размер шрифта

Поиск по сайту



Правила святых апостолов, Правило 52

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если епископ или пресвитер не принимает обращающегося от греха, но отвергает его, да будет извержен, ибо он опечаливает Христа, сказавшего: Радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся (см. Мф. 18:13; см. Лк. 15:7).

I Всел. 8; Трул. 43, 102; Василия Вел. 74



Толкование

Правило это было издано вследствие того, что строгость некоторых гностических сект по отношению к согрешившим, которых они не хотели более принимать в свои общества, заражала своим нехристианским примером и некоторых православных духовных лиц. Приводя соответствующее место из Евангелия, правило осуждает подобную строгость и предписывает извергать каждого епископа, или пресвитера, который отвергнет грешника, обращающегося к церкви с покаянием.
Господь наш, ради согрешивших, приклонил небеса и низшел. Ибо Он сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). Итак, кто не приемлет обращющагося от греха, тот противодействует Христу Богу нашему; а противодействующий и не повинующийся Ему не есть Его ученик; а не будучи Его учеником, не достоин священнодействовать. Ибо, каким образом может быть принят Христом тот, кто делает себя антихристом, противясь воле Его?
Не приемлющий кающихся, сам тем паче не должен быть приемлем. И таковый, если будет клирик, извергнется; ибо противится Господу, рекшему: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся (Лк. 15, 7).
Несть греха, побеждающего человеколюбие Божие. Посему Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо для спасения грешников Он низшел с неба, и сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). И так епископ, или пресвитер, не приемлющий обращающихся таким образом, но подобно Навату, гнушающийся ими, должен быть извержен, ибо противится воле Бога, рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнике, кающемся (Лк. 15, 7). Заметь из настоящего правила, что не одним епископам и монашествующим иереям дано правило принимать исповедания людей и разрешать грехи; но и пресвитеры с дозволения епископа принимают помышления людей. Ищи еще 6-е правило Карфагенского собора, и что в нем написано.
Приходящего ко Мне не изгоню вон, – говорит Господь (Ин 6:37), поэтому и божественные апостолы в настоящем правиле определяют извергать того епископа или пресвитера, который не принимает обращающегося от греха и раскаивающегося, но, подобно известному всем Новату, отвергает его и прогоняет, гнушаясь им каким-либо образом и отвращаясь от него из-за его грехов. Ибо своим поступком таковой опечаливает Христа, Который сказал: Радость бывает на небесах, т. е. у Ангелов небесных, ради одного грешника, кающегося в прежних своих грехах. И если Он Сам сказал также: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13), то очевидно, что не принимающий грешников противится и противодействует Христу, а противящийся Христу – Ему не ученик, а кто Ему не ученик, тот не достоин священства. Ибо как он может иметь священство и быть угодным Христу, если сделал себя антихристом и противится Христовой воле? Согласование Впоследствии также и Карфагенский собор 53-м правилом постановил, чтобы никакой епископ не лишал актеров, мимов и отступников, когда они обращаются к Богу, Божественной благодати и примирения. Кроме того, не должно их, принявших христианство, принуждать возвращаться к прежним увеселениям, согласно 72-му правилу того же Собора. Поэтому сами апостолы в своих «Постановлениях» (кн. 2, гл. 15 и 40) повелевают епископу не отвергать тех людей, которых он отлучил за их грехи от прочих христиан, но общаться с ними, заботясь о них, утешая и ободряя их словами: Укрепитесь, ослабевшие руки и колена расслабленные (Ис. 35:3), чтобы от чрезмерной печали они не помешались446. Так и Павел повелевал коринфянам общаться с недавно отлученным и оказывать ему любовь, чтобы от безмерной печали он не был погублен сатаной и не отчаялся447. Прочитай также письмо Дионисия Ареопагита к служителю Димофилу и посмотри, как он его обличает и порицает за то, что он отверг и изгнал из Церкви обратившегося от греха и покаявшегося человека448. А св. Нил в письме к некоему пресвитеру по имени Харикл, который проявлял жестокость к кающимся, порицает его за то, что он дерзнул потопить Фавстина в безмерной печали, притом что тот с большим смирением всенародно исповедался. Вот сами слова этого отца: «Как оказывается, Харикл, насаждать виноград Христов ты ленишься, а вырубать Его насаждения и выбрасывать их