О молитве
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Питание и отдых необходимы человеку для поддержания его физической жизни. Знание, искусство и вообще культура обогащают душевные качества человека. Молитва же раскрывает в человеке духовную, высшую сторону его существа. Бог любит Своё творение, любит каждого из нас. Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно желание видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должна быть свойственна радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром Ангелов и праведников. По словам св. Иоанна Кронштадтского «молитва есть златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего с Богом – источником жизни». Молитва часто сопровождается благо- говейными словами и другими внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима без слов и других внешних проявлений.
В молитве христианин изливает перед Богом всю свою душу: прославляет Бога за Его высочайшие совершенства, благодарит за милости, благодеяния и просит о своих нуждах. Славословие – самый совершенный и бескорыстный вид молитвы. Молитва Отцу Небесному: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого; ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня (нас) грешного».
Молитва Духу Святому: «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истинный, Который находится везде и всё Собой наполняет. Сокровище всякого блага и жизни Податель, прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши».
К Троице: «Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради».
Молитва Ефрема Сирина, читаемая во время всего Великого Поста с понедельника по пятницу (все молитвы здесь на русском языке, в храме же читаемые на церковнославянском языке):
«Господи и Владыка моей жизни! Не дай мне духа праздности, уныния, начальствования, празднословия и сребролюбия. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви дай мне, рабу Твоему. Так, Господи, Царь мой, дай мне узреть мои прегрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь».
Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается великий покаянный канон святого Андрея Критского. Текст канона находится в Триоди постной и состоит из 250 тропарей и считается самым длинным каноном из существующих. Мало кто знает, что причиной написания канона является подписание анафемы святителем Андреем Критским Шестому Вселенскому Собору (На монофелитском лжесоборе 712 года). Впоследствии, раскаявшись в измене Православию, свт. Андрей и написал своё известное покаянное произведение. Таким образом сам канон по своей сути относится к кающимся оглашенным или находящимся под епитимьёй.
В молитве за умерших говорится: «Подай, Господи, оставление грехов всем, прежде отшедшим в вере и надежде на воскресение, отцам, братиям и сёстрам нашим, и сотвори им вечную память».
И хотя нет в святой Библии ни одного прямого указания на молитву за умершего неверующего (Сирах. 7:36 – «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости»; 2Мак.12:43-45 – «Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда,— какая святая и благочестивая мысль! Посемупринёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха»), за умершего без покаяния, но безбожно извратив церковные постановления и не веря написанному в святой Библии, корыстолюбивые священники и суеверные прихожане приучились за деньги всем петь «вечную память» и «со святыми упокой». В обычной жизни обман легко доказать, но как можно убедить всех, кто отпевает своих дорогих родственников, что их желание провести в Царство Небесное безбожника есть лишь ещё один тяжкий обман себя и попытка обмануть Бога. О, если бы открылись наши глаза на то, что совершается в церкви, когда священник кадит дымом кадильным, какие демоны поют у гробов, какие зловония незримо расплываются здесь.
Вот что видят святые при всех отпеваниях атеистов и умерших без Причастия, без примирения с Богом через принятие Жертвы Христовой:
«Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидал, что навстречу ему несут покойника. Умерший был очень богатый человек, и за гробом его шло великое множество народа со свечами и кадиль- ницами. Церковнослужители пели обычные погребальные песнопения, а родные и близкие покойника плакали и рыдали. Видя своими прозорливыми очами, что делалось с тем мертвецом, святой остановился и стал смотреть. И вот, впав на долгое время в совершенное бесчувствие, он увидел духовными очами множество эфиопов, шедших за гробом и громко кричавших: «Горе ему, горе ему!» Одни из них держали в руках мешки, из которых рассыпали пепел на людей, окружавших мертвеца. Другие же бесы плясали и бесстыдно смеялись, как бесстыдные блудницы, третьи лаяли как собаки, а иные хрюкали как свиньи. Мертвец был для них предметом радости и веселья. Некоторые из бесов, окружая мертвеца, кропили его смрадною водою, иные летали по воздуху около одра, на котором лежал мертвец. От трупа же умершего грешника исходил удушливый смрад. Идя следом за мёртвым, бесы рукоплескали и производили ужасный топот ногами, ругаясь над поющими и говоря: «Пусть Бог не даст никому из вас видеть свет, жалкие христиане, ибо вы воспе- ваете над псом: «Со святыми упокой душу его», и при этом называете его, причастного всяческому злу, рабом Божиим». Взглянув вто- рично, Андрей увидел, что один из бесовских князей, с пламенным взором, шёл ко гробу того отверженного со смолой и серой, чтобы сжечь его тело» (Житие св. Андрея юродивого, 2 октября, стр. 47).
