размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Сардикийский, Правило 17

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Вынесли решение: если епископ, претерпев насилие, будет несправедливо изгнан или за свои знания, или за исповедание Кафолической Церкви, или за то, что защищал истину, и хотя будет невиновен, однако подвергнется обвинению и, избегая опасности, придет в другой город, не должно препятствовать ему жить там до тех пор, пока он не возвратится или не получит возможность избавиться от нанесенной ему обиды. Ведь с нашей стороны было бы безжалостным и крайне жестоким не принимать того, кто претерпел несправедливое изгнание: такого следует принимать с величайшим расположением и дружелюбием.

Ап. 15; I Всел. 15, 16; IV Всел. 5, 10, 20, 23; Трул. 17, 18; VII Всел. 10, 15; Анкир. 18; Антиох. 3; Сердик. 11, 12, 16; Карф. 30



Толкование

Это правило составляет исключение из 11 и 12 правил этого собора, что епископ не может покидать свою кафедру более чем на три недели. По замечанию западных канонистов, это правило было издано ради Афанасия Великого, которого евсевиане, поддерживаемые императором Констанцием, изгнали из его церкви и принудили его искать убежища в других местах. В остальном правило совершенно ясно само по себе.
Отцы сего собора, постановив выше, что отходящие в другой город, в котором есть епископ, не должны пребывать там долее трех седмиц, здесь некоторым дают позволение оставаться и более. Таковы несправедливо изгоняемые из их церквей, или за их познания, то есть за то, что они как знающие точность догматов веры учат этому, и подвергаются гонению от еретиков, как например были изгоняемы арианами при Констанции и Валенте, или за исповедание кафолической церкви, то есть за то, что исповедуют все исповедуемое кафолическою церковию, то есть домостроительство воплощения, и что Христос есть истинный Бог; таковы же в древности гонимые древнейшими царями, а в последствии и Юлианом; таковы же свидетельствующие в защиту истины и ведущие борьбу за претерпевающих несправедливость и насилие, как было с Василием Великим и с Златоустом и многими другими. Таким-то несправедливым образом изгоняемому из своей церкви належит необходимость уходить в другой город для избежания опасности, будучи по истине и справедливости невинен, а подвергаясь обвинению от насилия гонителей его. Подверженный обвинению (καθωσιωμένος) означает того, кому определено наказание. Таковому, по силе правила, не возбраняется пребывать в другом городе, доколе не возвратится в свой город, избежав страха опасности, или освободившись от нанесенной ему обиды. А обидою, я думаю, называет изгнание с престола его; ибо жестоко, говорит, и весьма тяжко было бы, если бы несправедливо изгнанного из своего города, не принимали соепископы со многим дружелюбием и благорасположением, то есть усердно и ласково.

Если епископ, несправедливо изгоняемый, будет иметь пребывание в чужом городе, он должен быть принят, доколе не освободится от обиды.

Воспрещая гордость и тщеславие, отцы повелели, чтобы епископ не оставался в продолжении значительного времени в чужом городе. А если кто или за исповедание нашей веры, или за защиту истины будет изгнан из своего города и удалится в другой город, таковому не должно запрещать иметь там пребывание, доколе возможет обрести избавление от нанесенной ему обиды.

Различные правила определяют, что епископ не должен пребывать в другой области свыше узаконенного времени. А теперь отцы говорят, что это не должно иметь силы по отношению к епископам, изгоняемым из их церквей или за познания, то есть за ревностное изучение божественных догматов, или за исповедание православной веры, или за защищение несправедливо обиженных, и по этому по важной причине, как бы избегающим опасности, и хотя почитаемым со стороны гонителей их подверженными обвинению, но на самом деле по истине невинным. Таковые безпрепятственно могут пребывать и в других городах до тех пор, пока не прекратится угроза опасности, и епископ будет иметь возможность возвратиться в назначенный ему город, или будет заглажена нанесенная ему вследствие изгнания обида; ибо жестоко и не братолюбно, если таковый не будет своими собратиями принимаем со всяким благорасположением. Таким образом заметь, что не должны быть изгоняемы из царствующего града те восточные епископы, которые не имеют своих престолов, потому что церкви их находятся во власти язычников, а равно и гонимые неправедными сборщиками податей за то, что говорят в защиту обиженных.

Поскольку настоящий Собор в своих 11-м и 12-м правилах определил, чтобы никакой епископ не оставался в чужой епископской области более трех недель, то теперь в данном правиле Собор позволяет тому епископу, который был несправедливо и насильственно изгнан, находиться в чужой епископской области до тех пор, пока он не вернется в свою или не докажет, что был без вины оскорблен и изгнан со своего престола: или за точное знание догматов веры, или за то, что исповедует все догматы и предания, которые исповедует и признает Кафолическая Церковь, или за то, что борется за истину и защищает обижаемых и угнетаемых (что произошло с Афанасием Великим, Василием, Златоустом и др.). Такой епископ во избежание опасности вынужден отправиться в другую епископскую область; хотя в действительности и по справедливости он не виновен, однако «подвергся обвинению», т. е. по самоуправству гонителей сочтен заслуживающим наказания. Поэтому жестоко и бесчеловечно, если изгнанного таким образом со своего престола соепископы не принимают со всяким дружелюбием и гостеприимством.

Смотри также Апост. 15.

Бесправды епископ изгнан, аще и в чюждем пределе пребывает, приятен бывает, дóндеже досаждение мимо идет. Чюждаго слугу, чюжд епископ без повеления своего ему поставит, в коем любо степени, и поставление не твердо.
Бесправды епископ изгнан, аще и в чюждем пределе пребывает, приятен бывает, дóндеже досаждение мимо идет.
От буести и гордости возбраняюще святии отцы, повелеша епископом в реченное время во инех епископиях пребывати. Аще же некии епископ, исповедания ради чистые нашея веры, или понеже бе поборник истине, рекше противяся властелем нетворящим истины, и того ради от своего града изгнан быв, и в другии град приидет, не возбранится ту пребывати ему, дóндеже примирение обрести возможет, и пременение бывшего на нем досаждения.