размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Тарасия Константино­польского, Правило 1

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Послание Тарасия, святейшаго патриарха Константинополя, новаго Рима, к Адриану, папе древняго Рима.

Многократно и многообразно из евангельских, апостольских и отеческих наставлений мы научаемся иметь несребролюбивый нрав при посвящении в священство и не брать золота или серебра при рукоположении любого посвящаемого, как покажем в помещенных ниже изречениях из Божественных слов Писания и отеческих наставлений. Ведь те, кто возлагает руки, – служители Духа Святого, а не продавцы, ибо получившие от Господнего гласа такое дерзновение объявили, чтобы те, которые даром получают благодать Духа, даром и давали получающим ее от них (см. Мф.10:8). Если же кто-либо будет обличен в том, что купил благодать за золото, такого объявляют изверженным из священного чина. Ведь хотя по имени он и получил священство, но на деле его именование ложно, потому что никто не может служить Богу и маммоне (Мф.6:24), чему научились мы из Евангелия. И поскольку мы слышим, как Бог через пророка взывает: Священники, говорите к сердцу Иерусалима (Ис.40:2), и потом угрожает: Если страж увидит идущий меч и не вострубит трубою, и народ не остережет себя, и нашедший меч отнимет у (кого-либо из) них жизнь... кровь ее взыщу от руки стража (Иез.33:6), то мы, страшась осуждения за молчание, возвещаем всем предстоятелям наших церквей, чтобы с дерзновением сказать нам словами божественного апостола: Чисты мы от крови (см. Деян.20:26) преступающих постановления правил и особенно рукоположивших или рукоположенных за деньги.

Божественный ап. Петр, чью кафедру унаследовала Ваша братская святость, отверг таковых, как Симона-волхва. Потому мы не уклоняемся от того, чтобы возвещать истину, храня и соблюдая преподанное в правилах святыми апостолами и нашими достославными отцами, и, если кто-либо нарушил что-нибудь из этого, мы такими гнушаемся. Ваше братское священнолепное архиерейство, законно и по воле Божией руководя иерархическим служением, пользуется славой у всех. Ибо Великий и первый Архиерей Христос Бог наш изрек через пророка: Живу Я, только прославляющих Меня прославлю (см. 1Цар.2:30). Я знаю, муж желаний духовных, что нечестивая ересь Македония и его последователей-духоборцев более терпима, чем эта. Ведь те вздорно разглагольствуют о том, что Святой Дух есть тварь и раб Бога и Отца, а эти, как представляется, делают Его своим рабом. Так, всякий владелец, если захочет, продает то, что имеет, будет ли это слуга или другое что из ему принадлежащего. Подобным образом и покупатель, желая стать владельцем покупаемого, приобретает то ценою серебра. Поэтому творящие беззаконное дело симонии низвергают Духа Святого, впадая в одинаковый грех с теми, которые богохульствовали о Христе, будто Он изгоняет бесов силой веельзевула (см. Мф.9:34), или, правильнее сказать, уподобляются Иуде-предателю, продавшему Христа богоубийцам-иудеям ценою серебра. Но Святой Дух единосущен Христу Богу нашему, а потому всякому ясно, что их ждет та же участь, как доказано.

Ведь если Дух с легкостью продается (а совершенно ясно, что этого не может быть), то нет в них благодати Святого Духа, т. е. святыни священства, они ее и не получили, и не имеют. Пусть такие вспомнят св. Петра, который покусившемуся на это говорит: Нет тебе в сем части и жребия (Деян.8:21). В самом деле, если достоинство священства продается, то, следовательно, излишен для них благочестивый образ жизни и пребывание в чистоте и добродетели. Излишен для них и Павел, божественный апостол, учащий, что: епископ должен быть непорочен, целомудрен, честен, учителей, воздержан, трезвен, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (см. 1Тим.3:2; Тит.1:8–9). Для продающего и покупающего священство все это исчезает.

Приведенные ниже отрывки, избранные из Святых Писаний, показывают, что совершенно чужд священства тот, кто дает или получает когда угодно, в любое время – прежде ли рукоположения или после него. Ибо взять, когда бы то ни было, значит взять. Кроме того, эти отрывки запрещают и производство в любую церковную степень за деньги.

29-е правило святых апостолов

Если епископ, или пресвитер, или диакон завладеет этим достоинством за деньги, да будет извержен и он, и тот, кто его рукоположил; и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв мною, Петром.

Из книги Деяний

Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды (Деян.8:18–23).

Из 3-й книги Царств

И Иеровоам не сошел со своей худой дороги, но продолжая ставить из народа священников высот; кто хотел, наполнял его руку и становился священником высот. Это вело дом Иеровоамов ко греху и к погибели и к истреблению его с лица земли (3Цар.13:33–34).

Из 4-й книги Царств

И возвратился Нееман к Елисею сам и все сопровождавши его, и пришел, и стая пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; и ныне прими дар от раба твоего. И сказал Елисей: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4Цар.5:15–16). И немного далее: И сказал Гиезий, слуга Елисея: вот, господин мой отказался взять из руки Неемана Сириянина то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь. И погнался Гиезий за Нееманом (4Цар.5:20–21). И немного ниже: И сказал Нееман: возьми два таланта. И завязал он два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд (4Цар.5:23). И далее: И сказал ему Елисей: откуда, Гиезий? И сказал Гиезий: никуда не ходил раб твой. И сказал ему Елисей: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? И ныне ты взял серебро, чтобы купить на него сады, и оливковые рощи, и овец, и волов, и рабов, и рабынь. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4Цар.5:25–27).

Святого Василия из толкования на книгу пророка Исаии (из толкования 8-й гл.)

