Соблюдено подобающее каждому епископу, чтобы от общего состава приходов не отделялся ни один с целью обрести собственного епископа, разве только по согласию имеющего над ним власть. Если же он позволит этой области иметь, получив на то разрешение, собственного епископа, пусть произведенный не посягает на прочие области, поскольку от совокупности многих была отделена одна область, и только она удостоилась получить честь отдельной епископии.
Согласно предписанию 6 правила сердикского собора, не должно поставлять епископа в какой-либо небольшой город или местечко, для которого достаточно и одного пресвитера. Данное же правило приводит тот случай, когда, по желанию подлежащего епископа главного города в епархии, один из меньших городов с определенным числом приходов получает своего особого епископа. В таком случае правило постановляет, что этот епископ может пользоваться юрисдикцией только в том городе и в тех приходах, которые вверены ему собором, отнюдь не распространяя своей власти на другие, ближайшие приходы, и не нарушая тем прав того епископа, с согласия которого он получил власть только на точно определенную ему область. Нарушивший это предписание епископ подлежит приговору 53 правила данного собора, а именно, лишается права не только на незаконно присвоенные им приходы, но и на те, которые были им получены от собора, подпадая вместе с тем наказанию светской власти, как присвоитель чужой собственности.
Определено, говорят, (отцы собора), что в приходы, то есть в малые общины, подчиненные епископам, не должны быть поставляемы епископы, разве только по согласию владеющих ими епископов. А если когда нибудь будут поставлены, по соизволению конечно (местных) епископов, то они должны довольствоваться только этими приходами и находящимися в них жителями и не домогаться других, то есть не присвоять, или не искать как принадлежащих им. Если, например, Арзия удостоена, с согласия епископа, чести епископии, то она только и должна иметь ее, а никакая другая (местность) не должна быть отторгаема, то есть отделяема, отсекаема чтобы приобресть себе собственного епископа, разве только с соизволения владеющего ею епископа. К этому Аврилий, подготовляя согдасие всех отцев собора, присовокупил, что я не сомневаюсь, что это угодно всем; поелику я знаю, что все это было уже не раз трактовано (τετρακταισμένα), то есть рассматриваемо, обсуждаемо, изследуемо, то вы все утвердите (мое предложение) вашим голосом. И все сказали: всем нам это угодно, и утверждаем это вашею подписью.
Если какая нибудь местность, с согласия имеющего там власть епископа, получит собственного епископа, то сей последний не должен вторгаться в прочие местности.
Определено, что без согласия первенствующего в каждой области не поставляется никто из епископов; а также не должно поставлять епископа в какое либо село, или в малый город, в котором достаточно и одного пресвитера, разве только, может быть, прийдя в лучшее состояние они признаны будут достойными нанменования епископий. Итак если в какой нибудь приход, в котором прежде не было епископа, с согласия епископа, имеющего в нем власть, позволено будет поставить епископа, то он должен владеть только теми приходами с их жителями, для которых был поставлен, но никак не присвоять себе и другой приход.
По видимому, в некоторые приходы, не имевшие архиереев, были избираемы епископы по согласию епископов, владевших теми приходами, которые, может быть, сделавшись многолюдными, нуждались в особом епископе. Но в виду того, что рукоположенные в такие приходы не довольствовались ими, но присвояли себе и чужия права, епископы Онорат и Урван сказали, что и правилами постановлепо, и в нашей стране так было, чтобы епископы избирались в приходы не иначе, как только с согласия тех епископов, которые изначала владели этими приходами. Если же рукоположенные самовольно присвояют себе и другие приходы, то неправильно присвоенное должно быть возвращено, а впредь подобные неканонические захваты нужно запретить. На это Епигоний сказал, что божественными правилами каждому епископу назначены пределы епархий, и от их стяжания (συγκτησίας), то есть от состава этих епархий, ничто не может быть отторгнуто (άποδρεφϑῇναι) то есть отделено кем либо; и сами обитатели приходов не могут поставить себе епископа самовольно, разве только по согласию владеющего этими приходами епископа. А если и он согласится на это, то рукоположенный для известного прихода не должен вторгаться в другие приходы; ибо только приход, получивший честь быть епископиею, может состоять под властию рукоположенного; а прочие должны оставаться под властию главы, от которой сделано отделение. Аврилий сказал на это, что и ему должно присоединиться к мнению братства, и подал голос в том же смысле, прося подписать постановленное, что и было сделано. И это так. А ты знай, что сохранение пределов епископских епархий не изменными соблюдается, как предписанное канонами; учреждение же новых епископий в приходах, подчиненных другим епископам, не дозволяется без царского указа, хотя бы тысячу раз давал свое согласие на то владеющий таким приходом епископ. Ибо признано синодом, что и самая великая церковь без царского указа не может учредить новую епископию, и об этом прежде было писано в толкованиях на другие правила.
Согласно этому правилу, поскольку каждому епископу назначена соответствующая целая область, не следует, чтобы от целой области отделялся какой-нибудь малый приход и получал отдельного епископа без воли и согласия епископа целой области, т. е. митрополита. Если же митрополит согласится на то, чтобы был поставлен этот новый епископ, то последний не должен присваивать другие приходы и местности митрополичьей области, поскольку от полного состава целой области была отделена лишь одна часть и территория, удостоенная стать епископией, в которой только и должен пребывать новый епископ. Все же остальные части области должны быть подчинены одной главе, т. е. митрополиту, и оставаться неотъемлемыми от него.
Правило 56. Предел аще хощет имети своего епископа, по воли власть имущего, и по повелению его, да имать: таковыи же на прочия пределы да не находит.
Толкование. Повелено есть в коейждо области, без воли митрополита ни где же никого же не поставити епископа, но ни в селе некоем, ни в мале градце, внем же и един презвитер довлеет учити, епископа не поставляти, аще не умножится в таковых народ, и достойно явится нарещися епископу. Аще же в пределе некоем, внем же прежде не бе бывал епископ, прошением людей, и волею имущего власть, во области той митрополита, поставлен будет епископ, той люди токмо да держит, вних же поставлен есть епископ, иного же предела да не займет.