии вопросы.
Смерть и воскресение не такие предметы, кои можно не видеть, не узнать или сокрыть. Умерший Христос был виден всеми; самые враги Его признавали Его мёртвым. Так ли с нами? – Сказал ли хотя один человек о нас, что мы мёртвы для мира и греха? Чувствовали ли мы когда-либо это сами – в своей совести? Воскресший Христос был виден многими; Он давал Себя даже осязать неверующим. Так ли, братие, с нами? Можем ли мы сказать людям, неверующим в силу крещения, в благодать обновления, то, что говорили некогда христиане язычникам: приидите и посмотрите на сие обновление в жизни крещённых, в их благих делах и непорочности нравов (Апология Тертуллиана). По крайней мере, спогребшись Христу в крещении, хотя начинали ль мы ходить в обновлении жизни, от Него принятой? Не стоим ли вместо того совершенно праздны на пути ко спасению; не сидим ли безпечно на седалище губителей; не лежим ли и не спим ли в благе чувственности?» (cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Страстная Седмица).
«Во 2-м веке о всеобщем обычае крестить чрез погружение свидетельствуют Тертуллиан и Климент Александрийский. Первый говорит: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем, что отрекаемся от диавола и гордыни и ангелов его; потом трижды погружаемся». Климент Александрийский говорит: «будучи погружаемы в воду (καταδυόμενοι), мы просвещаемся, просвещаясь, усыновляемся Богу».
В 3-м веке Св. Ипполит говорит: «кто с верою входит в купель (καταβαίνων εἰς τὴv κολημβήθραν) возрождения, тот разлучается с лукавым, вступает в союз со Христом, – совлекается рабства и облекается в усыновление. Он восходит (ἀνέρχεται) от купели крещения светел как солнце, сияя лучами правды». Здесь выражения: «входит в купель» и «выходит», очевидно, указывают на обычай погружения. Довольно важным свидетельством всеобщности обычая погружения в 3-м веке должно также почесть сомнение африканского епископа Магнуса в истинности обливательного крещения, разрешённое св. Киприаном Карфагенским. Видно, что крещение чрез обливание было в это время ещё редким, когда многие, и притом такие люди, каковы епископы, не знали, как о нём думать В 4 и 5 веках. Св. Василий Великий говорит: «великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями». Св. Златоуст: «когда мы погружаем главы (καταδυνόντων ἡμω ν τὰς κεφαλὰς) в воде, как бы в некотором гробе, ветхий человек погребается, и потом, когда мы восклоняемся (ἀνανευόντων ἡμω ν), – востаёт новый». Блаженный Иероним: «мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа, и при сем трижды погружаемся»...
В 6–8 веках погружение было во всеобщем употреблении, как это видно из свидетельств св. Григория Двоеслова и других. В послании к епископу испанскому Леандру Григорий писал: «о троекратном погружении в крещении нельзя отвечать правильнее того, как вы думаете. Мы, погружая троекратно, означаем сим таинство тридневного погребения, чтобы троекратным восклонением младенца из воды изобразить тридневное воскресение» – В требнике его говорится: «священник должен крестить троекратным погружением (baptizet sub tгinа mеrsиоnе), призывая только однажды имя св. Троицы. Он должен говорить так: я крещаю тебя во имя Отца, – и погрузить в первый раз (mergat semel), – и Сына, – и погрузить в другой раз (mergat iterum), - и Святого Духа, – и погрузить в третий раз (mergat tertio)». Св. Иоанн Дамаскин говорит: «крещение есть образ смерти Христовой; ибо в крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе.
Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей Церкви первых восьми веков видно, что погружение было обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении, так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.
Обычай совершать таинство крещения чрез погружение является и в следующих веках всюду господствующим, не только в восточной Церкви, в которой он и доныне соблюдается неизменно, но и в западной, в которой имел полную силу до конца ХIII-го века. Употреблять вместо погружения обливание, кроме случаев крайней нужды, запрещалось на самом западе. Так, в Англии Собор Целихитский (816 г.) предписывает: «пусть знают священники, что, совершая святое крещение, они должны не возливать воду на главы младенцев, но всегда погружать их в купели, как Сын Божий подал всякому верующему пример в Себе Самом». В требнике Галенском, который относят к IX веку, предписывается: «потом (после вопросов о вере) священник должен крестить троекратным погружением (bartizet sub trina mersioneа), призывая только однажды имя Святыя Троицы». Тоже предписывается и в других требниках, относящихся к IX-XII векам.
