размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Антиохийский, Правило 18

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если епископ, рукоположенный в епископскую область, не пойдет в ту область, в которую рукоположен, не по своей вине, но или из-за отказа народа, или по другой причине, от него не зависящей, то такой пусть участвует и в чести, и в служении, только не вмешивается в дела той Церкви, в которой его приняли в собрание. Пусть он ожидает того, что определит полный Собор митрополичьей области, который рассудит возникшее дело.

Ап. 36; I Всел. 16; IV Всел. 29; Трул. 37; Анкир. 18; Антиох. 17; Двукр. 17; Кирилла Алекс. 1, 2, 3



Толкование

Оба эти правила (17 и 18) повторяют определение 36 Апостольского правила, толкование которого и служит толкованием данных правил. Оба правила добавляют только то, что решать дело епископа, не желающего принять предназначенное ему место или не принимаемого народом известной церкви, принадлежит полному епархиальному собору (η της επαρχίας τελεία σύνοδος, Антиох. 16).
Рукоположенный в церковь какого-нибудь города и не имевший возможности отправиться в нее, например потому, что она находится во власти язычников, или потому, что страна, чрез которую ему необходимо путешествовать, занята варварами, или потому что народ этого города по собственному бесчинию не принимает его, должен иметь честь, подобающую епископу, и священнодействие, ибо он не виновен в том, что не отправился в назначенную ему церковь; но вмешиваться в дела церкви там, где он будет находиться, не дозволяется. Ибо может быть в каком-нибудь городе он будет иметь местожительство, и посещать церковныя собрания этого города. Итак вмешиваться в дела этой церкви ему не должно быть дозволено; ибо он не может там ни учить, ни рукополагать, ни священнодействовать, если ему не будет дозволено, ни присвоять себе что-либо из доходов этой церкви; но все он должен представлять на суд и распоряжение совершенного собора, так чтобы от собора было распоряжение о нем.
Епископ рукоположенный, но неприемлемый городом, должен пользоваться честию и только священнодействовать, ожидая, что определит о нем собор той области. Не по собственной вине не принятый городом, в который был рукоположен, но по злобе города, сохраняет и честь, допускается и до священнодействия. Но он должен ждать и не обращаться к какой-нибудь воинской помощи, или к другому начальству, доколе совершенный собор той области не определит о нем, что ему угодно.
В 17-м правиле отцы полагают наказание рукоположенному, но не согласившемуся отправиться в назначенную ему церковь; а в настоящем удостаивают снисхождения того, кто хочет отправиться в епархию, в которую рукоположен, но не допускается или по дерзости города к ней принадлежащего, или по причине нашествия язычников. Посему и повелевают в той епархии, в которой он будет находиться, удостаивать его чести, то есть кафедры, именования и архиерейского служения с ведома и дозволения местного епископа; но при этом повелевают ему совершенно не иметь участия в делах той церкви, где он имеет пребывание, то есть ни учить, ни рукополагать и не совершать никакого другого архиерейского действия без дозволения местного епископа, но пребывать в спокойствии, доколе не узнает того, что ему должно делать по распоряжению и суду совершенного собора.
Предыдущее и настоящее правила имеют почти одинаковое содержание с 36-м апостольским правилом. Настоящее правило говорит, что если рукоположенный епископ не идет в свою епископскую область не по собственной вине, делающей его достойным осуждения, но или из-за бесчиния народа, или по другой внешней причине, то он должен и честью архиерея пользоваться, и священнодействия, приличествующие архиерею, совершать, только не должен вносить соблазны и нестроения в чужие епископские области, в которые он отправится (ведь без согласия местного архиерея он не может ни учить, ни священнодействовать, ни рукополагать, ни присваивать доходы местной Церкви). Ему следует ожидать, пока полный Собор (с митрополитом) не определит для него обеспечения и средств к существованию. Смотри Апост. 36.
Аще поставлен быв епископ, и никакоже неприятен будет людьми града того, таковыи убо честь епископскую да имать: и да служит токмо, ожидая, егда всея области епископи собором управят о сем.
Аще кто поставлен быв епископ, и не приятен будет града того людьми, воньже поставлен бысть, не своея ради вины, но людей тех злобою, таковыи честь епископскую да имать, и да служит невозбранно. Имения же церковного, и инех вещей, да не правит. И никакоже воинскую помощь от властель да не ищет, но должен есть ожидати дóндеже всея области епископ совершеныи собор, егда в реченное время собираются, и тии рассмотривше, и по подобию о сем да исправят.