К истинному Православию
- Священное Писание
- О молитве
- О покаянии
- О церковной дисциплине
- К истинному крещению
- Дополнительные материалы по Крещению
- Об исповеди
- О священстве
- О Церкви
- О посте
- О милостыне
- Спаси, Господи от лжи
- От объядения
- От пьянства
- От забот житейских
- Отцы и дети
- О слове
- О сне
- О благовестии
- О семье
- О брадобритии
- О табакокурении
- Итак, бодрствуйте
- Божий храм и торговля - несовместимы
- А Я говорю: ...любите врагов ваших
- Гордость папства
- Человекоубийство и ложь Ватикана
- Фатимская весть: трагедия или надежда?
- Можно ли обращаться в гражданский суд христианину?
Ответы на 4458 вопросов
- 54 темы:
- Бесы, колдовство
- Библия
- Богослужение
- Болезнь
- Будущее мира и грядущий суд
- Вера
- Взаимоотношения
- Внутренний мир человека
- Война, служба в армии
- Государство, правители
- Грех
- Деньги
- Дети, лагерь-стан
- Евреи, масонство
- Ереси, секты
- Женщины
- Жития святых
- Интернет
- Канонизация
- Коммунизм
- Крещение
- Лапкин, книги
- Литература, искусство...
- Молитва
- Монашество
- Мощи
- Мусульманство
- Обращение ко Христу
- Община
- Объединение РПЦ МП и РПЦз
- Московская патриархия
- Пища, посты
- Покаяние
- Политика
- Потеряевка
- Праздники
- Природа
- Промысл Божий
- Проповедь, благовестие
- Работа
- Разбор выступлений
- Рождение свыше
- РПЦз
- Русский язык
- Священство
- Семья
- Смерть
- Спорт
- Старообрядчество
- Суды
- Христос, Бог
- Царство небес, Рай
- Царь
- Церковь
Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
- Пятый Вселенский Собор правил не оставил
Правила Поместных Соборов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Поместный Собор – Лаодикийский, Правило 57
О том, что в малых городах и селах должно поставлять не епископов, но периодевтов, а поставленным прежде ничего не делать без воли епископа города. Таким же образом и пресвитерам ничего не делать без воли епископа.
Параллельные правила: I Всел. 8; Анкир. 13; Неокес. 14; Антиох. 8, 10; Сердик. 6
Толкование
«Архиерейский сан досточтим: и быть епископом в малом городе или в селе, где нет города и достаточного числа народа, это легко ведет к уничижению архиерейства», – говорит в толковании этого правила Зонара. Последнее послужило поводом к изданию лаодикийскими отцами правила, предписывающего в небольшия местечки и села (εν ταΐς κώμαις και εν ταΐς χώραις) поставлять не епископов, а периодевтов (περιοδευτάς).
Периодевты, занимавшие особую службу в церкви, существовали уже в первые времена христианства. Это были высшие пресвитеры, состоявшие при городских епископах и от их имени объезжавшие (περιοδεόουσι) в известное время церкви меньших мест и сел данной епархии, отдавая своему епископу отчет о состоянии этих церквей. С течением времени, когда епархиальное управление церквами достигло полного устройства, служба периодевтов утрачивает значение и самостоятельность и сами они были заменены другими лицами, ныне главным образом окружными протопресвитерами (у сербов) или благочинными (у русских). Издав такое постановление о периодевтах, данное лаодикийское правило предписывает относительно епископов, находившихся в то время в местечках и селах, что таковые ничего не могут делать без разрешения (άνευ γνώμης) подлежащего городского епископа, так же, как и пресвитеры (Ап. 39).
Чтобы епископское достоинство не было презираемо, настоящее правило постановляет, что в селах и малых городах должны быть не епископы, но только периодевты, т. е. наместники, иначе говоря хорепископы. А те епископы, которые до тех пор были рукоположены для таких малых городов, не должны ничего делать без воли городского, главного епископа. Впрочем, и пресвитерам нельзя делать что бы то ни было без разрешения архиерея.
Смотри также Апост. 39 и примеч. к I Всел. 8.