На поместных западных Соборах ХIII-го века предписывалось совершать крещение также чрез погружение. Так, в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.) постановил: «всегда должно быть троекратное погружение при крещении». Во Франции Собор Нимский (1284 г.) постановил: «трижды погружая младенца в воде, крестящий должен говорить так» – и проч. В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.) определил, чтобы голову младенца трижды погружать в воде, если только он не будет немощен. В Германии Собор Кёльнский (1280 г.) определил: «постановляем, чтобы крестящий, когда погружает крещаемого в воде, произносил сии слова» и пр.
Знаменитый богослов западной Церкви XIII века Фома Аквинский говорит: «хотя крещение может совершаться не только чрез погружение, но и обливание и окропление: однако безопаснее крестить способом погружения, потому что сие находится во всеобщем употреблении».
Но с конца ХIII-го века дело приняло другой оборот: обычай погружения начал терять свою силу на западе, и стало входить в общее употребление крещение чрез обливание, Иоанн епископ Литтихский на Соборе 1287 г. постановил: «тот, кто крестит, когда погружает крещаемого в воде, должен произносить сии слова: «я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. А чтобы предохранить крещаемого от опасности, да не погружается глава младенца в воде, но священник должен трижды возливать на темя его воду из какого-либо чистого сосуда». – Собор Камбрейский (1300 г.) постановил: «слова (я тебя крещаю) произносить должен тот, кто погружает крещаемого, и когда погружает; а для предохранения крещаемого от опасности, пусть он не погружает главу младенца в вод, но возливает трижды на темя его воду из чаши, или другого какого-либо чистого сосуда».
Западные Соборы XIV – XVI веков то предоставляли произволу частных Церквей и лиц совершать крещение посредством погружения или обливания, смотря потому, какой где обычай существовал, то решительно говорили (особенно в XVI-м веке) об одном обливании. Следствием было то, что обычай погружения с течением времени всё более и более уступал место обливанию, и обычай обливания распространился, наконец, на всём западе.
Достопримечательное исключение в сем отношении на западе представляет Церковь медиоланская. В конце ХVI-го века, когда на западе уже распространился обычай крестить чрез обливание, предстоятель медиоланской Церкви кардинал Карл Барромео установил навсегда, чтобы крещение в медиоланской Церкви совершалось не иначе, как посредством погружения, исключая только крайние нужды, какова напр. тяжкая болезнь. «Крещение, говорится в определении кардинала, совершается трояким способом: чрез погружение в воде, чрез возлияние воды и окропление. Но так как способ погружения есть древнейшее установление и обычай в святой Божией Церкви и постоянно был соблюдаем в Церкви Амвросиевой: то от обычая погружения отступать не следует, разве будет настоять угрожающая опасность смерти; в таком случае крещение совершается или чрез возлияние воды, или чрез окропление». О самом погружении кардинал даёт такое предписание: «при погружении священник должен наблюдать, чтобы стоять на той стороне купели, откуда можно смотреть прямо на восток». В погружении он должен наблюдать, чтобы, держа обеими руками младенца, трижды погружать его, говоря: при первом (погружении): во имя Отца; при втором: и Сына; при третьем: и Святого Духа». Cих постановлений и доныне держится медиоланская Церковь, и, несмотря на то, что обливание принято теперь на всём западе, она соблюдает древний обычай и крестит чрез погружение.