Ибо Он дал закон в помощь, чтобы говорили не как это слово чревовещателя, ибо не для обмана придуман закон, как те слова, но он учитель истины. Те прорицают за серебро, и всего смешнее то, что обманываемые в награду за ложь платят серебром. А это слово закона не таково, чтобы за него давать дары, потому что никто не продает благодать. Сказано: Даром получили, даром давайте (Мф.10:8). Видишь, как вознегодовал Петр на Симона, предложившего серебро за благодать Духа? Серебро твое, – говорит он, – да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги (Деян.8:20). Итак, слово евангельское не то что продажные слова чревовещателей. Ибо какое можно дать за него достойное вознаграждение? Послушай, как Давид в недоумении говорит: Что воздам Господу за все, что Он даровал мне (Пс.115:3)? Итак, невозможно дать за евангельское слово дары, равноценные подаваемой от него благодати. Один дар достоин – сохранение дарованного. Давший тебе сокровище требует не вознаграждения за дарованное, но достойного хранения данного.

Его же, из послания подчиненный ему епископам, т. е. из правила 90

Думают, будто бы не грешат, потому что берут не до рукоположения, но после. Но когда бы ни взять – все равно значит взять. Поэтому умоляю вас, оставьте этот доход, лучше же сказать – этот вход в геенну, и, оскверняя руки такими прибытками, не делайте себя недостойными совершать святые таинства.

Из жития святого Иоанна Златоуста

Виновник нашей пространной речи, обвинитель шести прочих епископов Евсевий, обратился ко всем епископам, прося принять его в общение. Некоторые из епископов возражали, что не должно принимать его, как клеветника. На это он, умоляя, говорил: «Поскольку дело в продолжение двух лет в большей своей части исследовано и дана отсрочка для свидетелей, то прошу ваше боголюбие, да будет мне позволено сегодня немедленно представить свидетелей. Ведь хотя и умер еп. Антонин, который взял золото и рукоположил, однако живы давшие и рукоположенные».

Присутствующий Собор признал справедливый рассмотреть дело. Рассмотрение начинается чтением записей о том, что произведено прежде. Вошли свидетели, вошли и шестеро давших деньги за рукоположение. Вначале они всё отрицали. Но поскольку свидетели, как миряне, так и пресвитеры, на которых те, по-видимому, полагались, упорно настаивали на своих показаниях, то обвиняемые хотя сперва отрекались, но когда свидетели стали обличать, напоминая им и место, и время, называя виды задатков и количество их, тогда, из-за упреков смущенной совести, они добровольно без особенного принуждения признались: «Мы дали деньги и стали клириками, полагая, что таков порядок, чтобы освободиться от общественной службы. А теперь просим: если неблагочестиво нам пребывать в служении церковном, то, по крайней мере, пусть нам вернут отданное золото, ведь мы отдали некоторые вещи наших жен».

На это Иоанн дал обещание Собору: «Я освобожу их от светского суда, упросив императора, а вы велите им получить то, что они дали, от наследников Антонина». Собор повелел, чтобы они получили у наследников Антонина свое золото, причащались в алтаре, но были вне священства, для того чтобы не возник, если их простить, иудейский или египетский обычай продавать и покупать священство. Говорят, что губитель и лжеименный патриарх иудейский каждый год или через год меняет начальников синагог ради сбора серебра; подобно поступает и его подражатель, патриарх египетских иудеев, да исполнится пророческое слово: Священники его за плату давали ответы и пророки за серебро волхвовали (Мих.3:11).

Здесь же приводится в качестве свидетельства правило IV Всел. 2, прочти его в своем месте и в предыдущей послании Геннадия.

Из окружного послания патриарха Геннадия

Итак, да будет и есть отвергнут, и всякого священнического достоинства и служения чужд, и проклятию анафемы подвержен тот, кто думает приобрести благодать за деньги, и тот, кто обещает за деньги ее преподать, будь он клирик или мирянин, будет ли обличен в этом деле или нет. Ведь невозможно, чтобы непримиримое когда-либо примирилось, чтобы мамона пришла в согласие с Богом или служащие ей служили Богу. Принадлежит Владыке следующее неоспоримое изречение: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24).

22-е правило VI Вселенского собора

Епископов и каких бы то ни было клириков, рукополагаемых за деньги, а не после испытания и избрания за образ жизни, повелеваем извергать, равно как и рукоположивших.

Услышим это и выслушаем со вниманием все – не только архиереи, но и причисленные к клиру, и все живущие по вселенной. Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. (Евр.2:1). Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной нам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (см. 1Пет.1:18–19). Так научи нас, муж священнейший, следовать заповеданиям Писания, Евангелия, Апостольских посланий, правил и отцов. Ибо мы повинуемся словесам уст ваших. Взойди на высоту, возвысь с силою голос твой, ходи свободно, проповедуй с дерзновением, чтобы истреблено было и совершенно исчезло рукоположение за деньги и все, что по причине такого сребролюбия, несправедливости и торговли ради постыдной наживы за ним следует. А когда оно само и то, что ему сопутствует, будет истреблено из среды избранного народа, именем Христовым нареченного и даром получившего искупление, то и все последующие за этим пороком скверны будут искоренены и священники как финикс процветут, овевая спасающихся Христовым благоуханием и воспевая в честь Церкви победную песнь: Господь простил неправды твои (Соф.3:15), а также сладкими делая пожинаемые плоды, умножая их в старости честной и показывая наследниками оной блаженной и непорочной жизни.