Сегодня же по воле Московской Патриархии отпевают, называя рабами Божиими, всех преступников и людоедов, начиная со Сталина и генеральных «рабов греха» Леонида, Константина, Юрия и их верных подельников.
И главная вина за лжеотпевания падает на корыстолюбивых священников и архиереев, приговорённых Богом к вечной погибели за замену Божиих заповедей вымыслами человеческими (3-й том
«Настольной книги священнослужителей», стр. 601). Псалмопевец же Давид хвалился пред Богом: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» – Пс.118:113. Наша право- славная Церковь разрешает молиться только за живых еретиков и неверующих, и при том только об их обращении к вере православ- ной (не о их упокоении в Царстве Божием).
Св. Григорий Богослов слышал от Бога: «Никогда же не молиться о нечестивых» (Синаксарий в Суб. Мясопустную, в триоди постной).
«Если кто без покаяния умрёт, ... неверный, в жизни быв врагом Божиим, такому нет помощи после смерти, как и Давид пишет: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе, во аде кто исповедается?» (Иоанн Златоуст, в субботу Пентикостную, «О том, чтобы не плакать о умерших»).
Если бы священники боялись Бога и заботились о спасении доверившихся им слепцов духовных, они бы знали, что недостойное, без должного приготовления Причащение несёт человеку болезнь и смерть (телесную и духовную).
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» – 1Кор.11:27-31.
В житии Макария Александрийского (19 января, стр. 643) говорится: «Сей же преподобный Макарий рассказывал... дивное и ужасное, а именно, что в то время, когда братия приступали к Божественным Таинам... некоторым из братии эфиопы влагали горящие угли, а преподаваемое иерейскою рукою Тело Христово возвращалось обратно в алтарь. От тех же, кто были достойны святого причащения, бесы отбегали далеко. Между тем около алтаря со иереем стоял Ангел Господень и вместе с иерейскою простирал свою руку для раздания Божественных Таин».
В первоапостольской Церкви был в церкви не Вавилон, смешение верующих и неверующих, но «из посторонних же никто не смел приступать к ним» – Деян.5:13. Настоящий врач-пастырь, заботящийся не об угождении приходящим, а о их спасении, как Иоанн Златоуст, предпочитает лучше тело своё отдать на съедение псам, чем Тело Христово недостойно причащающемуся. В описании жития св. Пафнутия Боровского (1 мая, все числа по старому стилю, стр. 56) говорится: «Духовные дети преподобного почитали его и бо- ялись. ...Князь Георгий ...рассказывал, что когда он шёл на исповедь к преподобному, у него колени подгибались... Пафнутий был ми- лостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен». Так учит спасаться нас святое Евангелие, когда мы истинно молимся, всею душою любя нашего сладчайшего Иисуса.
Безбожника не должно вписывать в диптихи, в поминальники. Безбожником является не только неверующий, но и отступник, бывший крещёным. Согласно анафемы патриарха Тихона находятся под клятвою все, сотрудничающие с советской властью, с врагами дела Божия, все сексоты, стукачи. Священник же должен каждое имя в поминальнике знать как живого человека достоверно, кто он. Ибо даже за живого человека, не кающегося в своих грехах, запрещено молиться:
«Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» – Иер.7:16;
«ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своём» – Иер.11:14;
«но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою» – Исх.32:11;
«есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» – 1Иоан.5:16.
И никакие ходатаи не помогут, пусть священники не обольщают народ, что Бог милостив и при- мет их молитву. Как говорит св. Иоанн Златоуст, о милости Божией мы не знаем ничего, кроме того, что написано в святой Библии.
«И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Моё Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего – пусть они отойдут» – Иерем.15:1.
«Если человек согрешит против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» – 1Цар.2:25.
Согрешают против Бога не только явные хулители, но и отвергающие, нарушающие святое Слово Божие, святую Библию.
«Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва – мерзость» – Притч. 28:9.
Допуская до Причастия всех без рассуждения, священники губят причащающихся, нарушая принцип отделённости Церкви от мира, и делают свою и молитву народа мерзостью.
