размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 8

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Есть много людей недоброго поведения, которые считают, что должно при всяком удобном случае обвинять отцов и епископов. Таких принимать не следует.

Ап.34, 37, 74, 75; II Всел. 6; IV Всел. 9, 17, 19, 21; Трул. 8; Антиох. 14, 15, 20; Лаод. 40; Сердик. 4; Карф. 128, 129, 130; Двукр. 18; Феофила Алекс. 9



Толкование

Относительно этого правила см. толкование 6 правила II Всел. собора; еще подробнее говорят об этом: 128, 129 и 130 правила настоящего собора.
И 128 (143) правило настоящего собора, и 129 и 130 (144 и 145) дают постановления об этом предмете, раскрывая пространнее, кто не допускается до обвинения епископа. И Второй Вселенский собор, бывший ранее сего собора, в шестом правиле дал определение об этом предмете постановив, кто может быть допущен до обвинения епископов и клириков. Итак, должно прочесть это правило и объяснение его. А выражение „неблагонравные“ сказано вместо: не доброго поведения, не хорошей жизни.
Принято, чтобы замешанные в преступлениях, не представляли обвинений, и чтобы от них не были принимаемы обвинения.

И в шестом правиле святых отцов, собравшихся в Константинополе, сказано, что не должно без исследования допускать обвинителей к обвинению епископов; но должно прежде исследовать веру их, чтобы они не были еретики; потом испытывать и поведение их, не были ли они осуждены, и извержены и лишены общения, или не были ли обвиняемы в преступлениях другими и еще не очистили себя от взведенных на них преступлений. Итак и настоящим правилом принято, чтобы никто из виновных в преступлениях не был допускаем к обвинению епископа.

Шестое правило Второго Вселенского собора определяет, что не все без разбора могут быть допускаемы к обвинениям епископов и клириков, но только не подозрительные; и так прочти эти правило прежде постановленное и настоящего собора правила 128, 129, 130 и 131 (143, 144, 145 и 146).
Смысл настоящего правила следующий: к обвинению архиереев по делу о преступлении общего и церковного характера не допускаются люди порочные и живущие недолжно, – допускаются только люди, достойные доверия и безукоризненные. Отцами же правило называет архиереев потому, что они своими наставлениями, а главным образом, совершением таинств возрождают верующих. По этой же причине и ученики пророков называются их сынами, согласно Кириллу Александрийскому.
Мирскими винами оплетшихся, клеветы не послушати, не приятни бо таковии на оклеветание.

Толкование. Речено есть в шестом правиле, второго вселенского собора, иже в Константине граде собравшихся святых отец, без истязания на епископа клеветы не приимати, аще первое не истязани будут оклеветающии, какова их вера, да не будут еретицы: и потом да испытается житие их, еда како познани будут, отвержени суще от церкве, и причащения недостойни, или сами о своих гресех от инех оклеветаеми, и себе и еще не оправльше, ни отложивше вины греховныя, о ней же оклеветани быша. Тако убо и се правило повелевает, никогоже повинна суща, и оклеветаема о неких прегрешениих, на оклеветание епископа не приимати.