Толкование

Святой Тарасий, происходя из знатного рода, занимал высокую гражданскую должность. Будучи избран Патриархом Константинопольским в 784 г., он убедил Императрицу Ирину и Константина Порфиродного созвать седьмой Вселенский Собор в 787 г. Святитель был выдающимся администратором и, вместе с тем, большим нищелюбивым благотворителем. Он почил в глубокой старости в 806 г. Помещаемое в канонических сборниках послание его было издано непосредственно после 7 Всел. Собора и присоединено к Соборным определениям.
Это послание составлено из свидетельств священного Писания и правил; оно доказывает, что те, которые совершают рукоположения за деньги и продают благодать святаго Духа, грешат хуже духоборцев; ибо те Духа святаго называют рабом Богу, а эти чрез продажу делают Его своим рабом; ибо то продает кто либо, что принадлежит ему. И уподобляет их Иуде предателю, потому что оне дерзают продавать святаго Духа, единосущного Христу Богу нашему. А ты должен знать, что слова: священницы глаголите в сердце Иерусалиму – взяты из пророчества Исаии (40, 2); слова: страж, аще увидит меч и прочее – из Иезекииля (33, 6); слова: чисты есмы от крове преступающих повеленное правилами – из Деяний Апостольских, то есть из заповеди великого Павла пресвитерам (20, 26); слова: «осуждать рукополагающих за деньги, яко Симона волхва» – взяты из 29-го Апостольского правила; слова: ныне глаголет Господь: прославляющия мя прославлю – из начала 1-й книги Царств; слова: «чего не приняли и не имеют» – из 1-го послания к Коринфянам глава 9; слова: несть ти части, ни жребия в словеси сем – из Деяний Апостольских (8, 21); слова: подобает епископу быти непорочну – из 1-го послания к Тимофею (3, 2); слова: услышим все сие и внушим себе – из послания к Евреям (2, 1); слова: неистленным сребром или златом искуплены – из 1-го соборного послания Петра (1, 18); слова: взыде на гору высоку – из Исаии и Осии; слова: священники яко финикс процветут – из 2-го послания к Коринфянам; и слова: отъят Господь от тебя неправды твоея – из Софонии (3, 15).
И настоящее послание, подобно посланию Геннадия, говорит о симонии и начинает с того, что многое учит нас не брать серебра или золота за рукоположение какого-либо священнослужителя – и Евангелие, и апостолы, и божественные отцы. Поэтому архиереи, совершающие рукоположения, будучи служителями Святого Духа, а не продавцами, как сами получили благодать Духа даром, без денег, так подобный образом определили, чтобы ее даром давали другим и те, которые получили ее от них, и в этом они последовали Господу, Который говорит: Даром получили, даром давайте. А уличенного в купле благодати за деньги извергают из священства, и хотя такие носят имя иереев, но на деле ими не являются, потому что никто не может одновременно служить Богу и мамоне (т. е. богатству). Вот и пророк Исаия призывает священников говорить сердцу Иерусалима, и Бог через Иезекииля угрожает взыскать от рук стража людскую кровь, если тот, увидев идущего противника, не скажет об этом народу, чтобы предостеречь. Поэтому и мы, боясь оказаться осужденными за молчание, разоблачаем перед всеми архиереями этот грех, чтобы предостеречь от него, и чтобы мы могли сказать с апостолом, что чисты от крови тех, которые преступают божественные правила и за деньги рукополагают или принимают рукоположения, тогда как ап. Петр отослал в погибель Симона-волхва, первым сотворившего этот грех.

Затем святой обращается к папе и говорит ему, что нечестивая ересь симонитов хуже ереси духоборца Македония и его последователей, потому что те называли Духа Святого тварью и рабом Отца, а симониты делают Духа Святого своим рабом. Ведь как любой хозяин имеющуюся у него вещь продает как хочет, будет ли то раб или что другое, и как покупающий вещь покупает ее за деньги и становится господином и хозяином купленного, так точно и симониты бесчестят Духа Святого и, словно раба, продают Его и покупают, богохульствуя подобно тем, которые хулили Христа и говорили, якобы Он силой веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов из людей. Или лучше сказать, они уподобляются предателю Иуде, продавшему Христа иудеям за сребренники, потому что и они продают Духа Святого, Единосущного, Который, как Бог, имеет одну со Христом природу.

Если же благодать Святого Духа не продается (а, конечно, ясно, что она не продается никогда), то не подлежит никакому сомнению, что благодать священства не остается у покупающих, они и не получали ее вовсе, и не имеют ее. Пусть они вспомнят слова ап. Петра, обращенные к Симону: Нет тебе в сем части и жребия (Деян.8:21). В самом деле, если бы священство продавалось, тогда для покупающих излишним и ненужным стало бы благочестивое и добродетельное поведение и жизнь в чистоте и добродетели, что требуется от готовящихся к рукоположению. Излишним и ненужным оказалось бы пожелание ап. Павла, чтобы архиерей был безупречным, целомудренным, честным, воздержным, трезвым, учительным, способным побуждать других к богопознанию и обличать противоречащих, потому что продающий и покупающий священство за деньги вменяют всё это ни во что.

Далее святой приводит свидетельства, которые показывают, что тот, кто получает или дает серебро, до рукоположения или после него, чужд священства. При этом свидетельства из правил Василия Велик. 90, IV Всел. 2, из послания Геннадия, из VI Всел. 22 не требуют нашего толкования, потому что мы уже изъяснили их, каждое в своем месте, где их и смотри. Другие же свидетельства, которые святой приводит из Писания, из слов Василия и из жития Златоуста, вкратце истолкуем.

Свидетельство из книги Деяний говорит, что Симон-волхв принес апостолам деньги, прося у них дать и ему власть, чтобы тот, на кого он возложит руку, получал Духа Святого. А Петр сказал ему, чтобы его деньги были вместе с ним в погибель, потому что он решил приобрести на них дар Божий, и велел ему покаяться в этом зле и т. д.

Свидетельство из книги Царств говорит, что Иеровоам, раб Соломона (захвативший десять колен и воцарившийся в Самарии), поставлял священников на высотах и всякий желающий наполняя его руку (т. е., вероятно, давал ему деньги) и становился священником высот и т. д.

Свидетельство из 4-й книги Царств говорит, что после того, как Нееман по слову Елисея очистился в Иордане, он возвратился к пророку со всем своим ополчением и хотел дать ему подарки, понуждая его принять их, но Елисей не принял. Тогда раб Елисея Гиезий, видя, что Елисей ничего не взял, тайно побежал вслед за Нееманом и попросил даров. Нееман дал ему два таланта серебра в два мешка и две смены одежды. Когда Гиезий вернулся, Елисей обличил его в том, что он взял деньги для покупки садов, оливковых деревьев, виноградников, овец и быков, рабов и рабынь, и сказал, что проказа Неемана пристанет к нему и ко всему его потомству. И тотчас Гиезий стал от проказы белым как снег.