Молитва бывает в грех. «Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех» – Пс.108:7, когда че- ловек приступает к Богу, а сам кому-либо не простил от всего сердца согрешения против него. «Прежде, нежели начнёшь молиться, приготовь себя, и не будь как человек, искушающий Господа» – Сирах.28:4; 39:6; 18:23; 21.
«Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог, — и что уже было делом разума, чтобы познать, чей этот дар, — я обратился к Господу и молился Ему, и говорил от всего сердца моего» – Прем.8:21.
Молитвы за самоубийц нет. Исключение делается только для того несчастного, кто в момент тот был не в своём уме (Тим. 14). Как образец всесторонней молитвы за всех и по всем случаям указан в 3 Езд. 7 гл. (Брюссельское издание).
Нераскаянных грешников Бог не слушает.
«Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» – Иоан.9:31;
«Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша»; «и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою» – Плач.3:8, 44.
Высшая молитва – славословие, низшая – прошение. Ис.6 гл.: «говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и гряёшь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился» – Откр.11:17.
Крыльями молитвы являются пост и милостыня (Деян. 10 гл.). Тёмная бесовская сила трепещет пред молитвой и постом: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» – Мф.17:21.
Молитва да будет непрестанной:
«бодрствуйте в молитвах» – 1Петр.4:7;
«вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» – Лк.2:37;
«а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» – Деян. 6:4;
«итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» – 1Тим.2:1- 5.
Необходимо, чтобы мы молились не только заученными, заранее написанными молитвами, но и «свои желания открывали пред Богом» – Фил.4:6. На молитве христиане, по возможности, стояли лицом к востоку: Лк.1:78; Васил. 91 правило – как желание вернуться в потерянный на востоке рай. Христос всю «ночь пребывал в молитве» – Лк.6:12, как принято доселе во многих монастырях с неусыпающей Псалтирью.
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» – Кол.4:2.
Входящие на богослужение в церковь да не выходят до конца. «Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного» Апост. 9; Ант. 2.
Историки церковные утверждают согласно записанному церковному преданию, что от дней Апостольских христиане совершали крестное знамение правой рукой (Васил. правило 91). Первые христиане слагали отдельно четыре перста и простёртым одним перстом творили крестное знамение, запечатлевая своё тело и всё вокруг себя. В римском пантеоне тогда насчитывалось около 500 идолов-богов. На это Иоанн Златоуст, насмехаясь, замечает, что хотя по названию было много богов, а в действительности не было ни одного Бога. И поднимая один перст, христиане утверждали веру в Единого Господа Бога Вседержителя, Творца неба и земли. Когда же возникла ересь Ария, посягнувшего на учение о Святой Троице, крестное знамение совершать стали тремя перстами, как ныне молятся в большинстве православные христиане (см. житие еп. Мелетия). С возникновением ереси монофизитов и монофелитов, утверждавших, что во Христе только одна природа Божеская или человеческая, и одна воля, православное сознание утвердило учение о двух естествах и двух волях. Победа в духе отразилась и на форме сложения перстов при крестном знамении. Стали касаться членов тела: лба, чрева, правого и левого плеча двумя перстами, про- стёртыми вперёд: указательного и среднего, пригнутого до уровня указательного, означающих Божество и землю – два естества во Христе. При крещении Руси и было принято двоеперстие, в то время бывшее на большей части Греции. В дальнейшем из двух, бывших в 17-ом веке форм сложения перстов, в большинстве оказались слагающие троеперстие, что и принял в реформе патр. Никон на Руси в 17 веке, безрассудно предав клятве святое двоеперстие. Правда, позже, в 1971 году, клятвы на старые обряды были сняты, признав, что оба обряда равно спасительные. Крестное знамение должно совершаться истово, чтобы тело чувствовало твёрдое прикосновение сложенных перстов. Крест начертывать чётко, прямо, ибо “небрежному маханию руки бесы радуются”, – говорит Иоанн Златоуст. Интересно, что на форму сложения перстов не указывает ни одно каноническое правило, ни один святой отец во времена соборов. Почему?
Поклон совершать глубокий. Если поклон поясной, то наклон тела должен быть такой, что если опустить руку, то она могла бы коснуться пола. Земной поклон, когда руки, колена и голова касаются земли.
Не стоит пренебрегать молитвой с простёртыми к небу руками.
