От забот житейских
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
В последних наставлениях Иисус Христос предостерегал:
"Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно" – Лук.21:34
"Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. потому что всего этого ищут язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" – Мф. 6:25, 31-34
"Возложи на Господа заботы твои, и он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику" – Пс. 54:23
"Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" – 1 Петр. 5:7
"Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем... и это суета" – Еккл. 2:22
"Ибо человеку, который добр пред лицам Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицам Божиим. И это суета и томление духа!" – Еккл. 2:26
"А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но отходя заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода" – Лук. 8:14
"Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" – 1 Кор. 7:29-32
Кто ищет Божественную Премудрость
"тот скоро освободится от забот" – Прем. 6:15
Премудрость Божия
"есть советница на доброе и утешение в заботах и печали" – Прем. 8:9
"Ревность и гнев сокращают дни, а забота прежде времени приводит старость" – Сир. 30:26,
потому –
"о лишнем не заботься" – Сир. 3:23
"Прежде болезни заботься о себе" – Сир. 18:19
Слово Божие настаивает заботиться о чести имени своего, не запятнать его грехом.
"Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота" – Сир.41:15,
выполнить попечение о дочери.
"Дочь для отца — тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности её — как бы не отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве — чтобы не нарушила супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Над бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом" – Сирах. 42:9
Господь удерживает излишнюю любознательность о судьбах всего мира,
"а ты заботься о себе и подобным тебе ищи славы" – 3 Езд. 8:51
"Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" – Фил. 4:6
Священнослужитель же всегда должен заботиться о проповеди народу, о своем духовном росте.
"Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" - Тим. 4:15-16,
и не входить в заботы житейские, депутатские, в распоряжение мирскими делами. Господь указал на большее, нежели наши пышные трапезы, требующие многих трудов и забот, и сказал это любящим Его, желающим приветить Его.
Лук.10:40-42 – «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.»
"Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал; разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить сие определение: таковый да будет подвергнут церковному наказан" – IV Всел. 3, 10
"Поскольку некоторые из клира, уклоняясь от силы существующего в правилах постановления, оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем Богоспасаемом и царствующем граде, и у мирских начальников водворяются, отправляя Богослужения в их молитвенницах: то сих, без воли своего и Константинопольскаго епископа не позволяется принимать, в каком бы то ни было доме, или церкви. Если же кто сие сотворит, и в том упорен будет: да будет извержен. А тем, которые с согласия вышереченных священноначальников сие творят, не надлежит принимать на себя мирских и житейских попечений, как Божественными правилами возбранено сие творить. Если же кто обрящется, занимающий мирскую должность у так называемых вельмож или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше же да идёт учить отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил" – VII Всел. 10
"Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя мирские начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, Божественныя и священныя правила подвергают извержению. То же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: если кто из них вступит в мирские начальственныя должности, или в домах начальственных лиц, или в градских предместьях примет на себя звание управителя: такой да изгонится из своего клира. Ибо, по реченному от Самого Христа истинного Бога нашего, и неложному слову, никто не может двум господам работать – (Матф. 6, 24) Двукр. 11 – за исключением только попечения по повелению епископа о сиротах или беспомощных"
"Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не приобретают пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими" – (2 Тим. 2,4)» Карф. 19.
Слово «не заботься» не означает не работать или небрежно, бездумно жить. Не заботься не ахай, не стони, не умирай прежде времени от забот, но усердно и честно трудясь уповай в молитве во всём на Бога и не загадывай вдаль, но говори: если Господу угодно будет и живы будем, то сделаем. Зря не хвались, не тщеславься с весны языком собирать в закрома.
"Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" - Иак. 4:13-17
«Оттого многое в общественных и частных делах идет у нас не по нашему желанию, что мы заботимся не о духовном прежде всего, а потом о житейском, но извратили порядок... Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так всё проживаем на это» – Иоанн Златоуст.
«Кто желает и заботится, чтобы одежда или обувь шла ему, с целью понравиться людям, тот, очевидно, страдает человекоугодием, удаляется от Бога, и в самых малоценных вещах выказывает недуг суетности. Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобны откормленным птицам напрасно имея крылья, они не могут оторваться от земли» – Василий Великий.
«Иметь попечение о видимом свойственно не представляющим для себя никакой надежды в будущем веке, ни страха Суда, ни угрозы геенской, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении. Свойственно людям, которые, наподобие животных, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что может дать удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований» – Григорий Нисский.
«Пренебрежём всем житейским, отвлекающих ум от Бога, ибо за силой и красотой следует старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает вовек» – Ефрем Сирин.
«Лучше носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, чем одеваться пышно и жить неблагочинно» – Ефрем Сирин.
«Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые только внешними благами нерадят о внутренних благах и не обращают внимание на то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее, они всю свою заботливость обратят на свою душу и будут украшать её, она сделается жилищем Христовым. Что может быть безопаснее и выше, чем иметь лишь одну заботу о том, как угождать Богу?
"За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали" – 1 Фес. 4:1
Господь, когда видит благомыслящую душу, не много заботящуюся о настоящем, являет о ней великое промышление. Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от помышления о нём, а если всё возложим на Его попечение, Он и наше имение устроит во всякой безопасности... Не будем нерадеть о душах своих, потому что душе нет цены. Охотно претерпим искушения, всякую скорбь и тесноту, будем укрощать тело, порабощая его душе строгим постом, всенощными бдениями, возлежаниями на голой земле, трудами и вообще суровой жизнью, чтобы душа наша со дня на день обновлялась» – Иоанн Златоуст.