Свидетельство, которое святой приводит из толкования Василия Великого на 8-ю гл. книги прор. Исаии, говорит следующее. Закон, который Бог дал в помощь людям, не как слова чародеев, чтобы давать деньги за его покупку (подобно тому, как покупают слова люди, введенные в заблуждение чародеями, из-за чего эти люди поистине достойны осмеяния: мало того, что их обманывают, так они еще и платят за эту ложь), ведь благодать Божия не продается. Господь сказал: Даром получили, даром давайте. Видишь, как разгневался Петр на Симона и сказал ему: «Серебро твое с тобой да будет в погибель, потому что ты решил, будто дар Божий приобретается за деньги»? Итак, слова Евангелия не такие, как слова чародеев, ведь какую достойную плату может дать человек за них? Послушай, как недоумевает Давид, нет у него ничего, чем бы он мог воздать Богу за Его благодеяния, ведь никакой дар не достоин благодати Божией. Только один дар достоин – если кто сохранит дарованный ему дар, потому что Тот, Кто дал тебе сокровище, требует от тебя не вознаграждения, но сохранения данного.

В свидетельстве из жития Златоуста повествуется, как некий Евсевий в Асии обвинял еп. Антонина, который рукоположил за деньги шесть епископов. Процесс по этому делу продолжался два года, потому что Евсевий заявил, что может представить свидетелей этого дела. Итак, представив их через два года, когда Антонин уже умер, он сказал Собору, что хотя рукоположивший Антонин умер, однако живы те, кто дали деньги и получили рукоположение. Собор приступил к рассмотрению дела: были прочитаны документы, составленные на предыдущем судебном разбирательстве, шесть епископов начали отрицать, что дали деньги за свое рукоположение. Но поскольку свидетели с настойчивостью указывали и место, и время, и вид денег, и количество их, то в конце концов епископы признались, что дали деньги и получили рукоположение, чтобы избавиться от службы у императора. Они сказали, что если им позволяется остаться епископами – хорошо, а если нет, то пусть вернут отданные ими деньги, которые были украшениями их жен. Поэтому божественный Златоуст и Собор вынесли решение о том, чтобы наследники Антонина отдали деньги назад, а рукоположенные епископы причащались в святом алтаре, но были лишены священства, для того чтобы иначе, если этим епископам разрешат священнодействовать, в Церкви Божией не возник иудейский или египетский обычай продавать и покупать священство. Лжеименный патриарх и хахам иудеев каждый год меняет начальников синагоги, чтобы получать деньги; то же делает, подражая иудеям, и патриарх египтян, да исполнится пророчество, говорящее: «Священники его (Иерусалима) за деньги отвечали, и пророки за деньги волхвовали».

Сказав это, божественный Тарасий в качестве заключения добавляет следующее. Должно всем нам, архиереям и клирикам, а также всем живущим по вселенной выслушать это, хранить услышанное и, по призыву ап. Павла, внимать этому, чтобы не погибнуть. И папу Адриана св. Тарасий побуждает словами прор. Исайи взойти на высоту и возвысить глас свой, чтобы истребить рукоположение за деньги и всё последующее за ним, что совершается из сребролюбия и ради постыдной корысти, и чтобы с корнем исторгнуть это зло и его порочные побеги в христоименитом народе, который даром получил освобождение кровью Христовой. Тогда священники процветут, как финикс, овевая спасающихся христиан благоуханием Христовым и с прор. Софонией говоря Церкви: Господь простил неправды твои, будут услаждать людей, которые собирают духовные плоды, и показывать их наследниками бессмертной и блаженной жизни.

Послание Тарасия святейшего патриарха константинопольского, нового Рима, о том же, к Андриану папе старого Рима. Многочастне и многообразне, евангельски же и апостольски, и отечески учимы есмы, несребролюбныи нрав имети в посвящении на иерейство: и не озлащатися, и ниже осребрятися при хиротонии всякого священного мужа, якоже укажем в заповеданных речениях, от написанных богоглаголании, и отеческих учительств. Иже бо руце возлагают, слуги суть святаго Духа, а не продавцы Духа: (Мф. 10) туне бо приемлюще благодать Духа, туне и подяти всем приемлющим ю повелени быша, от господьска гласа сию свободу приемше. Аще же кто обличен будет златом сию купивыи, выпроповедана (явлена) такового сотворити, и отчужденна священнического чина повелевают. Аще бо и имением священство наследства, но убо вещию ложно покажется слово его: Никто же бо Богу работати может и мамоне, якоже от евангелия научихомся (Мф. 6, 18; Лук. 16, 81). А понеже слышахом пророчески Богу вопиющу, иереи глаголите в сердце Иерусалиму (Иезек. 33 и 3). Паки же воспрещающу и глаголющу: страж аще увидит меч грядущь, и не возгласит трубою, и людие не сохранятся, и пришед меч возмет от них душу, то крове от рук стража взыщу. Еже или за страх прещения о молчании, или осуждения ради возвещаем всем, и коемуждо первоседателем церквей наших, да со дерзновением по божественному апостолу рцем, чисти есмы от крове преступающих, канонные уставы: и зело наипаче иже на имениях хиротонисавших, или хиротонисанных. Петру божественному апостолу, его же седалище наследи ваша братская святость, яко Симона волхва, сих низложшаго. Сего ради не обинуемся, еже возвестити истину, храняще и держаще яже от святых апостол, и приснопеваемых отец наших канонне (правильне) преданная. И аще что от сих преступися от некиих, то гнушаемся и отвращаемся. Братское бо ваше священнолепное архиерейство, законне и по воли Божией старейшинствующи, архиерейским освящением пресловуту имать славу. Рече бо пророком великий и первый архиерей Христос Бог наш: живу аз. Но разве прославляющих мя прославлю. Веси бо мужу желаний духовных, яко отраднейша паче есть македониева (Злее Македония духоборца, поставляяи на мзде во священство согрешает) и сущих с ним духоборец злочестивая ересь: онем бо тварь, и раба Богу и Отцу, Духа святаго блядущим: сии же своего им, якоже видятся, раба сего творят. Всяк бо владыка, еже аще имать, аще хощет продает, либо аще слугу, аще и другое от притяжанных им: по сему образу и купуяи владыка хотя быти купленного, ценою сребра сие стяжет. Сице иже безбожную сию вещь соделовающии, низводят Духа святаго. Равная согрешают с хулящими, о Вельзевуле изгоняти Христу бесы; или якоже есть истиннее рещи, подобни суть Иуде предателю, иже христоубийцам жидом ценою сребра Христа продав. Им же бо образом Дух святый единосущен есть Христу Богу нашему, той и тии тояжде (всякому коему любо буди явленно есть) будут части, якоже указася. Аще же не продается (предъявлено бо, яко отнюдь никакоже) то кроме всякого прекословия несть в них благодати пресвятаго Духа: сиречь, иерейства освящение: и аще не прияша, то ниже имут. Да воспомянут убо Петра святого ко иже сие наченшему творити сице глаголющего, несть тебе части ниже жребия в словеси сем. Аще бо продается иерейский сан, то убо излишнее им есть жития честное устроение, и еже в чистоте и добродетели воспитание: то излишни им есть и Павел божественный апостол, уча (1Тим. 282): Подобает епископу (Не токмо епископу, но и всякому иерею. Токмо бо яко не поставляет иерей от епископа разнствует: священство же совершенно имать.) без порока быти, целомудрену, благочинну, учительну, воздержану, трезву, держащемуся в учении верного словесе, да силен будет и утешати в здравем учительстве, и противящиеся обличати (епископом и иереям противящияся обличати). Вся убо сия исчезают и погибают, продаему и купуему бываему священству. Предложенная убо сия от святых избранная речения, чужда всяцем образом священства быти отрекоша, иже когда-либо дающего что, или взимающего, в которое убо буди время, либо аще и пред хиротониею, аще и по хиротонии: взяти бо есть, когда-либо буди еже взяти. Но и вся церковная произведения отъемлют на подаянии пенязей бывати.