1Тим.2:8 – «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения».
Так молились пророки, апостолы и святые.
Пс 27:2: «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему»;
Пс 62:5 – «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твоё вознесу руки мои»;
Пс.142:6 – «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля»;
Пс.140:2 – «Да направится молитва моя. как фимиам, пред лицо Твоё, воздеяние рук моих-как жертва вечерняя».
1 января. Василий Великий. Древние молились, подняв руки кверху...Молился за юношу, продавшему душу диаволу подняв руки...
15 января. Павел Фивейский. Умер с поднятыми руками.
23 апреля. Георгий Победоносец. Когда открыли яму с известью, куда он был засыпан на несколько дней, то увидели его стоящим с простёртыми руками.
21 мая. Василий. Руки поднял и молился и рухнуло капище идольское.
26 июля. Серафима. На суде молилась, воздев руки о насильниках.
1 октября. Анания апостол молился поднимая руки.
18 июня. Леонтий. Молился своими словами. Ипатий же молился так, подняв руки к небу. Учили, дабы всякий читающий воздевал руки.
28 августа. Моисей Мурин. 50 раз в день колени преклонял и воздевал руки.
9 ноября. Феоктиста. На острове жила одна, молилась, подняв руки, благодарила.
14 декабря. Калинник. Обратился жрец и поднял руки, молясь Христу Богу истинному.
15 мая. Пахомий. Пот у него на молитве так стекал, что рядом образовывалась грязь. На молитве не сгибал колени. Стоял, подняв руки, не опуская их.
Также и утреннея молитва к Богородице призывает к поднятию рук: «Ру́це возде́ю и устне́ к похвале́нию, оскверне́ны скве́рною, Всенепоро́чная».
«Поэтому во время молитвы мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаём на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу», мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу», пренебрегая оковами плоти» Климент Александрийский.
«Мы не имеем права сомневаться, что из всех бесчисленных положений тела положение с распростёртыми руками и поднятыми вверх очами заслуживает предпочтения, потому что тогда и на теле как бы отпечатлевается образ того особенного состояния, которое приличествует душе во время молитвы» Ориген.
«Дошло до нас, что одному из святых, когда он молился, лукавый противоборствовал настолько, что стоило ему простереть руки, как лукавый преображался в льва и, встав прямо на задние лапы, поднимал передние, вонзая когти в бока подвижника и не отступая, в ожидании, что тот отпустит руки. Но святой никогда не ослаблял рук, не завершив обычной молитвы своей» Евагрий. Слово о молитве, 106, ср. 109 (Цит. изд., стр. 88.89.
«Об Авве Тифое (то есть Сысое) рассказывали, что дух его, если он быстро не опускал рук, стоя на молитве, воспарял к горнему. Поэтому, если случалось, что братья молились вместе с ним, он спешил побыстрее опустить руки, дабы дух его не был восхищён и не пребывал долго в горнем» Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов.
На молитве руки не держать опущенными.
2Цар.17:2 – «и нападу на него, когда он будет утомлён и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним, разбегутся; и я убью одного царя».
Слова «опущенные руки», означают растерянность, малодушие, страх за себя, бессилие.
Ис.35:3 – «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие»;
Иез.7:17 – «У всех руки опустятся, и у всех колени задрожат, [как] вода»;
Иез.21:7 – «И когда скажут тебе: "отчего ты стенаешь?", скажи: "от слуха, что идёт, - и растает всякое сердце, и все руки опустятся, и всякий дух изнеможет, и все колени задрожат, как вода. Вот, это придёт и сбудется, говорит Господь Бог»;
Дан.5:6 – «Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое»;
Наум.2:10 – «Разграблена, опустошена и разорена она, - и тает сердце, колени трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели»;
2Цар.4:1 – «И услышал [Иевосфей], сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился»;
Иов.4:3 – «Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал»;
Ис.13:7 – «От того руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло»;
Иер.6:24 – «Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах»;
Иер.50:43 – «Услышал царь Вавилонский весть о них, и руки у него опустились; скорбь объяла его, муки, как женщину в родах»;
Евр.12:12 – «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени».
В больших храмах если осмотреть все иконы, с опущенными руками нет ни одного святого, не считая ныне придуманной иконы Елисаветы - сестры царицы Александры.
Говоря о внешней форме молитвы, необходимо помнить, что наиглавнейшее – молиться духом.
