размер шрифта

Поиск по сайту



Памятка для христиан – Во свете Библии

Памятка для христиан


Приход в Храм

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём» Пс.5:8

Приходить в храм следует за 10–15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого занять удобное место. Следуя древнему правилу, женщины стоят во время богослужения в левой части храма, мужчины – в правой. Если свободного места достаточно, не следует занимать главного прохода. от входных дверей к Царским Вратам. Во время помазания елеем, Причащения, прикладывания ко кресту мужчин пропускают первыми.

Не следует ходить по храму во время богослужения по иконам, вести разговоры. Пришедшим в храм во время богослужения надо воздержаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Нельзя в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристойно и благоговейно.[5]

«только всё должно быть благопристойно и чинно» 1Кор.14:40

Жёны (любого возраста и положения) не должны приходить в храм в брюках(джинсах), коротких юбках (не закрывающих колени), в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице, с крашенными ногтями. Головы жён должны быть хорошо покрыты платком или шарфом. Мужи (любого возраста и положения) не должны приходить в храм в шортах и майках, футболках. Перед входом в храм они должны снимать головные уборы.

Если по греховной жизни были сделаны татуировки, пирсинг и прочая мерзость, то покаявшись и примирившись со Христом, всё это должно быть сокрыто на теле и навсегда оставлено в прошлой жизни. 

Никакие мирские порядки и обычаи не должны быть приносимы в Церковь Божию.

«не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» Иак.4:4
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» 1Иоан.2:15

 

О посещении богослужений

Верующие должны регулярно посещать богослужения.

«шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» Исх.20:9-10

В четвёртой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение накануне (в субботу вечером), и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.[5]

«Если епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из причисленных к клиру, или мирянин не имеет никакой настоятельной необходимости или затруднительного дела, побуждающих его долго отсутствовать в своей церкви, но, оставаясь в городе, три воскресных дня в течение трёх недель не приходит в собрание, то, если он клирик, да будет извержен; если же мирянин – да будет отстранен от общения» (80–е правило 6–го Вселенского собора)

«Ибо из этого открывается одно из двух – или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80–е правило 6–го Вселенского собора)

 

О работе в воскресные и праздничные дни

В Пасху, двунадесятые праздники, в воскресные дни, не должны верные христиане работать, но приходить в храм на богослужение.

«В неделях и в праздниках завещавай не делати, но приходити в церковь, якоже подобает христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится», (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 

К исключению относятся профессии, без которых невозможно существование человека (охрана, медицина, животноводство и т.п.)

 «Итак можно в субботы делать добро.» Матф.12:12

 

О благочестивом поведении верующего при посещении храма Божьего

Православный христианин должен всякий раз, идя в храм, входить в него как в дом Божий, со страхом и благоговением, оставив за дверьми храма всё житейское, стараясь, сколь возможно, привести в молчание буйные помыслы своего сердца. Церковная традиция предписывает при входе в церковь читать стихи 5–го псалма: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем...». Перед входом в храм следует положить 3 поклона с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».[1]

Войдя в храм, следует положить 3 поклона с той же молитвою. Став на своём месте, следует положить следующее начало своей молитве: трижды поклониться со словами: «Боже, очисти мя, грепшаго, и помилуй мя (поклон). Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон)». Затем помолиться Кресту Господню: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» и сотворить поклонение. Потом следует помолиться Пресвятой Богородице: «Достойно есть...» и сотворить Ей поклонение: «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови», «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». И ещё раз поклониться. [1]

Стоя на своем месте, не следует вертеться, озираться, шуметь, кашлять, разговаривать с соседями, и вообще отвлекать внимание православных
от службы ни словом, ни деянием или движением, но следует пребывать со страхом Божиим в молчании и тишине, со всяким вниманием относясь к службе Божией, чтению и пению церковному. [1]

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом не крутиться вслед священнослужителя. Креститься в это время не следует.

По издревле сложившемуся правилу мужчины должны стоять в правой части храма, а женщины в левой. [1]

Все поклонения во время богослужения надо творить сообразно Церковному Уставу, не отступая от него и ничего от себя к нему не прилагая. [1]

При словах священника «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» – приклоняют голову только оглашенные. Крещёные христиане этого делать не должны. 

После слов «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите», все оглашенные, а также находящиеся под епитимьей отлучения должны выйти в притвор и там находиться до того, как закончится литургия верных. После возглашения священника: «С миром изыдем» и исхода его царскими вратами, через солею, за амвон, для чтения заамвонной молитвы, оглашенные могут свободно войти в храм.  