Правило 29-е святых апостол. Аще кто епископ или поп, или диакон, имением приял будет сан, да извержется той сам, и святивый его. И да отсечена будета всячески от общения, и от церкве отлучена (7 собора 5), яко Симон волхв от Петра.

От деяний святых апостол. Видя же Симон, яко возложением рук апостольских дается Дух святый, принесе им пенязи (сребро), глаголя, дадите убо и мне власть сию, да на него же и аз возложу руце, приимет Дух святый. Петр же рече к нему (Деян. 19), сребро твое с тобою, да будет в погибель, яко дар Божии вознепщевал еси именьми стяжати. Несть убо тебе части, ниже жребия в словеси сем, сердце бо твое несть право пред Богом. Покайся убо от злобы твоея сея, и помолися Богу, еда аще отпуститися умышление сердца твоего: в желчи бо горести, и союзе неправды зрю тя суща.

От третьих книг Царств. И не обратися Иеровоам от злобы своея. И обратися и сотвори от части людей иерей высоких, иже хотяше исполняше руку свою. И бысть глагол сей в грех дому Иеровоамову, и в погибель и в потребление от лица земли.

От четвертых книг Царств (Глава 5). И возвращашеся Нееман к Елисею, сам и все ополчение его, и прииде и ста пред ним, и рече, се аз уведах яко несть Бог по всей земли, но разве во Израили: И восприми благословение от раба твоего. И рече Елисей, жив Господь Бог, ему же предстою пред ним, аще возьму. И понуди и взяти, и не повинуся. И по мале. И рече Гиезию отрочищу своему Елисей, се пощаде мя Господь от Неемана сирианина взяти от руки его яже ми принесе. Жив Господь аще не потеку в след его, и возьму нечто от него: и погна Гиезий в след Неемана. И по мале. И рече Нееман, возьми два таланта сребра. И взят два таланта сребра в два мешца, и две изменны ризы. И по других паки. И рече к нему Елисей, откуду прииде Гиезие; и рече Гиезий, нейде раб твой нигде же. И рече к нему Елисей, не сердце ли мое ходило есть с тобою; и вем когда возвратися муж от колесницы в стретение твое; и ныне взял еси сребро, да купиши им вертограды, и винограды, и маслины, и овцы, и волы, и отроки и рабыни. И проказа Нееманова да прилепится на тебе, и на семени твоем во веки. И изыде от лица его проказою прокажен яко снегом.

Василия святаго, от толкования на Исаию пророка. Закон даде в помощь, да рекут, не яко глагол сей, о нем же несть дары дати о нем. Сей же закон несть яко глагол сей, но утробного волхования. Не бо не прелесть умышлен есть якоже они, но истины есть учитель. И они убо о сребре волхвуют, сие бо есть посмеятельно, яко и сребро им воздают мздою от лжи прельщаемии: глагол же закона несть сицев, дабы дары дати о нем: никто же бо благодать отдает. Туне, рече, приясте, туне и дадите (Мф. 34). Зриши ли како вознегодова Петр о Симоне, сребро о благодати Духа принесшем, сребро твое с тобою, рече, да есть в погибель, яко вознепщевал еси дар Божии пенязьми притяжати (Деян. зач. 19). Несть убо евангельское слово, якоже продаемыя глаголы утробных басней. Кую бо бы кто дал достойную за него измену: послушай Давыда недоумевающася и глаголюща: что воздам Господеви о всех, их же воздаст ми (Псалом 115, стих 3); несть убо дары дати о сем противу достойныя благодати его. Един дар достоин есть, хранение воздарованного. Давый тебе сокровище, не цены истязует о даннем, но хранения достойного о поданнем.

