размер шрифта

Поиск по сайту



Стоглавый собор (Стоглав), Правило 80

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



О тех же вдовствующих попех грамоты великих князей. Мы Иван. Глава 80

Божиею милостию государь всея Русии и великий князь и сын мой князь великий Василей Иванович всея Русии, что говорил с нами отец наш, Симон, митрополит всея Русии. Что он, еже о святем Дусе с своими детьми: с Генадием, архиепископом великого Новаграда и Пскова и с Нифонтом епископом суждальским и торуским, и с Протасьем, епископом рязанским и муромским, и с Васьяном, епископом тверским, и с Никоном, епископом коломенским, и с Трифоном, епископом сарьским и подонским, и с Никоном, епископом пермским и вологодским, и с архимандриты, и с игумены, и со всем священным собором – обыскали того, что в нашей православной вере християнской греческого закона, многие священники, попы и дьяконы вдовцы заблудили от истины и, забыв страх божий, делали безчиние опосле своих жен. Держали у себя наложницы, а вся священническая действовали. егоже не достоит им творити, их ради безчиния и скверных дел. И они, соборне того обыскав, да по правилам святых апостол и святых отец, и по поучению святого великого чюдотворца Петра митрополита всея Русии, и по написанию Фотея митрополита всея Русии уложили и укрепили о попех и о дияконех о вдовцех. Что того ради безчиния, от сего времени впредь, попом и дияконом вдовцом всем не служити, а которых попов и дияконов в наложницах уличали, и которые сами на собя сказали, что у них наложницы были, да ставленые свои грамоты к святителем принесли, ино тем попом и дияконом впредь наложниц у себя никакоже не держати. А жити им в миру, кроме церкви, и верх тем влас своих растити и одежда тем носити мирская, и дань им давати с мирскими людьми. А никакоже священнических дел никоторых не действовати, ни касатися. А которой тех попов и дияконов вдовцов не отдал своей ставленые, да сойдет где в далние места, взяв с собою жонку, а назовет ее себе женою, да нерадением учнет служити в митрополии или во архиепископьях, или в епископьях, и которых в том уличат, ино тех пор то предавати градцким судиям. А которые попы и дияконы вдовцы же, а слова на них нету о падении блудном, да и сами про себя сказали, что после своих жен живут чисто, и они соборне о тех уложили, что тем стояти во церквах на крылосех и причащатися попом в олтаре в потрахели. Да и в домех у себя патрахель держати. А дияконом причащатися в олтарех же в стихарех со уларем. А не служити ни попом ни дияконом вдовцом. А которые попы «ияконы на их место у тех церквей учнут служити, и им тех опов и дияконов вдовцов не отсылати, а давати попом «чусебным попом вдовцом и дияком служебным дияконом «одном четвертую часть во всех церковных доходех которой тех попов и дияконов вдовцов не учнут в церкви на крылосе стояти, а учнут мирская деяти, и тем четвертые части во всех церковных доходех не давати. А кто тех попов и дияконов вдовцов, которые после своих жен живут чисто, захотят во иноческая одеяния одети собе, и таковии благодаря божий судьбы в монастыри отходят и от духовного настоятеля от игумена постригаются. И, бновив собе о всем чистым покаянием, к своему отцу духовному и по достоинству, лще суть достойни, и тогда таковии со благословением святительским да священствуют в монастырех, а не в мирских. А. что в монастырех жили в одном месте чернцы и черницы, а служили у них игумены. И они уложили, что от сего дни впредь чернцом и черницам в одном монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити чернцы, ино туто служити игумену, а черницам в том монастыре не жити. А в котором монастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом бельцом, а чернцом в монастыре не жити. А которой поп или диякон, которого дни упиется допьяна, и ему назавтрие обедни никакоже не служити. А на большее утвержение сего уложения и укрепления, Мы Иван, божиею милостию государь всея Росии и великий князь и сын мой Василей Ивановичь и великий князь всея русии к сей грамоте печати свое привесили. А отец наш Симон митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. А архиепископы и епископы к сей грамоте руки свои приклали. А писана на Москве лета 7OOO вторагонадесять себтяврия. Аз, смиренный Симон, митрополит всея Русии к сей грамоте руку свою приложил и печать свою привесил. Аз, смиренный Генадей, архиепископ великого Новаграда и Пскова к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Протасей, епископ рязанский и муромский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Васьян, епископ тверский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Никон, епископ коломенский к сей грамоте руку свою приложил. Аз, смиренный Т рифон, епископ сарский и подонский к сей грамоте руку свою приложил.

Аз, смиренный Никон, епископ пермский и вологоцский к сей грамоте руку свою приложил.