 

Когда разрешается покинуть богослужение

Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться
в храме до произнесения конечного отпуста службы. [1]

По традиции народу принято покидать храм поцеловав напрестольной Крест и после того, как священник зайдёт в алтарь, затворит царские врата
и закроет катапетасму(завесу).

«Всех тех верных, которые входят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и во время святого причащения, должно отлучать как нарушающих порядок в церкви.». (9–е правило Святых апостолов

 

Алтарь

Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты< или церковных сторожей и тем, более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь. [1]

«Да не будет позволено никому из числа мирян входить в священный алтарь, хотя по некоторому древнейшему обычаю это отнюдь не возбраняется царской власти и могуществу, когда та захочет принести дары Сотворившему.». (69–е правило 6–го Вселенского собора). 

Женщинам категорически запрещено входить в алтарь.

«Не подобает жене в олтарь входити» (44–е пр. Лаодик. собора)

 

Поклоны

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроиться на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают только 2-х видов: 

  1. Земной (великий) - когда руки, колена и голова касаются земли. 

  2. Поясной (малый), когда молящийся наклоняется так, чтобы голова была на уровне пояса или рука могла коснуться земли. (стараясь не сгибать ноги).

Никаких третьих видов поклонов, полупоклонов или когда молящийся небрежно едва наклонится, в Церкви не существует. 

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов: «Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными».

Не допускаются земные поклоны: В воскресные дни, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи...» на вечерне в самый день праздника.

Правило 90 Шестого Вселенского Собора: «Мы приняли от наших богоносных отцов каноническое предписание: почитая Воскресение Христово, не преклонять колен по воскресеньям. Поэтому, чтобы нам иметь ясное представление о том, как это надо соблюдать, чётко установим для верных: после бывающего в субботу вечернего входа священнослужителей в алтарь, по укоренившемуся обычаю, никто да не преклоняет колен до следующего вечера в воскресенье, в который, вновь преклоняя колена по входе на вечерне, мы таким образом приносим молитвы Богу. Ибо, считая ночь, следующую за субботой, предвестником Воскресения нашего Спасителя, мы с этого времени начинаем духовные песнопения, а завершаем праздник в наступивший день, когда стемнеет, и таким образом, мы всю ночь и день торжествуем Воскресение».

Правило 20 Первого Вселенского Собора: Поскольку некоторые преклоняют колена в воскресенье и в дни Пятидесятницы, то, ради того чтобы в каждой епископской области всё соблюдалось одинаково, угодно было святому Собору, чтобы молитвы Богу возносили стоя.

На вопрос: «Допустимы ли не установленные Уставом земные поклоны?» архиепископ Аверкий отвечает:

«Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета святых отцов. …Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих отцов её?»

Говоря о внешней форме молитвы, необходимо помнить, что наиглавнейшее – молиться духом. 

Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых»

 

Как прикладываться к святыням?

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз, дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. 

Приложение к иконе лбом, не находит серьёзного богословского основания в Православной Церкви и поэтому не следует повторять этот самочинный обычай.

Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.

 

Крестное зна́мение

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своём, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным зна́мением, надо не торопясь, но чётко и прямо чтобы тело чувствовало твёрдое прикосновение сложенных перстов: возложить его на лоб, на живот (в районе пупа), на правое плечо(сверху) и затем на левое(сверху). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятернёй, или кланяются, не окончив ещё креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Такому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное зна́мение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.[6]

 «Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти.

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошёл с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес.

Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть – воскрес из мёртвых, и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью. Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.

Теперь всё зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть веровать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всём слушаться Его (жить со Христом).

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным зна́мением (крестимся).» [2]

Вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского Вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились ещё двумя перстами, каковой обычай перешёл и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности).  Однако двоеперстие и прочие старые русские обряды  на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1971 году - признаны спасительными, как и новые обряды, и равночестными им. [4]

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Свт. Иоанн Златоуст: «Крест – нерушимая стена, непобедимое оружие, опора богатых, богатство бедных. Крест – ограждение обижаемых, оружие подвергающихся нападениям, основание добродетели, знамение чудное и удивительное. Если нищий помолится кресту, дом его обогатится. Буря морская утихает от знамения крестного. Кто лежит на одре (болен) или поражается другим бедствием, того спасает Иисус Христос, как скоро призовётся на помощь. Кто ограждает себя крестным знамением, тот освобождается от грехов».

