размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Сардикийский, Правило 18

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Поскольку мы должны быть мирными и терпеливыми и иметь ко всем достаточное сострадание, постольку впредь не должно принимать тех, кого однажды некоторые наши братья произвели в церковный клир, если произведенные не желают возвратиться в те церкви, к которым были наречены. Евтихиан же пусть не требует для себя имени епископа, также и Мусий пусть не считается епископом. Если же они будут просить общения в чине мирян, не должно им отказывать.

II Всел. 4; Сердик. 19



Толкование

Правило это, разделенное в Афинской Синтагме и у автора на два (18 и 19), говорит об одном и том же предмете, касающемся солунской церкви современного собору момента. Когда епископом солунским был поставлен Афтий, два пресвитера, Мусей и Евтихиан, стали предъявлять оба свои права на получение той же солунской кафедры. Оба, хотя и не были хиротонисованы (άχειρоτόνητоι δντες), однако, говорит Вальсамон, как епископы, рукоположили некоторых клириков. Когда на сердикском соборе был возбужден об этом вопрос, то Гавдентий, епископ наисский, с целью сохранения мира, предложил признать действительными клириками всех, рукоположенных этими двумя лицами, так как клирики эти не знали, что Евтихиан и Мусей не были законными епископами, и следовательно лично на них не было никакой вины. Предложение Гавдентия не было принято (пр. 18), так как председатель собора Осий заявил, что хотя и необходимо быть снисходительными и умеренными, но истинными клириками все же можно признать только тех, которые рукоположены истинными епископами (παρά τίνων τη άληθεία μεν όντων επισκόπων). если же впоследстаии эти епископы за какие-либо преступления были бы извержены из сана, причем клирики, рукоположенные этими епископами, еще тогда законными, не были бы замешаны в этих преступлениях, то их (клириков) необходимо признать законными, за исключением тех случаев, когда они не повинуются своей власти и противятся ее постановлениям. Относительно клириков, рукоположенных Евтихианом и Мусеем, Осий заявил, что за ними может быть сохранено мирское общение, т.е. что они могут находиться в церковном общении только как миряне, потому что рукоположившие их не только не были епископами, но не достойны и епископского имени. Это предложение Осия было принято собором (пр. 19). Постановление, подобное этому, находим на II вселенском соборе по поводу Максима Циника (пр. 4).
Мусей и Евтихиан, о которых упоминают эти правила, и другие поставили в церквах некоторых клириков как епископы. Итак о них Осий сказал, что поставленные в церковный клир некоторыми нашими братиями должны оставаться клириками в тех церквах, в которые были поставлены. Ибо если поставившие их не должны были оставаться епископами за некоторые вины, однако в то время, как поставили их, имели епископские права, как принявшие хиротонию, и поэтому собор принял и рукоположенных ими. Если же не хотят возвратиться в те церкви, клириками которых они были наречены; то уже не должны быть принимаемы в других, то есть, церквах. А Евтихиан и Мусей не должны искать прав, или имени епископа; но если хотят быть в общении в качестве мирян, в таком случае не должно отвергать их.

Клирик, который не служит в той церкви, в клир которой определен, не приемлется. А Евтихиан и Мусей не должны присвоять себе звания епископа; но общение в качестве мирян могут иметь, если пожелают.

Почти всеми соборами и во многих правилах определено – не принимать чужих клириков другим епископам и не производить их в церковную степень; это же предписывается и настоящим правилом. А относительно Евтихиана и Мусея, которые сделались раскольниками и были извержены, правило определяет, что они, если раскаются и будут присвоять себе достоинство епископства, или имя, не должны быть выслушаны; но в качестве мирян, если хотят, могут быть приняты в общение.

Мусей и Евтихиан, не будучи рукоположенными, рукоположили некоторых клириков, как епископы. Итак, когда Гавдентий требовал, чтобы ради мира Божия рукоположенные ими были приняты, поелику они и не имели сведения о сем зле; то другой епископ, по имени Осий, ответил, что хотя мы и должны быть человеколюбивы и умеренны, но в клир должны принимать тех, которые были посвящены какими либо по истине бывшими епископами, но изверженными из назначенных им епископий за какие-нибудь, может быть, преступления, в том случае, если но крайней мере и сами клирики добровольно возвращаются к церквам, в клир которых определены; а с теми, которые определены в клир Евтихианом и Мусеем, мы должны быть в общении как с мирянами; потому что рукоположившие их не могут присвоять себе даже имени епископа. Таким образом заметь, что определенные в клир какими либо лицами изверженными, или даже преданными анафеме, не подвергнуты настоящим правилом никакому предосуждению. Сказанное о Мусее и Евтихиане применяй и к другим не рукоположенным и ложно утверждающим, будто рукоположены. А относительно крещенных непосвященными лицами ничего не могу сказать тебе несомненного. В житии святого Афанасия находим, что некоторых детей, крещенных этим святым на берегу моря в песке, в виде детской игры, так как и сам он был в то время дитя, местный епископ принял и отпустил как уже крещенных, помазав миром. Говорится так же в житии святого Порфирия, что он не был крещен от православного лица, но так как он проводил жизнь на сцене, то был окроплен водою от лицедействующего на сцене еретика как будто бы был крещен; и еретики, при этом присутствовавшие, приняли случившееся за повод к смеху, а он – к мученичеству; ибо увидел ангелов, предыдущих ему со светильниками и взывающих: елицы во Хриcma крестистеся; и поэтому из лицедея сделался мучеником.
Мусий и Евтихиан, о которых упоминает настоящее правило, а также некоторые другие рукоположили как епископы неких клириков. Итак, правило определяет, чтобы рукоположенные таковыми лицами принимались как клирики. Хотя рукоположившие их не должны были оставаться епископами за допущенные ими провинности и прегрешения, однако в то время, когда они совершали хиротонию, они обладали епископскими правами, как принявшие этот сан, и поэтому Собор принял тех, кого они хиротонисали. Но если эти последние не желают возвратиться в церкви, к которым они были наречены клириками, то в другие церкви принимать их впредь не должно. А Евтихиан и Мусий пусть не добиваются прав или имени епископа. Если же они хотят быть принятыми и находиться в общении с другими в качестве мирян, не следует им отказывать – пусть они получат это и будут приняты в чине мирян.
О епископстем закоснении, и о презвитерстем и диаконстем, изложеные заповеди, да имеют силу.
Неприятен причетник, не пребываяи в своей церкви, внюже вочтен бысть. Евтихиан же и Моисей, епископского имене не приимет, общения же с мирскими человеки равно сдодобитася.