из виноградника усердствуешь. Не говори, человек, что Бог не принимает того, кто сначала преткнулся, а потом исповедуется на словах. Потому что, если говоришь это, ты не далек от новациан, которые отрицают покаяние после крещения, подобно тому как ты не принимаешь устного покаяния. Причем ты прекрасно знаешь: великий Моисей не как-нибудь, а настойчиво потребовал от Аарона козла и через это сделал явными исповедь грешной души и прощение. Конечно, хорошо и наиболее прилично, чтобы покаяние души выражалось в делах, т. е. в посте и телесном злострадании. Однако в случае, если кто-либо лишен этих пособий из-за телесной немощи или других обстоятельств, но приносит чистую устную исповедь, то его принимает Бог, Который умер за наши грехи. Так и Моисей при постройке скинии соединил виссон и золото с козьей шерстью – дорогое с дешевым. Мытарь, спрашиваю тебя, благодаря каким трудам спасся? Не благодаря ли одним лишь словам смирения? Разбойник благодаря каким подвигам перешел с креста в рай? Не благодаря ли немногим словам он спасся? Так же и Манассия. Наконец, Харикл, не на одно негодование Божие смотри, но и на Его безмерное человеколюбие. Ибо милость Твоя,– говорится, – ко мне велика (Пс. 85:13). Так что не утверждай безрассудно, будто Бог не принимает слов покаяния, потому что и я скажу тебе: разве Бог желает серебра, золота и прочих дорогих даров, а двух лепт вдовы не принимает? И как ты убедишь меня, что знаешь Писание, если слов Спасителя не помнишь? Не хочет, – говорит Он, – Отец Мой, чтобы погиб один из малых (см. Мф. 18:14), а ты хочешь, чтобы погибли многие и великие? Вопреки учению Спасителя учишь, человек, и куда ты уйдешь от слов Исаии: Скажи ты сначала грехи свои, чтобы оправдаться (см. Ис. 43:26)? Бог, Который сотворил нас, принимает не только чистоту тела, мученические и аскетические подвиги, но и печаль на лице, если она бывает из-за грехов, и плод уст, исповедующих имя Христово. Ибо одни могут противоборствовать, другие же, напротив, не способны к этому, потому что легко побеждаются. И, чтобы сказать кратко, грешники совершают много такого, что кажется малым, однако это малое доставляет кающимся великое спасение. Посмотри, как Моисей или, лучше сказать, Бог через Моисея не повелевает людям приносить за свои грехи исключительно волов и козлов (которых имеют только богатые), но, заботясь об утружденных и смиряясь вместе со смиренными, чтобы они не отчаялись, снисходительно умеряет закон даже до голубя и горсти муки. Значит, и ты, пресвитер, оберегай человека, который обнаруживает сердце сокрушенное, и обращай и спасай его, причем не только взыскивай с грешника плоды подвигов и аскетических трудов, но принимай произнесенные им с умилением слова, когда он исповедуется со смирением и сокрушением сердца».
Святитель, рекше епископ, или презвитер обращающагося от греха не приемлет, но отрея, да извержется, яко оскорбляет Христа рекшаго: радость бывает на небесех о едином грешнике, кающемся (Лк. 15, 7).
Господь наш Иисус Христос грешных ради приклони небеса и сниде. Сам бо рече: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13). Да Аще кто от греха кающегося не приемлет, противныя творит Христу Богу нашему. Противная же творя и противится заповедям Его, несть Его ученик. Аще же несть Его ученик, Несть достоин служити Ему. Како бо может служити, яко антихриста себе сотворив, и противяся хотению Христову, да извержется.
Из того, что настоящее 52-е Апостольское правило подвергает наказанию епископов и пресвитеров, не приемлющих тех, кои обращаются от грехов, и из того, что 6-е, 7-е и 52-е правила Карфагенского собора не дозволяют священникам без ведома епископов принимать помышления и разрешать согрешения, открывается, что право разрешать грехи дано не одним монахам-священникам, но вообще всем священникам. Это для меня вполне ясно и из того, что божественным и святым Апостолам не известен даже был образ монашеской жизни. Ибо монахами тогда признавались и назывались жившие в пустынях, как, например, пророк Илия, святый Предтеча, великий Антоний, святый Павел Фивейский и другие. А ныне существующий образ монашеской жизни открыт был святому Пахомию ангелом после первого собора, пред концом жизни святаго Константина. Таким образом, не знаю, почему ни патриархи, ни епископы не дозволяют священникам – не монахам принимать помыслы людей. Думаю, более всего из опасения разглашения. Но я многим священнослужителем в великой Антиохии, клирикам сего святейшего престола беспрепятственно дозволял принимать помышления людей и разрешать грехи.