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всём, на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся и когда встаём, бываем в пути и покоимся. Это – великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным без труда, потому что от Бога – благодать сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, властно поверг их позору (Кол.2:15). Как скоро видят крест, вспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиевы. Не пренебрегай же этой печатью, потому что даётся даром; напротив того, за это более почти Благодетеля».

 

Разговоры на богослужении

«А Господь - во святом храме Своём: да молчит вся земля пред лицом Его!» Авв.2:20
«Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» 1-е Коринфянам 14:34-35

6 Вселенский Собор, 70 правило: «Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову ап. Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1Кор. 14:34–35).»

Свт. Иоанн Златоуст: «Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде <храме> должны все утихнуть и стоять с напряжённою душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки Ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придём к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа...»

Свт. Иоанн Златоуст: «В церковь все приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это – нам нужны дела и чистая душа. Если же ты весь день истратишь на любостяжание и потом, придя (в церковь), скажешь несколько слов, то не только не умилостивишь Бога, но ещё более раздражишь Его»

Свт. Григорий Палама: «Убоимся же и мы, чтобы, привнося внешние чуждые слова на сем Священном Божественном Жертвеннике, я говорю о Церкви, не стать нам вконец осужденными сущими в ней Божественными словами, отсюда делая сами себя достойными изречения проклятия и осуждения. О, убоимся, молю, и доколе пребываем здесь, со страхом предстоя Богу, будем приносить моления; выходя же отсюда, покажем с этих пор изменение в образе жизни на лучшее».

 

Внешний вид христиан

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.» 1Кор.11:4

 

О покрытии головы

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.» 1-е Коринфянам 11:5-6

Свт. Иоанн Златоуст: «Жене же повелевает быть покрытой всегда; потому, сказав: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову», он не останавливается на этом, но продолжает: «ибо это то же, как если бы она была обритая». Если быть обритой всегда постыдно, то очевидно, что и быть непокрытой всегда постыдно. (Апостол) не останавливается и на этом, но ещё присовокупляет: «жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10); показывает, что не только во время молитвы, но и всегда она должна покрываться… и притом (покрытой) со всей тщательностью и осмотрительностью, так как не сказал просто: да накрывается, но: покрывается, т. е. должна тщательно закрываться со всех сторон» [3]

Блж. Феофилакт Болгарский: «Посему снимающая с себя покрывало похожа на снявшую с себя волосы… мужу воспрещает быть покрытым, как сказано, во время молитвы и пророчества, а жене воспрещает быть не только в это, но и во всякое время»

Тертуллиан: «Что значит всякая жена, если не женщина любого возраста, любого положения, в любых условиях? Любая женщина без исключения».

Исторический документ «Апостольские постановления»: «Не подражайте таковым женщинам вы, христианки. Но если ты желаешь быть верною мужу своему, то старайся нравиться ему одному. На улицах покрывай голову свою, ибо чрез покрывало ты не попустишь смотреть на себя слишком любопытным. Лица, данного тебе Богом, не расписывай, ибо в тебе нет ничего такого, что нуждалось бы в украшении, потому что всё, что только создал Бог, «весьма хорошо», а безмерное украшение хорошего бесчестит дар художника. Путь свой совершай, смотря вниз, с покрытою головою, как прилично женщинам»

 

О макияже

Макия́ж (фр. maquillage — грим, перекраска, подделка)

Прп. Серафим Саровский: «Бойся, как геенского огня, галок намазанных (женщин), ибо они часто воинов царских делают рабами сатаны»

«чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» 1 Послание Тимофею.2:9,10
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» 1Пет.3:3,4

6 Вселенский Собор 96 правило – «Облекшиеся во Христа через крещение дали обет подражать Его жительству во плоти. Поэтому тех, которые во вред взирающим убирают и украшают волосы на голове изощренным плетением и этим вводят в соблазн неутверждённые души, мы отечески врачуем подходящей епитимией, воспитывая их и научая жить целомудренно, чтобы, оставив обманчивость и суетность всего вещественного, они постоянно переносились умом к негибнущей и блаженной жизни, со страхом имели непорочное поведение, приближались, насколько возможно, к Богу через очищение жизни и украшали внутреннего человека более, чем внешнего, добродетелями и благими, безупречными нравами, так чтобы не носить в себе никакого остатка порочности, происходящей от сопротивника. Если же кто-то будет проводить жизнь, нарушая настоящее правило, да будет отлучен».