Толкование. Многими правилы се речено есть, и просто рещи всеми соборы, яко не приимати чюждого причетника, и в свою церковь степень вводити того. Тому убо учит и се правило. Евтихиана же и Моисея епископа раскольника бывша и извержена, аще покаетася, и епископского взыщета сана, или имене, в том да не послушана будета. Аще же хощута приобщитися яко мирстии человецы, да будута прията.
Выше было написано, что именно и написано, о крещенных непосвященными лицами. А когда митрополит ираклийский господин Мануил спросил в синоде, должно ли принять как верного крещенного – того, кто крещен в его области кем-нибудь непосвященным лицом, ложно утверждавшим, что имеет священство, и просил и нас сказать наше мнение; то мы сказали следующее: Богопроповедники святые Апостолы определили, что освящение от божественного крещения должно быть подаваемо верным чрез епископов и пресвитеров. Ибо в 46 и 47 правиле они говорят буквально следующее: „Епископа, или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков, извергати повелеваем. Епископ, или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников». Итак кто говорит, что не должно крестить крещенного мирянином лжесвященником, и не освященного по истине, тот, как мне кажется, явно противится сим правилам; ибо он, вопреки предписанию их, приемлет ложное крещение мирянина-лжесвященника. А что совершение святого крещения предоставлено одним епископам и священникам, это видно из 26-го правила лаодикийского собора, в котором говорится, что не произведенным от епископа не должно заклинати, и из 46-го правила того же собора, в котором определяется, что крещаемые должны давать ответ о вере епископу и пресвитерам, но не мирянам. Итак, как нам определено 72 (83) правило карфагенского собора – без предосуждения крестить тех, о которых есть сомнение, крещены ли они, хотя бы и по истине они получили крещение, так безопасно и без всякого сомнения мы должны крестить и того, кто крещен человеком, не получившим власти крестить и чрез крещение отпускать грехи (ибо крещение, говорит, очищает от грехов); дабы таковое сомнение не лишило его очищения получаемого от святого крещения. А если кто говорит, что это крещение должно считаться истинным по причине совершенного мирянином чтения святых молитв и помазания святым миром, таковый конечно скажет и то, что посвященные в клир епископами, ложно и не по истине поставленными, должны оставаться клириками и по дознании о сем зле, что несообразно и противно 4-му правилу святого и вселенского Второго собора, в котором предписывается буквально следующее: „о Максиме Кинике и о произведенном им безчинии в Константинополе: ниже Максим был, или есть епископ, ниже поставленные им на какую бы то ни было степень клира: и соделанное для него и соделанное им, все ничтожно», и 18 правилу сардикийского собора, которое определяет, что принятые в клир Мусеем и Евтихианом могут быть приняты только как миряне, но как с клириками – с ними не должно иметь общения, потому что Мусей и Евтихиан суть не рукоположенные. Итак, как не суть клирики, рукоположенные непосвященным Максимом и Евтихианом и Мусеем, так не должен считаться крещенным и тот, о котором говорят, что крещен от непосвященного; почему таковый и должен быть без предосуждения удостоен истинного крещения. Ибо, если мы не это скажем; не только войдем в противоречие с священными и божественными правилами, но и будем вынуждены из почтения к святому миру называть верными и тех агарян, которые в силу долговременного обычая крестятся за тем, чтобы от них не было запаху; точно также, что и помазуемые святым миром от непосвященных считаются и суть крещенные в собственном смысле и по истине, и что преподают освящение и те, которые сами не получили власти от благодати Всесвятого Духа; чего, по моему, по крайней мере, мнению, нельзя допустить. Если же кто захотел бы противопоставлять мне случившееся во дни святого Афанасия Великого, – ибо написано, что крещенные им в детской игре в песке морском были приняты как крещенные, – и то, что совершилось на святом Порфирии, когда он крещен был лицедеем в виде шутки и в следствие этого удостоился мученического венца, потому что тотчас увидел ангелов, предходящих ему со светильниками и взывающих: елицы во Христа крестистеся, – то я противопоставлю этому законное правило, в котором говорится: что не по правилам, то в пример не приводится. Итак если не посвященный совершивший крещение удостоен такой же божественной благодати, как и Афанасий Великий и святой Порфирий, то примем и мы совершенное им крещение; если же этого нет, и мы необходимо будем следовать божественным и священным правилам.