От жития святаго Иоанна Златоустого. Прииде долгоречия виновный нам епископом всем Евсевий, навадник шести прочих епископов, моляся прияту ему быти во общение. И противу ему глаголют неции епископи, яко не подобает ему прияту быти, яко клеветнику. О сих моляся глаголя, елма вина сия по множайшей части чрез два лета судом искусися, на свидетели же отложение бысть. Молюся вашему боголюбию, да днесь абие дати ми свидетелей. Аще бо и Антонин умре епископ, взявыи златники, и хиротоносавыи, но убо пребывают давши, и хиротонисаннии. Праведно усмотри настоящии сий собор поисканию быти о вещи сей. И начинается вина от чтении прежде содеянных воспоминаний. Внидоша свидетелие. И приступиша шесть давших и хиротонисанных: в начале убо отметахуся: налягающим же на них свидетелем: овем убо лаиком (людином), овем же пресвитером, им же непщеваху веру яти. Прежде убо отметахуся: а яко свидетелие обличаху их, места им воспоминающе и времена, и виды залогов глаголюще, и количество. И не зело добре их пребывающей совести, самовольне исповедуют кроме многия нужды, яко дахом и быхом. Сие вознепщевавше воследование быти, да службы народныя свободимся. И ныне молимся, аще убо несть праведно нам в служении церковном быти, то поне златники их же дадохом, да воспримем паки: жен бо наших дадохом некия ссуды. Иоанн противу сим обещася собору: аз убо, рече, от святилища их избавлю, умолив царя: вы же повелите взяти им, еже дадоша от Антониновых наследник. Тогда повеле собор, злато убо им взяти от Антониновых наследник: причащатижеся внутрь святаго алтаря, быти же вне священства: да не тем прощенном бывшим, обычай будет жидовский, еже продаяти и куповати священство (жидовский обычай продаяти и куповати священство). Поведают бо губителя и злоименнного патриарха иудейского на кождо год пременяти, или леты обходити собороначальником; се же творити на избирание сребра. По сему же образу и ревнителя сему и египтяне патриарха глаголют: да исполнится пророческое решение: священницы его не мздах отвещаваху, и пророцы его с сребром волхвоваху.

Далее в Кормчей приводятся следующие выписки из посланий святаго Исидора Пелусиота, которых нет у Тарасия, – именно: Святаго Исидора Пелусиота, послание, к Евсевию епископу. Мнози с досадою ругаются, яко пенязьми, а не Духом хиротониям тайно навершительным изволяющу бывати: и аще убо клевещут, то не себе от Бога привлекоша месть (Псал. 5, ст. 6): понеже погубит Господь вся глаголющия лжю: аще же истину поведают, да веси до которого конца сие протяжется зло, яко за малое приобретение, еже Богу досаждати изменил еси (2Цар. 2): и кто помолится о тебе: елма ниже о Офнии и Финеесе пред Богом и противу священству его согрешившим обретеся кто моляся, но на последнюю погибель, яко достоинство пропивающе священства, отдашася.

Тогожде, от послания к Тимофею чтецу. Мудре вопрошающему, нужда тебе отвещати. (Иоан. 2, 7; Мф. 20; Мк. 11, 8; Мф. 3, 6; Мк. 1 и Мк. 2): Глаголи бо, рече, во уши слышащих. И имеяи уши слышати, да слышит: не творите дому Отца Моего дом купли, иже голуби продающим, Господь рече; святителей назнаменуя, дары Духа святаго продающих: понеже в видении голубя божественный явися Дух, богокорчемников изгоняющ. (Разумей, что ради богокорчемники нарицает святый продающих священство).

Тогожде к Евсевию епископу. (Лк. 3, 10; Ин. 1, 3): Непотребными каменьми церковь зиждеши, законопреступными, или паче нечестивыми твоими приходы. Взял бо еси цену священства, и дал еси то Зосиме. Сице сие по всей стране промчеся слово, яко у всякого слышащего сия возшумети во обоих ушесах.

Тогожде Зосиме пресвитеру. Всяк купляй священство, Каиафа христоубийца обретается. Приял еси священство образом несвященным, священства недостойне, пенязьми украв вещь небесную, вторый Каиафа, сребром неизреченные тайны купив: но есть надежда приложитися тебе на благость, противное бо что рещи тебе не хощу.

Тогожде Леонтию епископу. Аще не волею произведен еси на предстательсво церковное, и присуждениям, и народом и рукам понудившим тя, то имети будеши помощника Бога, вся пред лицем твоим исправляющего, елика к горнему стягаются устроению: аще же пенязьми, якоже прослулся еси до непродаемого достигл еси сокровища, и стяжати священство якоже Симон вожделел еси, несть ти части ни жребия в сем. Прочая бо щадению оставляю. Едино сие зря, яко и Каиафа священство купив, егда на Христа сие вооружив. Всяк убо иже священство купуяи, Каиафа христоубийца обретатися. (Купляи священство вторый Каиафа). Яже бо дел ради уверенна ему быти не могут, сия воздарованьми нечестивыми себе приобретает.

Тогожде к Евсевию епископу. (Езек. 3 и 33): Стража тя дах, рече божественное писание, и узриши меч грядущь, и возвестиши: и аще убо истрезвятся воспрянувшие от сна, и к добродетели послушани бодрствовати будут, и тебе и оным спасения будет успех: аще же уши своя заткнут якоже аспиды, ты сам подобающее тебе свершил еси. Тем же смотри, да не гласом токмо засвидетельствуя явишися, делы же не искусен и одолен бывая, уступая правлении начальства сущим окрест тебе, и продая благодать нечестивне. Ниже бо злату поручити есть рукоположения, ниже неведети жития приводимых, ниже иным предлагати греха вины, не на умытном и грозном судищи. Ниже бо Адама от порицания и мести свободна сотвори, яже о жене ответ и извет, виною ея причаститися отреченных отвещавающего.

Тогожде, Лукию архидиакону пилусийскому. Аще епископовы очи и честного алтаря суть диакони, ты же сими по попущению Божию начальствуеши, весь оком должен еси быти, яко же оная животная многоочитая. А понеже и еже к Богу приближением онех подражаеши, а не житием якоже уведах: но токмо самым священнослужением, и да не помрачити злыми начинаньми и честное оно совокупление и лик, и безрассудне повинующегося тебе епископа, и лихоимством поскверняти божественный алтарь, и приходы себе от цены хиротонии сбирати. Продающие бо голуби от ветвий бич сотвор, из церкве изгна Господь (Иоан. 2, 7). Тем же да не со онеми изринен будеши. Престани сице богатеяся, и вещь будущему приуготовляя огневи.