«Епитимиям и отлучению подлежат те, которые подкрашивают свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сделать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми безбородыми. Также те, которые выжигают маленькими щипчиками волосы на лице, чтобы казаться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться стариками. Этой же епитимии подвергаются женщины, употребляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин. 

 Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дьявольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блудной Иезавели? Итак, все мужчины и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это воспрещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священным лицам, которые должны поучать народ и словом, и делом и внешним благочестием» (греческая кормчая «Педалион» стр. 270, изд. 1888 г.). 

Свмч. Киприан Карфагенский: «Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажён ложью, образ извращён, лицо твоё чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал дьявол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия, враг убирал твои волосы – с ним и гореть тебе.»

Свт. Григорий Богослов: «Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Если природа дала вам красоту, не закрывайте её протираниями...
А если при рождении не получили вы дар красоты, то избегайте второго безобразия, то есть не заимствуйте красоты у рук – красоты, которую распутные женщины покупают за несколько монет...»

Свт. Иоанн Златоуст: «Не увидишь на теле её (христианки) ни безобразного лица, ни окровавлённых губ, ни уст, подобных устам медведицы, обагрённых кровью, ни бровей, очерченных сажею, как бы от прикосновения к очагу, ни ланит, подобных стенам гробов повапленных: всё это сажа, прах, пепел и знак крайнего безобразия.»

Свт. Иоанн Златоуст: «Отчего, скажи мне, ты прибавляешь на себя нечто к тому, что создано совершенным от Бога? Неужели для тебя мало того, что сотворил Бог? Следовательно, ты, считая себя искуснейшей художницей, принимаешься исправить дело Божие? Этого ты не имеешь
в виду, но ты, украшая себя, наносишь оскорбление Творцу для того, чтобы привлечь к себе бесчисленных любовников.»

Свт. Иоанн Златоуст: «Если же и для суетной славы казаться бледным значит портить лицо, то, что сказать о белилах и румянах, которыми женщины портят лица свои на пагубу сладострастным юношам? В первом случае делают вред только себе самим; а в последнем и себе и тем, которые смотрят на них. Бегите от той и другой язвы с возможным усилием.»

Иудф.10:4 «обула ноги свои в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят её»

Святитель Тихон Задонский, рассуждая о внешности женщин, обличает самых нескромных из них: «Ты обнажаешь руки почти до локтя и этим соблазняешь юношей». И напоминает евангельские слова: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих.»

«Конечно, было бы не в порядке вещей, если бы кто стал носить платье, только до колен досягающее, как у спартанских девиц. У женщины ни одна из частей тела не должна оставаться обнажённой.» – свт.Климент Александрийский

 

Штаны допустимо ли носить женщинам?

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» Второзаконие 22:5

Правило 62 Шестого Вселенского Собора «… из мужчин никому не одеваться в женскую одежду и никому из женщин – в одежду, приличествующую мужчинам; также не носить комических, или сатирических, или трагических масок; … Тех, которые отныне, зная об этих запретах, покусятся совершать что-либо из упомянутого, если они клирики, повелеваем извергать, а если миряне – отлучать.»

Прп. Паисий Святогорец : «Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и ещё с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское». Это закон. Но и помимо закона, надевать на себя одежду противоположного пола – непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.»

Прп. Гавриил (Ургебадзе): «Тех, кто увлечётся мирскими соблазнами, узнаете так: они будут ходить раздетыми. Христиане будут одеты прилично. По канонам Святой Церкви, женщина не должна носить брюк. По одежде человека видно и его духовное состояние». 

 

Допустимо ли растить на голове волосы мужчине?

1Кор 11:14 – «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,»

Толкование учителей Церкви, святых отцов и церковных писателей:

«Одно подобает мужчине, другое женщине… Сколь же неприглядно мужчине поступать как женщина!» Свт. Амвросий Медиоланский
«Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы». Блаж. Августин

«Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения?» Блж. Феофилакт Болгарский

«Это говорит согласно закону, который запрещает мужу быть косматым.» Амвросиаст

Если этого мало, то пусть коринфяне обратят внимание на то, чему их учит сама природа (φύσις), которая так сказать побуждает женщин носить длинные волосы, а мужчин - короткие. Длинные, простирающиеся почти до ног волосы женщины указывают, что она должна закрываться от взоров мужчин. Наоборот, внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытою головою, как царь творения. Лопухин А.П.