«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» Еф.6:18;
«и когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» – Откр.5:8.
Если о чём добром начал молиться, молись непрестанно.
«Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» – 1Петр.4:7, со слезами.
«Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение» – Евр.5:7.
И если уже на молитве вспомним, что на кого-то имеем что-то, следует простить тотчас:
«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» – Мф.5:23.
Женский пол да прикрывает голову платком: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» – 1Кор.11:3-10, а голова мужа должна быть открыта.
«Каждый день являет нам бесчисленные благодеяния, желаем мы того или не желаем, знаем о них или не знаем. Бог не требует от нас ничего, кроме признательности Ему за всё дарованное! Чтобы за это дать нам ещё большее воздаяние» Иоанн Златоуст.
«Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божье и от Бога. Поэтому на нас лежит долг благодарить Его за всё, за всякое благо, получаемое от Его щедрой десницы, явное или неявное; за всякое доброе деяние или подвиг, за всякую победу над врагами нашего спасения, как нам заповедано:
«За всё благо- дарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» – 1Фес.5:18.
«Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с момента пробуждения во весь день и засыпай со словами благодарности на устах, потому что ты погружён в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон» прп. Никодим Святогорец.
«Всё, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога и Ему воздавай благодарность» Авва Исаия.
«Принесите, смертные, благодарение Сыну, избавившему нас от рабства, в котором содержала нас смерть за наши грехи. Он запретил смерти, спустился в ад, извёл умерших из гробов. Кто в состоянии воздать Ему за благость Его к нашему смертному роду?» Ефрем Сирии.
«Если бы мы имели в себе по тысяче душ, не следовало ли бы положить все за Господа? Впрочем и таким образом мы не сделаем ничего достойного Его благодеяний»; «хочешь ли знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедать свои согрешения – и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознаёт виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога»; «Случится ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится»; «Мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Бог знает, следовательно: получили или не получили, мы должны благодарить» Иоанн Златоуст.
«Как необходимо дышать, так необходимо благодарить Бога в искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся мы на пути богоугождения» Симеон Новый Богослов.
«Следствие молитвы то, что мы пребываем с Богом. А кто с Богом, тот далёк от Его противника» Григорий Нисский.
«Молитву делают успешнее не голые слова, но добрые дела» Иоанн Златоуст.
«Милосердие к ближнему и смирение перед ними в совокупности с чистотою сердца... составляют основание и силу молитвы. Желаю- щий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому... причиняющему тебе какое бы то ни было зло. Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Перед молитвой покади в сердце твоём фимиам страха Божия и святого благоговения... постарайся умилостивить Судию смирением. Молитву должно совершать с верою, основать её должно на незлобии. Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх... расположение души наиболее сообразуется с положением тела. (Ноги держать вместе, не переступать, не подгибать колен, руки или скрещены на груди, или опущены вниз, но не сзади. Первые христиане молились, крестообразно простирая руки, или в таком же положении распростёршись на земле в подобающем месте, не облокачиваться, не опираться на что-либо, глаза устремлены вверх, вперёд или вниз, но не блуждают, не озираться.) Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя. Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом» еп. Игнатий Брянчанинов.
«Христос дал нам образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души... Говорят: могу молиться и дома. Ты сам себя обманываешь, друг мой. Правда, ты можешь дома молиться, но не можешь молиться так, как в церкви, где собрано столько отцов, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не можешь так возносить молитву, когда один станешь призывать Господа, как можешь возносить её, когда стоишь вместе с братьями, ибо здесь есть нечто большее – единение многих, союз любви, молитвы священников. Для того и поставлены священники, чтобы молитвы народа, которые могут быть слабыми, соединяя с более сильными, возносить на Небо... Преклони колени, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе. Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдыха делаешь временем плача... Великое дело – среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует величайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с Владыкой... Ночные слёзы лучше всякой росы... Если душа не будет питаться этой росой, то будет сожигаться во время дня... Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своём прошении и будем благодарить не только в случае успеха, но и в случае неуспеха» Иоанн Златоуст.
«Многие и тайно молясь (дома) делают это для того, чтобы понравиться людям» блаженный Феофилакт.
«Как не согреется дом дымом без огня, так и та молитва без церковной. Ибо Церковь называется земным Небом... И такое страшное, и грозное, и преславное чудо Божие, каким является церковное богослужение, вы хотите заменить домашним своим пением!» св. Алексий, митрополит Московский.