Тогожде, Евсевию епископу. Добре псалму оному поучился еси, и единообразныя в дом Божии собрал еси, к Зосиме припряг и Марона. Всяко тщание якоже мню, полож, да ничтоже от злых вне алтаря станет. Тем же да увеси, яко умножая Симоны иже за пенязи стяжавати Духа Божия непщующия (Деян. 8, 19), общии стяжал еси с предателем мешец, в желчи горести, и союзе неправды валяяся, и пропивая дерзостне, яже и самем ангелом суть вожделенная.

Тогожде от послания, к Ермогену епископу. Писахом бо Евсевию, многая убо яже подобаше, малая же со слезами пишу: сокращу бо множайшая, долгоречив мнен быти блюдяся. Весь град явленная твоя плачевне повествуя, злохитренная и бесстудная деяния возвещает. Коея ради вины продаеши рукоположения; чесо ради пропиваеши священство; почто корчемствуеши божественными; коея ради вины поскверняеши церковь; чесо ради нищих имения присвояя богатеешися; вскую на празе старости юношескими мечтаешися обиденьми; чесо ради не пребыл еси начальник, но начальствуем от злобы обличен быв. Тем же да веси яко большии суд восприимеши, зане содеял еси, яже инем вчинен быв возбраняти: с каноном, 22-м, святаго шестого собора, поставляемых на пенязех, аще и епископов, или и коих либо клирик, и не по испытанию и избиранию жития, изврещи повелеваем: не токмо же, но и хиротонисавшие их.

Следует окончание послания Тарасия: Да слышим сия вси, да внушим, не токмо архиереи, но и иже в клирос причитаемии, и вси живущии по вселенней. Подобает бо излишше и прилежнее нам внимати услышанным, да некогда растечемся. Яко не тленными, златом, или сребром искуплены есмы от суетного и отчепредательного жития: но честною кровию яко агнца непорочного и нескверного Христа. Сице в нас научи муж священнейшии вследовати написанным, и евангельским, и апостольским, правильным же и отеческим заповедям. Повинуембося глаголом уст ваших. Взыди на гору высоку, возвыси крепостию глас твой. Пойди широтою: проповеждь с дерзновением (зри), яко да возьмется и во исчезновение и погибель будет, пенязей ради бываемое рукоположение. И все аще что сребролюбия ради, или неправды ради, и купли срамно приобретателныя сему вследует. Тому бо с воследующим ему отяту бываему от богатных людей иже именем Христовым нарекшихся, и туне избавления получивших, вся злобе вследующая осквернения, искоренена купно с ними и иссечена да будут. Священницы же яко финики процветут, Христовым благоуханием на спасаемых отдышуще, и церкви победительная припевающе, отят Господь неправды твоя. Еще же и плоды объемлющих услаждающе: множаще же сия в старости мастите, блаженныя оныя глаголю и нетлнныя жизни наследники показующе.

Кормчая прибавляет еще следующие статьи: Святых и благочестивых царей Василия, Константина и Леона, от осмыя титлы, главы 13 (Смотри Collectio Librorum juris graeco-romani ineditorum, ed Zachariae Lipsiae. 1852, р. 79-Epranagogae titr. 8, стр. 13; р. 80 стр. 15; р. 77 стр. 1 и 2). Якоже клирика которого любобуди степене, на пенязех производити не попущаем: сице ниже ксенодоха (странноприимника), или птохотрофа (нищепитателя), или носокома (о больных пекущася), или иного коего любобуди честного дому строителя, или коему любобуди церковному попечению вручаема. Аще же сие будет когда: и даяи и взимаяи, и ходатай такового священства, сиречь, уверенного ему какова любобуди строения обнажен будет. Мздоимствам же присвоенном быти честному месту, его же таково лице хиротонию, или попечение, или строение взят. Аще же мирянин будет взявыи, или ходатай бывыи, то данное сугубо от него взыщется, и паки устроен будет в честне месте, его же таково лице хиротонию или попечение прият.

Таможде. Повелеваем, аще епископ ходатайствующим неким, и положением златник поставлен будет: и дающему, и вземлющему, и ходатайствующему, от священства, или чести клиритския, по священным правилом отверженном быти. О таковей же вине данное, церкви оной присвоено да есть в ней же восхоте священство купити. Аще же мирянин будет, иже за сию вину нечто взем, или ходатай в вещи сей быв, о данных ему пенязех сугубо да истязан будет.

Техжде таможде. Епископ есть назиратель и прилежатель всех собирающихся в церкви душ, сущих в епархии его: власть имея посвящати пресвитера, диакона, иподиакона, чтеца же, и певца, и мниха, свойственно есть епископу, смиренным убо сходити, пренебрегати же и презирати гордых, и высокомудрие низлагати, и о стаде беды подымати: и онех утеснение, свою болезнь творити.