Преп. Никон Черногорец пишет (осуждая обычай растить волосы у мужчин): "Иже междоречию в монастырех суще, рекше во градех зовомых, власы женскими радующися… И богообразно внешних ради ходити, и не хотети от зрящих прияти мзду или благодать, тужде есть соборныя Церкви вретище непроявленно и власы неотрезаеми, по проповеди апостольстей, муж бо рече не должен растити власы, образ и слава Божия сый… Мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия» (Пандекты. Почаев, 1795. Слово 37).

В своих толкованиях на книгу пророка Иезекииля блаж. Иероним пишет, что христианские священнослужители не должны брить волос на голове, подобно жрецам Изиды и Сераписа, ни отпускать длинных волос, подобно «галантным» людям, варварам и борцам, а должны быть священнослужителями скромными; кроме того, они не должны сплетать из волос венки, или постригать их так, чтобы выглядели они как бритые, а следует столько подстригать волосы, чтобы голова была свободна для движения (Migne, s. I, t. 25, соl. 427-448. См. также Блаж. Иероним. Толкование на пророка Иезекииля. Москва, 1889. Ч. 1. Гл. 44. стр. 273).

То, что монахи и священники стриглись, ясно показывают 21, 42 и 96 правила святого VI Вселенского Собора.

Св. Аполлоний, по преданию Руфина, «порицал тех, кто запускает волосы или обвешивает шею железом или вообще — носит что-нибудь такое, что может ввести ближнего во искушение» (Пресвитер Руфин. Жизнь пустынных отцов. Москва, 1998 г. стр. 122)

Преподобный Феодор Студит также придерживался стрижения волос и даже спорил по этому поводу с патриархом. Вот что мы читаем в его послании к Никите патрицию: «Благочестие твое беседовало с братом о волосах, с которыми поступаем определенным образом, и о том, что следует и соблюдать время, и поступать по правилам, и не переходить своих пределов, когда и патриарх председательствует здесь, то мы предлагаем истинное оправдание, принося тебе наперед благодарность за то, что ты хлопочешь и печешься о делах наших. 

Так, господин, есть божественные законы и правила, которые руководят каждым благочестивым, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь. Они направляют нас, смиренных, хотя мы и ошибаемся многократно, как в других предметах, так и в отношении к отращивающим волосы. И как твоя власть старается соблюдать установленное нашими благочестивыми владыками, то донося о случающемся, то исполняя приказанное, заключая и изгоняя, и делая прочее, не боясь никого — ни малых, ни великих, — и то, что услышит и что приказано, спешит исполнить тотчас, ибо не малая опасность и от малого промедления, — так точно и еще гораздо более гибельно и опасно нам, достигшим священства, не исполнять всего, предписанного Царем всех Богом через божественные правила и досточтимых Отцов.

А что о волосах есть божественное повеление, это, во-первых, показывает апостол (1 Кор. 11:14), потом постановления (Постановления Апостольские. Кн. I. Гл.3), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы — несомненный грех (Толкование на первое Послание к коринфянам. Творения в русском переводе. Т. X, кн.1, стр. 252. СПб., 1904), и, наконец, правило святого шестого Собора, в котором предписывается отлучение неповинующимся (Собора Трулльского правило 96), которое я и прилагаю, чтобы ты, прочитав, знал, что мы, грешные, ничего не делаем без правил. И не теперь мы стали держаться этого правила, но давно. Это было известно и предшествовавшему патриарху, ибо и он надлежащим образом беседовал с нами, не осуждая, но одобряя, — ибо как мог бы он осуждать, когда есть правило? При этом мной и было упомянуто об этом, хотя мы не были выслушаны» (Послание 27. К Никите патрицию).

Итак, из слов преп. Феодора становится ясным, что монахи тогда стригли свои волосы (длинных волос не носили). Преподобный отец, оправдывая этот монастырский обычай, ссылается на св. Апостола Павла (1 Кор.11:14), на Апостольские постановления, на Златоуста и Трульский Собор (пр. 96). На эти же источники ссылаемся и мы. Как видно, преподобный Феодор приведенные в указанных источниках слова о стрижении волос относит не только к мирянам, но и к монахам. Поэтому мы решительно не принимаем мнение некоторых о том, что якобы Апостол Павел в своем послании имел в виду только мирян, но никак не священников.

