размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 125

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Угодно было: всякому, кто скажет, что благодать Божия, которой оправдываются через Иисуса Христа, Господа нашего, имеет силу только для оставления уже содеянных грехов и не подает сверх того помощи в том, чтобы не согрешать в другом, да будет анафема.

III Всел. 1, 4; Карф. 109, 110, 112–116



Толкование

Мы веруем, что благодать, даруемая нам в святом крещении чрез Господа нашего Иисуса Христа, подает отпущение не только сделанных уже нами грехов, но и силу к тому, чтобы не грешить нам снова, если только мы не предадимся грехам по беспечности; а тех, которые не так мыслят, но говорят, что божественная купель дает отпущение только прежних грехов, а не подает помощи для будущего, отцы присудили к анафеме.
Мыслящий, что божественная благодать подаеть только отпущение уже сделанных грехов, а и не вспомоществование для будущего, дважды подлежит проклятию.

Пелагиане излагали свои еретические взгляды в трех положениях. Первое: человек одними своими естественными силами может соблюсти весь закон, получить оправдание, пребывать в праведности и вкусить жизнь вечную. Второе положение: человек не нуждается ни в какой сокровенной благодати Божией, побуждающей к добру, или помогающей, или оправдывающей, но для спасения ему достаточно самовластия, закона, наставления и примера. И третье положение: даже если благодать подается Богом, она, однако, дается ради достоинства самовластия.

Из второго положения пелагиан вытекает то, о чем говорится в настоящем правиле, а именно: благодать Божия, через Иисуса Христа оправдывающая человека в крещении, дарует только оставление прежних грехов, но не дает помощи в том, чтобы более не грешить. Тех, кто утверждает это, правило предает анафеме. Ведь Кафолическая Церковь верит совершенно иначе: благодать, которая подается в Крещении через Иисуса Христа, подает нам и отпущение прежних грехов, и силу и помощь для того, чтобы более не грешить, если только мы по собственному нерадению не предадимся грехам. Поэтому Давид и говорит: Боже! Поспеши на помощь мне; Господи! Не замедли помочь мне (Пс.69:2) и помощь моя от Господа (Пс.120:2) – и пр. А Павел сказал: Дух подкрепляет нас в немощах наших и Сам ходатайствует за нас (Рим 8, 26). В Божественном Писании можно найти бесчисленное множество и других подобных изречений.

Иже глаголет, яко благодать Божиа, юже приемлем в крещении, токмо прежним грехом дает прощение, потомже не дает нам помощи, на возбранение греха, да будет проклят.