О завещании даваемых поставляемому архиерею. Подобает твоему боголюбию во всяком действе и избирании на степень, отнюдь даров отшаяватися, опасно ведущему. Яко всякий убо грех простое томление подъемлет, Симонова же ересь, сугубое ятому грехом сим, наводит осуждение. Тем же всеконечне ересь сию отсекати подобает, и ниже глаголемыми обычаями отверста к сему входа, или оконца имети. Ибо глаголемыи сии обычай с сребролюбия внутрь впадше, или возрастше недугом, ни чтоже меньше, аще и не больше на осуждение архиереев иже сими мздоимствы ухапленных бывших приводят, (Епископом Симоновою ересию, не подобает ухапленым быти, сиречь, мздоиманием.) внегда под честным обличием Симоновей действуемей ереси. Подобает бо аще и честным именем похуленное деяние прикрывается, всяцем образом его отвращатися и отрицатися, и паче егда и откровенне являющу беззаконное то дело. Утаеныя бо струпы, неудобнейшя ко исцелению некако обыкоша бывати: и пронырливое имущая в себе законопреступление, удобие паче нежели предъявленная безместия во многия расходятся. Ниже убо от сопрительныя, ниже от градския, ниже от порицательныя вины, и нивчесомже отнюдь взимати, властию Духа святого завещаваем. Ниже от произведения игумена же, или архимандрита, или ексарха (сиречь наместника): но ниже от поставления иконома, или старейшины. Ниже бо (еже есть, зело грознейше) от хиротонии диакона или пресвитера, отнюдь никакоже ни по коему же образу, ниже пред хиротониею, ниже по хиротонии подобает взимати. Себо и неискусным сущим в божественных правилах зело явленну быти непщую сему безместию. Тем же подобает всяцеми образы, во всех реченных, и якоже лепо и в их же оставихом, не повинны своя руки соблюдати: прежде же рук, и самыя тыя помыслы, и тако свой архиерейский закон управляти должен еси, ведущу ти и извещену бывшу, яко иже сия презираяи заповеди и повеления, не наша наказания не приемлет, но божественных и священных правил презритель бывает. И яже от сих не избегнет осуждения. Тако убо сия, и аще что другое исправити подобает, с похвальным и подобающим и боголюбезным тщанием исполняя, всякия убо вины и осуждения изъято будет, боголюбие твое: на украшение же церкви, и на славу юже тоя ради кровь свою излиявшаго, пастырем начальника Христа, явитися имаши (о еже и молимся) наследник уповаемых благ. Их же всех (всем) нам буди получити о Господе нашем Иисусе Христе. Яко той есть благих делатель и исполнитель. И тому подобает всяка слава, честь, и поклонение, ныне и присно и во веки веком, аминь (смотри ставленую архиерейскую грамоту в т. 5, стр. 547–548 и 550).

От Марка, евангелие. Зачало 8, глава 11. И вшед Исус в церковь, начат изгонити продающия и купующия в церкви. И трапезы торжником и седалища продающих голуби испроверже, и не даяше да кто мимо несет сосуд сквозе церковь. И учаше глаголя им, несть ли писано, яко храм мой, храм молитвы наречется всем языком; вы же сотвористе его вертеп разбойником.

Толкование. Еже изгнати Исусу продающия, Иоанн поведает, но убо в начале евангелия, сей же к концу: достоит бо второе быти сему, еже наивящее укорение иудеом, аще и многажды тожде сотворшу Господу, не обратишася. Пещеру же разбойническу именует церковь, любоприобретения ради: разбойническии бо род о обретении радуется понеже убо и тии на жертву приводяху животная, и продаяху приобретения ради, разбойники я именова. Трапезницы же суть златопроменницы. Приводит же им Исаию пророка оглагольника глаголюща, дом мой, дом молитвы наречется, Молимся, да не будет и нам вон из церкве изгнатися: мнози бо и в нашу церковь входят, продающе благая, и купяще горшая. Суть же трапезы променник исполнь имущ, строяще и оправдающе церковная, люблением имения все творяще. Но и столы продающих голуби испровращаются (Иоан. зач. 7), сиречь, архиерей продающих духовные дары. Духа бо образ есть голубь. Да изринет Господь святителя от святительства. Иже бо злата ради поставляя и, проклят. Но и иже кто от крещения дар и чистоту продаст диаволу, сей прода голубь свой, и того ради изгонится вон из церкве.

От евангелия евангелиста Иоанна: от толкования, зачала 7-го. Ныне же в церкви глаголю, иже в слове учения, добрых сущих не поставляюще, но поставляюще злых мзды ради: иже овцы не пользующе, иже суть общии людие: и голуби, иже духовныи (реку) дар продающе и большая дающе на вышших степенех; их же Господь изгоняет из церкве, недостойны святительства судя. Но аще кто и пенязь, слово реку, учение продает учитель сыи, и не возвещает слова, аще не приобретение имать, и таковаго седалище опрометает Господь: того убо власть разорит, иного же достойна на учительстем столе посадит.

Рукополагатели суть служители святаго Духа, а не продавцы: ибо приняв туне, по гласу Господа, туне должны и преподавать; и кто покушается приобресть благодать святаго Духа золотом, тот отвержен, потому что невозможно работать Богу и мамоне, и эта уродливая ересь нечестивее ереси Македония и прочих духоборцев; ибо те хульно говорили, что святый Дух – раб Бога, а эти делают Его своим рабом, дерзая продавать Его, как рабов, и чрез это уподобляясь Иуде.

Из Деяний: Павел сказал Симону, принесшему деньги, чтобы получить святаго Духа: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати. (Деян. 8, 18).

Из 3-й книги Царств: Кто хотел, наполнял руки Иеровоама, и делался жрецом, и это послужило в прегрешение и на исчезновение и ниспровержение дома Иеровоама (13, 33–34).

Из 4-й: сказал Елисей Гиезию: ты взял сребро Неемана и одежды, поэтому и проказа Нееманова да прилипнет к тебе и к семени твоему во веки. (5, 27).

Из толкования Василия Великого на Исаию: Никто не продает благодати Божией за золото. Ибо туне приясте, туне дадите. Видишь, как вознегодовал Петр на Симона: сребро, говорит, да будет с тобою в погибель, яко непщевал еси благодать Божию сребром стяжати.

Из его же послания к подчиненным ему епископам: Рукополагающие за деньги думают, что не согрешают, когда берут не прежде рукоположения, или вместе с ним, но берут после рукоположения. Но они должны знать, что взять есть взять, когда бы то ни было. Итак, молю оставить этот вход в геенну.

Из жизни Златоустого: Собор повелел, чтобы рукоположенные за деньги получили золото от наследников рукоположившего их Антонина и причащались внутри алтаря; но были бы вне священства, дабы, если будет прощено это, не вошел иудейский и египетский обычай продавать и покупать священство. И ищи 2-е правило святых отцев, собравшихся в Халкидоне.

Геннадия Константинопольского: Да будет отвержен и чужд всякого священнического служения и подвержен анафеме как тот, кто мнит приобресть священство за деньги, так и тот, кто обещает преподать его. Ищи еще 22-е правило 6-го собора.