По толкованию Зонары (42-ое правила VI Всел. Собора), «были в древности некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плечи, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляли монашеский обет. Таковым сей Собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами» (Правила VI Всел. Собора. Трех толк. Кормчая. Пр. 42. Толкование Зонары).

По Аристину же «носящий черныя одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и не причислится к монастырю, да изгоняется из города» (Там же).

Материал частично заимствован из статьи Архиепископа Павла (Хорава), Тбилисской и всея Грузии. 

 

Отношение к татуировкам

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28)
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.» (1Кор.6:19,20)
«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Само тело человека — это собственность Бога, поэтому мы не имеем права делать какие-то нарезы на своём теле, и не имеем права делать на теле наколки в виде букв или изображений, даже вполне нейтральных, потому что Господь Бог наш создал нас по образу и подобию Своему.

Свмч. Киприан Карфагенский призывал восславить Бога и носить Его в чистом и незапятнанном теле с большим тщанием (с осторожностью) и бдительно следить за тем, чтобы не приносить в храм Божий (человеческое тело есть храм Божий) чего-нибудь грязного и извращенного, дабы Бог, оскорблённый, не оставил бы обиталища Своего (то есть не покинул бы нас). Человеческое тело — это же не доска объявлений. Это то, что Господь дал нам, и то, что мы должны содержать в чистоте. (прот. Олег Стеняев)

 

Пост

Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большею частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих гнусных страстей и, таким образом, становится хуже животного. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придает посту такое большое значение и утверждает, что без поста невозможна христианская жизнь.

Воздержание в пище, своего рода пост, был заповедан уже в раю Адаму и Еве, когда они ещё находились в безгрешном состоянии – (Быт. 2:17) – через запрещение вкушать плоды дерева познания добра и зла. Тем более пост стал необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Моисей и Илия в течение 40 дней – Исх.34:28; 3Цар. 109; Давид, «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро моё» – Пс.34:13; 108:24; Даниил 10 гл.; Иоанн Креститель, Анна, Лук. 2:37

Сам Иисус Христос в течение 40 дней, чтобы приготовить Себя к делу спасения мира. Постились и все Его ученики

«Тогда они, совершив пост – и молитву и возложив на них руки, отпустили их» - Деян. 13:3
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, – они помолились с постом – и предали их Господу, в Которого уверовали» – Деян. 14:23
«в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, – часто в посте, на стуже и в наготе» – 2 Кор. 11:27

Христос предсказал о том, что Его ученики будут поститься

«Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» – Лук. 5:33-35

Поэтому с апостольских времён вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте. По этой же причине Великий пост приурочен Церковью к дням, предваряющим Страстную неделю.

Пост и молитва – сильнейшее оружие против дьявола.

Мат 17:21 – «сей же род изгоняется только молитвою и постом.»

Без поста и молитвы невозможно смирить сердце.

«сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием: от сна, от пищи и от телесного покоя» – Нил Синайский.

Василий Великий: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе»

«Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост – училище благочестия. Пост довлеет во бранях, пост возводит молитву на Небо. Пост – матерь здоровья, мир в домах. О, как велик день поста!» – прп. Ефрем Сирин.

«Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощённое постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость» – свт. Игнатий Брянчанинов

«Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти, и сделать покорным этого коня» – свт. Иоанн Златоуст.

«Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долги его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не примет тебя» – прп. Ефрем Сирин

Богданович спросил преподобного Серафима Саровского: «Можно есть скоромное по постам, если кому постная пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное?» Старец отвечал: «Хлеб и вода никому не вредили. Как же люди сто лет жили? Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. А что святая Церковь положила на семи Вселенских Соборах то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит».

Пост обязателен для всех. Только больным, малым и очень престарелым священник может разрешить в постные дни вкушать вино и елей (масло растительное).

«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучён» – Апост. 69, Тим. 8,10. – «Новая скрижаль» стр. 248, Шест. 56.

Нарушающий пост отлучается от Причастия на два года – («Настольная книга священнослужителя», т. 1, стр. 535). 

«Если кто-то болен и от сильной болезни совершенно истощён, а наступает Святая Пасха, обязательно ли ему поститься или по причине его сильного изнеможения священнослужитель имеет право разрешить ему употреблять, что тот может, или даже елей и вино? Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощённому употреблять елей – дело оправданное.» – Тимофея Александрийского 10 правило.