«Не оставляй молитвенное правило, чтобы не впасть в руки врагов твоих» Авва Исаия.
«Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду» Антоний Великий.
«Возлюби более поклоны в молитве, нежели псалмопение» Исаак Сирин.
«Грешнику не должно оставлять молитвы из-за грехов своих, ибо если думаешь, что ныне недостоин приступить к Богу с молитвой, то когда будешь достоин? «Все согрешили и лишены славы Божией» – Рим.3:23. Недостоинство твоё ничем тебе повредить не может» Тихон Задонский.
«Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но просвещать, и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся» Нил Синайский.
«Кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех... Когда я вижу, что кто-либо не любит молитву и не имеет к ней горячей ревностной любви, то мне уже ясно, что он не владеет в своей душе ничем благородным... Великое благо – молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от этого немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом» Иоанн Златоуст.
«Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив, содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувст- вом покаяния. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося её со всевозможным вниманием и благоговением. Стремись к стяжанию чистой молитвы, соединённой с чувством покаяния и плача, с воспоминанием о смерти, о Суде Божием... Действуй молитвой, воодушевлённой плачем. Такая молитва, пламенное оружие, попаляющее страсти, прогоняющее духов отверженных» Игнатий Брянчанинов.
«Страсти, как сказано, суть демоны и уходят от призывания этого имени (Иисусова)» Варсонофий.
«Кто чреват злобою, а молится “Отче наш...”, тот призывает не Небесного Отца, а преисподняго, который сам есть лжец и делается отцом лжи и греха» Григорий Нисский.
«Блажен воистину, кто прилепился мысленно к молитве Иисусовой, взывая к Нему непрестанно в сердце. Как воздух прилежит телам нашим или пламя – свечке, как солнце, проходя над землёю, производит день, так святое и достопоклоняемое имя Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений» Исихий Иерусалимский.
«Лучше солнцу прекратить шествие своё, нежели оставить Псалтирь. Великая польза поучаться из Псалтири и читать её прилежно. Все книги (Божественные) нам на пользу и до- ставляют печаль бесам, но ни одна из них так, как Псалтирь. Да не нерадим... Молитва должна быть напряжённой и усердной. И если долго не отвечает Бог, то для твоей пользы. Он знает, что если получишь, то отойдёшь.. Молитва за врагов умилостивляет Владыку... делаемся подобными Богу, а если за друзей, то как мытари, ибо и они любят любящих их... Молитва – воздух для души, противоядие против грехов... Зимой большую часть ночи посвяти молитве. Боясь, чтобы демоны не похитили всё, будем непрестанно молиться. (При потере, и ущербе) повторяй: Бог дал – Бог и взял; повторяй это и угодишь Богу... Бог особенно тогда склоняется к нам, когда не другие, но сами молимся... Исаак молился о неплодстве Ревекки 20 лет. Мы же 20 дней не молились. Я уже говорил, что многие зевая, потягиваясь и оглядываясь назад стоят на молитве... Многие просят Бога покарать врагов. Итак, одни небрежением, а другие ревностью губят себя. Учит диавол и добивается своего. Ударишь ли ты раба перед его господином? А ты бьёшь раба Господня перед Ним. Помни свои грехи, бичуй себя... А ты, человек, и сам не слышал себя, о чём молился. Молись часто; лежа на постели ни о чём не думаешь; а здесь (на молитве) тысячи мыслей одолевают... Совершенно невозможно впасть в грех постоянно молящемуся.
Пламень, вознесённый в молитве, поможет одолеть страсти. Часто повторяй молитвы, согревая и промежутки... Молитва против врагов уподобляет пьяной, бешеной старухе и дерзкой. Молитва за врагов делает язык Ангельским. Не уступай первенства в молитве прочей твари, солнцу, птицам. Встань раньше и прославь Бога... Предающийся сну, потопляет свою ладью... Если просить ненужного, то и праведника Бог не услышит.
Молитва святых имеет великую силу, если и мы содействуем им сами... А у нас молитва прерывается от всякого стука, шума. Илия не зевал подобно нам...» Иоанн Златоуст т.1, стр. 526; т. 2, стр. 327, 410, 454, 833; т. 3, стр. 42, 326, 368, 371, 469; т. 4, стр. 816; т. 5, стр. 11, 38, 59, 67, 239, 403.