размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 36

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Утверждено также, что если пресвитеры или диаконы будут изобличены в некоем тяжком грехе (βαρύτερᾳ ἀμαρτίᾳ), за который необходимо отстранить их от служения, то не должно возлагать на них рук как на кающихся или верных мирян и позволять им, приняв второй раз крещение, восходить на степень клира.

Ап. 25, 47, 68; Трул. 21; Карф.48; Василия Вел. 3, 32, 51



Толкование

Некоторые пресвитеры и диаконы, будучи, за какие-либо преступления, извергнуты из сана и низведены в разряд мирян, стремились вступить обратно в клир и занять в церкви какое-нибудь место службы вне алтаря (έξω του βήματος), т.е. чтеца или другое подобное этому место, получаемое посредством хирофесии. При этом они доказывали, что, раскаявшись и став на ряду с верными мирянами, они могут, как и последние, получить службу в церкви. Правило не признает таких доводов, и, по постановлению его, епископ не должен на таких изверженных из сана лиц возлагать рук (μη έπιτιθεσθαι αύτοΐς χείρας) для возведения их на какую-либо степень клира, несмотря на то, что они покаялись и были приняты в церковь в качестве мирян; потому что, будучи однажды исключены из клира, за какие-либо преступления, они навсегда должны оставаться вне его. Из этого постановления проистекает важный канонический закон, предписывающий, что каждый, однажды правильно извергнутый из своей иерархической степени, никогда не может более совершать какую-либо службу клирика, не может даже, как говорит Вальсамон, читать с амвона, читать кому-нибудь молитвы или преподавать благословение.

Заключительные слова этого правила греческие комментаторы понимают в том смысле, что изверженные клирики не могут быть приняты в клир даже и в том случае, если бы вторично крестились, потому что прежде всего крещение можно принимать только один раз. Слова эти, в том виде, как они употреблены в правиле ώστε άναβαπτιζομένους (tanquam rebaptizati), казалось бы, правильнее понимать в том смысле, что под ними подразумеваются не те, которые в действительности намеревались вторично креститься, т.е. не крещены в строгом смысле, но те, которые омыли себя от греха покаянием, что также называлось и крещением. Следовательно, вернее подразумевать здесь лиц, которые доказывали, что они чисты теперь от греха, а потому, как вновь крещенные, могут быть приняты в клир.

Подпадающие извержению за какие нибудь грехи и лишаемые своих степеней не подвергаются отлучению, разве только за какие нибудь особенные грехи; ибо извержения для них достаточно вместо всякого другого наказания. Ибо Василий Великий в своем 32-м правиле говорит: те из клира, которые согрешили грехом смертным со степени своей низводятся, но не лишаются причастия купно с мирянами. Ибо не отмсти́ши за еди́но два́жды (Наум. 1:9). Это же говорит и настоящее правило; ибо если пресвитер, или диакон, говорит, будет обличен в тягчайшем грехе, неизбежно подвергающем его извержению, не должно отлучать его, и возлагать на него руки, как на кающегося; ибо на приходящих в церковь и исповедающих грехи архиереи, или с дозволения их священники, возлагали свои руки и по молитве отлучали их и ставили каждого на место эпитимии, смотря по его греху. Итак не должно, говорит правило, делать сего с пресвитерами и диаконами лишаемыми своего служения, не должно ни ставить их на месте отлученных верных мирян, ни позволять им креститься по вере, что божественное крещение очищает всякую скверну, с тем чтобы опять после крещения, как очищенным от греховной скверны, вступить в степень клира. Ибо мы веруем, что божественная баня омывает всякую греховную скверну, но нам предано совершать едино крещение.

Пресвитер обличаемый и кающийся не крестится снова, чтобы опять получить церковную степень; и не рукополагается опять, как мирянин.

Пресвитер или диакон, изверженный за какой либо грех и раскаявшийся в нем, уже не должен быть опять рукополагаем как мирянин, также не должен быть и крещен снова с целию омыть грехи и опять получить степень священников или диаконов; ибо мы исповедуем и признаем едино крещение.

Некоторые из служащих в олтаре, подвергшись по каким нибудь обвинениям в преступлениях извержению, хотели, как кажется, вступить в чин чтецов, или в другие степени вне олтаря, и говорили, что поелику мы раскаяваемся и поступили на место мирян, то должны получать те степени, которые получают и миряне. Итак отцы, не приняв сего, определили, что архиереи не должны возлагать рук на изверженных для какого бы ни было причтения их к клиру, хотя бы они раскаявались и приняты были как верные миряне. А поелику некоторые говорили, что крещение омывает всякую скверну, и искали креститься во второй раз, чтобы, конечно, омыться от нечистоты преступления, за которую они извержены, и таким образом вступить в клир, то отцы определили, чтобы сего не было, потому что нам предано совершать едино крещение. Таким образом заметь и из этого, что те, которые после извержения читают с амвона или дают молитвы и благословение поступают худо.

Существовал следующий обычай: когда согрешившие каялись и приходили в церковь, исповедуя свои грехи, архиереи или, с их изволения, иереи в церкви возлагали им на головы руки и затем, с чтением молитв, отлучали и определяли их на места кающихся, в зависимости от совершенных согрешений. Именно такое возложение рук настоящее правило запрещает совершать над пресвитерами и диаконами, которых изобличили в тяжком преступлении и извергли за это из священного сана. Кроме того, запрещается ставить их на места, где стоят кающиеся верные миряне после отлучения. И в самом деле, для священнослужителей достаточно и одного наказания – извержения, согласно Апост. 25, толкование которого и прочти.

Упомянутые изверженные не должны также принимать второе крещение, желая очиститься от совершённых грехов и снова принять рукоположение в иереев и диаконов, поскольку повторять святое крещение (см. об этом Апост. 47) и рукоположение священнослужителей (по Апост. 68) – это нечестие.

Презвитер и диакон обличени бывше во гресе, и покаявся второе не крестится яко уже избыв греха, ни яко мирскии человек паки не поставится.
Аще презвитер, или диакон, некоего ради греха извержен быв от сана, и покается о том, уже ктому не может яко мирскии человек поставитися паки и служити, но да не крестится второе, тем хотя омыти грехи, и степень презвитеръскии, или диаконъскии получити: едино крещение свемы, и исповедуем.