«Если жена родит на Пасху, должна ли она поститься и не пить вина или освобождается от поста и от запрещения пить вино ради того,
что родила? Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питьё, как пожелает и как сможет понести.» – Тимофея Александрийского 8 правило.

Симеон Столпник (1 сентября): «Не подобает постом убивать это грех»

«Ни по каким причинам не разрешается вкушать рыбу в Великий Пост» «Новая скрижаль» стр. 248 пост. 56. (исключение: Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) и на Благовещенье 7 апреля, если оно не на Страстной неделе. Если же Благовещение до пятницы разрешено только растительное масло. Если же случится в пятницу и в субботу, тогда в пище нет послабления ради Христовых страданий.)

В любое время любую пищу с кровью вкушать запрещается (Деян. 15 глава)

Святитель Феофан Затворник: «Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот всё по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало,
но как говорит о себе Апостол Павел: «часто в посте» (2Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что, если бы дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное?
А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

«ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека». (Мрк.7:15).

Это место и подобные ему, например о том, что пища не поставляет нас перед Богом, вспоминают обычно нелюбители поста, полагая, что этим они достаточно оправдывают своё нежелание поститься, вопреки уставу и порядку Церкви. Насколько удовлетворительно это извинение, всякому верному Церкви понятно. При посте установлено воздержание от некоторых яств не потому, что они скверны, а потому, что этим воздержанием удобнее достигается утончение плоти, необходимое для внутреннего преуспеяния. 

 Такой смысл закона поста, и он столь существен, что считающие какую-либо пищу скверною причитаются к еретикам. Несклонным к посту на этом надо бы настаивать, а не на том, что пост необязателен, хотя он действительно есть средство к одолению греховных желаний и стремлений плоти. Но это такой пункт, на котором им устоять никак нельзя. Если преуспеяние внутреннее обязательно, то обязательны и средства к нему, считающиеся необходимыми, и именно пост. Совесть и говорит это всякому.

Для успокоения её твердят: «Я другим способом возмещу опущение поста», или: «Мне пост вреден», или: «Я попощусь, когда захочу, а не в установленные посты». Но первое извинение неуместно, потому что ещё никто не ухитрился без поста совладать со своей плотью и сохранить, как следует внутреннее состояние. Последнее так же неуместно, потому что Церковь – одно тело, и желание обособиться в ней от других противно её устроению. Удалить себя от общих установлений Церкви можно только выходом из неё, а член её не может так говорить и того требовать. Второе извинение имеет тень права. И точно, пост необязателен для тех, на которых постное действует разрушительно, потому что пост установлен не для того, чтобы убивать тело, а для умерщвления страстей. Но если перечислить таковых добросовестно, то их окажется так мало, что и в счёт нечего ставить. Останется один резон – нежелание. Против этого спорить нечего. И в рай не возьмут против воли. Вот только когда осудят в ад – хочешь-не хочешь, а ступай: схватят и бросят туда»

Пост и милостыня — вот крылья молитвы.

Во время поста и законные супруги по согласию воздерживаются от близости:

«не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» – 1 Кор. 7:5

Кто постится, не оставив грех, того Бог не слышит.

«Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их» – Иер. 14:12.

Пост нужен не Богу, а человеку.

«Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?» – Зах. 7:5

 

О неразумной милостыне

Кому же нужно давать милостыню? Всем ли, кто просит подать, или же подавать только тем, кто поистине нуждается в ней и не истратит худо то, что получит? Апостол Пётр просит: «Покажите... в добродетели рассудительность» – 2 Петр. 1:5

Когда однажды монахи доказывали друг другу, каждый настаивая на своём, какая из добродетелей выше: пост, молитва, милостыня, бдение, то получили от Антония Великого ответ: – рассудительность.

Без рассудительности всё делается противоположным, ибо молящийся о поражении врагов смертью губит себя, постящийся неумеренно разрушит тело своё. Сколько есть тех, кто хулит Бога, пьянствует, курит, блудит на полученные возле храма деньги, кто не желает даже совершить правильно крестное знамение; и подающие им участвуют во всём зле, какое сотворят эти злые люди на полученные от них лепты. Без рассуждения поданная милостыня тем, кто явно растратит деньги дурно, не только не сотворит блага своей душе, но получит великое наказание от Бога за своё безрассудство.

«Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека, не будь неразумным ни в большом ни в малом, суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай » – Сир.42:8, 5:18, 31:17

Не будь неразумен, рассуждай о всяком деле.

