размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 52

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Время покаяния для кающихся, смотря по виду согрешений, да назначается решением епископов. Пресвитер же без ведома епископа да не разрешает кающегося, разве только вынужденно в отсутствие епископа. Если преступление кающегося, кто бы он ни был, публичное и всем известное, возмущающее всю Церковь, то следует возлагать на него руку перед входом в храм.

Ап. 52; I Всел.11, 13; Трул. 102; Анкир. 6, 22; Неокес. 2; Карф.6, 7; Василия Вел. 73; Григория Нисск. 2, 5



Толкование

Данное правило говорит о трех предметах. Во-первых – о власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. Об этом говорит и 102 трулльское правило. Во-вторых – о том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа, которому принадлежит это право (Карф. 7). В третьих, что великие грешники, преступления которых были явны и служили к общему соблазну, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами (προ της άψίδος), и только после этого, явно умилостивив правду Божию, они допускаются в церковь с верными.
Власть вязать и решить Господь наш Иисус Христос дал апостоламъ; а образ священных апостолов представляют архиереи. Почему и это правило предоставило суду епископов назначать, то есть определять, установлять, объявлять смотря по различию грехов, время покаяния, то есть сколько времени согрешивший должен каяться в узах епитимии, и когда должно разрешать его. Об этом должно прочесть еще последнее правило Шестого собора и написанное в нем. А пресвитеру не дано власти разрешать без воли епископа; ибо кому дано вязать, тот может и разрешать, а „разрешать“ – значит или совершенно освободить состоящего под епитимиею, или на время, например, по причине опасности; разве только, говорит, епископ находится в отсуствии, а состоящий под епитимиею в опасности умереть. Должно прочесть еще 7-е правило этого собора и что там написано. Кающимися в собственном смысле называются те, которые исповедуют свои, неведомые другим, грехи; а те, кои приходят в церковь с известными другим грехами (ибо словом πούβλικον называется обнародованпое и всем известное, потому что это латинсгиое выражение в переложении на эллинский язык означает δημόσιον народное) и гласными, то есть о которых рассказывают и идет молва, не признаются исповедающимися. Посему правило и повелевает возлагать на таковых руки вне церкви и принимать их в число кающихея, с тем чтобы они стояли вне священной ограды и были в числе плачущихъ; ибо выражение: в в притворе (προτης άψίδος) значитъ: пред предвериемъ; а вяражение „смущающее всю церковь“ – показывает чрезмерность и явность прегрешения. Ибо таково, говорит, прегрешение, что вся церковь из-за него находится в смущении, или рассказывая об нем.

Кающимся епископ должен определить покаяние смотря по грехам; а пресвитер без воли его даже и по требованию нужды не должен разрешать кающегося.

Принявшие от Бога власть вязать и решить должны определять епитимии, смотря по качеству грехов и обращению согрешившого. А пресвитер, без воли епископа, не может ни увеличивать, иии уменьшать их, ни разрешать кающихся, и удостоивать их божественных таин, хотя бы епископ находился и в отсутствии.

Последнее правило Шестого собора дает епископам власть увеличивать и уменьшать епитимии, следуя настоящему правилу, которое древнее ero. А это правило присовокупляет, что пресвитеры без воли епископов не должны принимать помыслов людей и отпускать грехи, разве только кто умирает в отсутствие епископа; ибо тогда пресвитер должен примирять находящегося в покаянии, то есть разрешить от епитимии, по причине крайностя дела, чтобы умирающий не скончался, оставаясь под епитимиею. И так, говорит, должно поступать с исповедающимися по собственному произволению. А тех, кои не сами добровольно приходят в церковь, но по причине публичного, то есть явного преступления, гласного, то есть известного и могущего возмутить церковь чрезмерностию зла, мы должны принимать вне преддверия (άψίδος), то есть церкви, и там давать руку покаяния, и не по епископскому рассуждению, чтобы не привести в соблазн многих, если при таких явных преступлениях будем таким образом нарушать каноническую заповедь и назначать снисходительные епитимии. Итак заметь настоящее правило в отношении к человекоубийцам, которые приходят в великую церковь и просят умерить им канонические епитимии. Прочти также 7-е правило настоящего собора.
Поскольку власть вязать и решить Господь дал апостолам, а образ апостолов – архиереи, то настоящее правило постановляет, чтобы архиерей, смотря по виду согрешений (см. I Всел. 12 и, прежде всего, VI Всел. 102), назначал кающимся время покаяния, т. е. срок, в течение которого они должны быть связаны епитимией. Пресвитер же без ведома и позволения архиерея пусть не разрешает от уз никого из кающихся, разве только кающийся находится в смертельной опасности, а архиерей отсутствует и находится далеко. Если же кто-либо пребывает в публичном грехе, т. е. совершенном всенародно (именно таково значение латинского слова publicus) и общеизвестном, так что крайность порока побуждает всех христиан или подражать этому греху, или рассказывать о нем, – и если, продолжаю, такой грешник покается, то пусть архиерей или, с согласия архиерея, священник возложит на него руку не внутри церкви, как на остальных кающихся (см. Карфаг. 35), а при «входе в храм», т. е. вне паперти и притвора (на обращавшихся еретиков также возлагали руку вне церкви) (см. II Всел. 7). Это нужно для того, чтобы кающиеся стояли и плакали за церковными вратами, потому что такие люди, поскольку согрешали публично и открыто, не считаются исповедующимися. Ведь исповедью называется объявление тайного согрешения. Каким же образом можно считать, что они исповедуют грех, который известен всем еще до их исповеди? Прочти также Апост. 39 и Карфаг. 7.
Без ведения епископля иереом кающихся ни вязати ни разрешати. Кающимся противу грехов епископ дает запрещение: презвитер же без воли его, ни нужди нашедши, не разрешит кающегося.
Иже от Бога приемше власть епископи, вязати и разрешати, противу числу грехов, и противу обращению кающегося от греха, запрещения повелевают: презвитер же без повеления епископля, ни умножити ни умалити запрещения не может, ни кающихся в заповеди сущих разрешит, ни божественых даров сподобит их, аще и отшел будет епископ.