Протестанты, отторгшись от единения с Римскою Церковию, многие из нововведений её усвоили себе. Они приняли в последствии и обливательное крещение. Но первые виновники реформации открыто сознавались, что сей способ крещения противоречит и словопроизводству и таинственному значению крещения, и что посему нужно бы крестить посредством погружения. Так Лютер о таинстве крещения говорит: «крещение называется по-гречески βαπτισμὸς, по латыни – mеrsио, то есть, если какой-либо предмет погружают в воду так, что она обнимает его со всех сторон. И хотя во многих местах нет более обычая погружать младенцев при крещении, а только возливается на них рукою вода из купели; но делу надлежало бы происходить так, чтобы младенец и всякий, кто крестится, весь погружаем был в воду и опять восклоняем. Этого требует и самое значение крещения: ибо оно означает, что ветхий человек наш совершенно должен быть потоплен благодатию Божиею». В другой раз, советуя Генр. Генезию, как должно крестить ему одну Евреянку, Лютер говорит: «я думаю, что она, покрытая платом, должна сесть в ванну, наполненную водою так, чтобы вода достигала ей до шеи; а потом крещающий должен трижды погрузить голову её в воду с произнесением обычных слов». Другой реформатор Кальвин в одном месте так говорит о крещении: «и самое слово – крещение (vеrbum bарtizаndi) означает погружение (merge- re), и обычай погружения соблюдаем был в древней Церкви». Так и отступившие от Православия признавали важность погружения, при совершении Таинства Крещения.
Всё сказанное нами доселе приводит к тому заключению, что Таинство Крещения должно быть совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение крестили св. апостолы, чрез погружение совершалось сие таинство в древней Церкви Вселенской, наконец, погружением в воду точно выражается внутренняя сила и действие крещения – наше духовное возрождение, спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как изъяснено нами выше.
О крещении через обливание. Хотя то верно, что таинство крещения в древности обыкновенно совершалось чрез погружение: впрочем, церковная история представляет несомненные доказательства того, что древняя Церковь позволяла в случаях нужды крестить и чрез обливание, признавая, что таинство крещения не теряет своей силы и при таком способе совершения, если только совершается во имя Святой Троицы.
Так, первенствующая Церковь позволяла крестить обливательным крещением тяжко больных, возлежавших на одре, которых нельзя было крестить чрез погружение, и которых посему крестили посредством обливания, не желая лишить их благодатных даров крещения; и крещённых таким образом Церковь признавала истинными христианами.
«Ты спросил меня, любезнейший сын, писал св. Киприан, епископ Карфагенский, Магнусу, одному из подчинённых ему африканских епископов, – как я думаю о тех, которые в болезни и немощи прияли благодать Божию (крещение), должно ли почитать их истинными христианами, так как они спасительною водою не омыты, а облиты (non loti, sed рerfusi)? В этом деле моё смирение никого не предосуждает; пусть каждый, как хочет, думает, и как думает, так и делает. А я, сколько сие доступно разумению моей посредственности, думаю, что Божественная благодать не может умаляться и ослабляться; и не может быть там что-либо меньшее, где с полною и совершенною верою и дающего и приемлющего принимается то, что почерпается из Божественных даров. Ибо зараза греха не так очищается в спасительном таинстве, как нечистота кожи уничтожается в телесном омовении, где нужны купальня, мыло и другие принадлежности, чтобы можно было омыть и очистить тело. Иначе очищается сердце верующего, иначе очищается ум человека по заслугам веры. В спасительных таинствах, по требованию нужды (соgenete necessitate) и по благоснисхождению Божию верующим вполне сообщается благодать и при сокращении богоупреждённого чина. И это никого не должно смущать, что больные окропляются или обливаются водою, когда получают Божественную благодать; ибо Священное Писание чрез Пророка Иезекииля говорит: «и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших, и очищу вас. И дам вам сердце ново и дух нов дам вам» (Иез.36:25–26). И в другом месте: «рече Господь к Моисею глаголя, поими левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения» (Чис.8:5–7); и ещё: «вода окропления очищение есть»
(Чис. 19:9). Отсюда видно, продолжает св. Отец, что и окропление водою имеет силу, подобно спасительной купели. И когда сие совершается в Церкви, при чистой вере и дающего и приемлющего: то всё может стать и совершиться по величию Господа и истинности веры... Мы видим, что крещённые в болезни и получившие благодать избавляются от нечистого духа, которым прежде были одержимы, похвально и одобрительно живут в Церкви и ежедневно более и более преуспевают в приумножении Божественной благодати чрез приращение веры... Посему, заключает св. Отец, сколько мне дано разуметь верою, моё мнение таково: всякий, кто приемлет божественную благодать в Церкви, по законной и правой вере, должен быть почитаем истинным христианином (Legitimus judicetur Christianus)» (епископ Михаил (Лузин). О крещении через погружение и обливание).