«ибо Он никого не любит, кроме живущего с премудростью» – Прем.7:28

Поданная злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идёт в ад, к сатане, как видел в видении – Жития св. Нифонта, 23 дек. – поданная нечестивцу монета оказалась в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле дверей церковных, и тем более бродить во время богослужения по храму, выпрашивая на пропой своей несчастной души. 

11 Правило 4 Вселенского Собора: «Всем убогим и вспоможения требующим определяли мы по удостоверении их в бедности, ходить с – мирными – только церковными письмами»

Другими словами, Церковь должна удостовериться, что калека или приезжий действительно не получает пенсии, дотаций от государства или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из странников не принимать без мирных грамот» – Ант. 7, – иначе сказать, священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православных через соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию.

 

О табакокурении 

«Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» – 1 Кор. 3:16,17.

Табакокурение есть непотребство, то есть то, что для человека не предусмотрено при его творении. Рот курящего клоака. Для тела нужен воздух, а не угарный газ с никотином. И кто лишает своё тело потребного для жизни, разрушает тело, того покарает Бог, лишит жизни сей и Царства Небесного

Демоны требуют дыма в жертвах идольских сожжений и табакокурения и этой утончённой материи табака, соединённого с похотью злого сердца, а в жертву приносится сам курящий человек, убивая самого себя. 

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.» –  Ин.8:44

Кадят демонам, диаволу почти непрерывно. 

«Уста курящего – демонская кадильница», говорит св. Иоанн Кронштадтский. 

Самое дорогое у человека сердце, занято не жертвой вечерней молитвы, возносящейся как благоуханный фимиам, но из демонской кадильницы поднимаются клубы смерти, как из преисподней; и в сердце – «мерзость запустения» – на святом месте – (Дан.9:27).

И только Бог может – «исторгнуть из зубов его» – папиросу – (Зах.9:7), потому что в Царство Небесное «не войдёт никто преданный мерзости и лжи» – Откр.21:27.

Ибо зловонный дым и огонь прообразуют тот вечный негасимый геенский пламень мучений, в котором будут мучиться после Страшного Суда все курильщики-самоубийцы, пленённые диаволом при жизни земной этой губительной страстью, чумой XX века. Где табак, там нет молитвы, поста, целомудрия, но жестокость, невоздержанность, раздражительность. Покайся, обратись ко Христу, да спасёт Он тебя от проказы греха.

«Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.»  Иоан.8:34-36

 

Что же делать, чтобы исправить жизнь свою?

Необходимо искренне покаяться и сделать поворот, поворотиться, обратиться от злых дел к делам, достойным покаяния. 

«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» – Откр. 2:5

«Начало покаяния осуждение грехов. Осуди и ты свои грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший свои грехи не так скоро решится опять впасть в них... 

Ты согрешил? Войди в церковь, покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение грехов... Бог никогда не отвергает искреннего раскаяния, но хотя бы кто дошёл до самой крайней порочности, а потом решился бы возвратиться опять оттуда на путь добродетели, чтобы привести всё в прежнее состояние, потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному расположению… На это (на покаяние) не нужно много дней и годов, а нужно только – БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ, – и всё исполнится в один день. 

Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати порочную жизнь и обещай больше не поступать так. Этого достаточно будет для твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас, грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их, то Бог ничего больше не требует для оправдания». 

«Согрешил ты? Войди в церковь и загладь свой грех. Поплачь о грехе своём... Если плач Петра загладил столь великий грех (отречение от Христа), то как тебе не загладить греха, если будешь плакать?»  (Иоанн Златоуст. Том 2, стр. 328. Т. 1, стр. 89. Том 10, стр. 371. Том 1, стр. 542, Т.2, стр. 328.)

 


Ссылки:

  1. Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. И.В. Гаслов, А.С. Кашкин

  2. Закон Божий. Протоиерей Серафим Слободской.

  3. Творения Иоанна Златоуста. Том 10, Беседа 26. Первое послание к Коринфянам. 

  4. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви [30 мая — 2 июня 1971 года] об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их // Журнал Московской Патриархии. М., 1971. — № 6. — С. 5-7.

  5. Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них. URL: https://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/voprosy-vstrechayushhiesja-v-praktike-prihodskogo-konsultirovanija-i-otvety-na-nih/#0_4

  6. Крестное знамение URL: https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie

3433