Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Поместный Собор – Карфагенский, Правило 45
Епископов, диаконов и пресвитеров не рукополагать, пока они всех в своем доме не сделают православными христианами.
Параллельные правила: Ап. 58, 80; Трул. 19; Сердик. 11; Карф. 121, 123
Толкование
Смысл этого правила вполне ясен. Если духовное лицо прежде всего должно быть учителем веры и заботиться не только о том, чтобы утвердить каждого в православной вере, но и распространять эту веру везде, где только есть возможность, то какую уверенность можно иметь в том, что эту святую обязанность исполнит то лицо, которое, желая вступить в священный сан и имея кого-либо из родных, не исповедующего православной веры, не будет способно обратить такового к истине? Основываясь на этом, правило воспрещает принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры.
Епископы имеют обязанность учить и приводить неверных к вере и наставлять в православии христиан, погрешающих в догматах; подобным образом имеют сию обязанность и пресвитеры и диаконы. Если же кто, хотя бы сам был христианином, своих домашних, как например жену и детей и тех, кого имеет в услужении, оставляет быть или неверными, или еретиками, тот, по словам правила, не должен быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом; ибо кто не может или не хочет научить, или обратить из зловерия в правоверие живущих в его доме, как таковый будет учить других? И самого его можно считать сомнительным по вере. И великий Павел, в послании к Тимофею, говорит: а́ще кто́ своего́ до́му не уме́ет пра́вити, ка́ко о це́ркви Бо́жией прилежа́ти возмо́жет (1Тим. 3:5).
Не рукополагается тот, кто в своем дому не сделал православными всех.
Настоящее правило запрещает рукополагать кого либо, прежде чем живущие с ним неверные, или еретики сделаются православными христианами; а другие правила наказывают и самое то, – когда православный живет вместе с неверными, или еретиками. Итак, если мирянину не дозволяется иметь общение с неверным, или еретиком, то еще более это не может быть позволено епископу, или клирику. Посему православный не только не будет принят в клир, если живет с неверным, или с еретиком, но и должен быть лишен общения; ибо кто состоит в общении с лишенным общения, тот лишается общения. И это о происходящих из рода православных. Α о тех, которые из неверных записаны в нашу святую и истинную веру, читай 10-ю главу 1-го титула настоящего собрания и что в ней содержится; также 78-е правило трульского собора.
Если долг епископов, диаконов и пресвитеров состоит в том, чтобы учить всех неверных и последователей ложных учений и приводить их к православию, то не тем ли более неверных и еретиков, живущих в их доме, например детей, жен или рабов? Потому настоящее правило определяет, что никого не должно рукополагать во епископа, пресвитера или диакона, если он еще не сделал всех своих домашних православными христианами. Кто – говорит ап. Павел, – не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим.3:5).
Епископ и презвитер и диакон, не имать поставлен быти, аще прежде не сотворит вся сущые в дому своем христианы правоверны.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147