Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Святаго Григория Неокесарийскаго, Правило 3
Но что ужасно – это любостяжание, и невозможно в одном послании привести места из Божественных Писаний, в которых возвещается, что не только грабить – гнусно и отвратительно, но и вообще предаваться любостяжанию и присваивать чужое ради гнусного прибытка и что всякий таковой должен быть публично объявлен изгнанным из Церкви Божией. А касательно того, что во время нашествия, среди столь великого стенания и столь многих слез, некоторые дерзнули это время, несущее всем погибель, счесть для себя временем наживы, – скажем, что это свойственно людям нечестивым и богоненавистным, непревзойденным в гнусности. Поэтому решено всех таковых приговорить к изгнанию из Церкви, чтобы гнев не пришел на весь народ и прежде всего на самих предстоятелей, которые за это не взыскивают. Ибо я боюсь, как говорит Писание, чтобы нечестивый не погубил вместе с собой праведного (см. Быт.18:23). Блуд, – говорит Писание, – и любостяжание, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол.3:5–6). Итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод света состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Господу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света (Еф.5:7–13). Так говорит апостол. Если же некоторые, подвергнувшись наказанию за прежнее любостяжание во время мира, в это самое время гнева вновь обратились к любостяжанию, наживаясь на крови и гибели тех людей, которые стали изгнанниками или попали в плен и были убиты, то чего иного нужно ждать, кроме того, что подвизающиеся в любостяжании навлекут гнев и на самих себя, и на весь народ?
Параллельные правила: (Карф. 5; Григория Нисск. 6).
Толкование
Святой приводит из Писания и свидетельства того, что нечестивый влечет к наказанию и погибели вместе с собой и праведного, что из-за любостяжания грядет гнев Божий на сынов непослушания и что люди праведные и добродетельные не должны становиться соучастниками и сообщниками в бесплодных и темных делах порока и несправедливости. Прибавляет он и следующее: если присвоившие имущество плененных братьев не были образумлены тем наказанием, которое навел на них Бог (т. е. варварским нашествием) за любостяжание, проявленное ими во время мира, но продолжают и во время гнева и нашествия варваров лихоимствовать, грабя и наживаясь на крови и гибели убитых и захваченных в плен людей, то чего другого должно впредь ожидать, кроме того, что усердно радеющие о ненасытном любостяжании и хищении навлекут великий гнев Божий на самих себя и на весь народ?
Согласование
Следующее за этим 4-е правило св. Григория говорит, что такие грабители хуже Ахара, который украл из посвященных Богу иерихонских вещей. В 5-м правиле св. Григорий запрещает даже нашедшему вещь присваивать ее. А в 6-м правиле он говорит, что и те, которые потеряли свое имущество, а затем нашли чужое, не могут удержать его взамен своего. В правиле Феофила Александр. 14 сказано, согласно со словами божественного Григория, что пресвитеры в Гемине поступили законно и канонично, отлучив от Церкви женщину, поступавшую против справедливости, поскольку она не хотела отступиться от своей неправды. Правило Василия Велик. 61 наказывает вора, который сам раскаялся и исповедался, годичной епитимией, а обличенного другими – двухгодичной. Правило Карфаг. 5 запрещает любостяжание, называя его матерью всех пороков. Григорий Нисский говорит в своем 6-м правиле, что любостяжание есть болезнь, поражающая три части души: разумную, раздражительную и вожделевательную, и разделяет воров на два вида. Первый – грабители, т. е. явные воры, которые совершают вооруженные нападения, привлекают сообщников и устраивают засады в опасных местах. Второй – воры тайные, которые крадут чужое имущество тайно. Первых Григорий наказывает как убийц, подобно тому как это делает и его брат Василий, назначая им в своем 8-м правиле епитимию вольных убийц. А вторым, после исповедания ими своего греха, предписывает раздавать имущество нищим, если оно у них есть; если же имущества нет – трудиться и от своего труда подавать нуждающимся. Григорий же Богослов идет еще дальше: он говорит, что вины того, кто приобрел что-либо неправедно, т. е. кражей, хищением или по любостяжанию, не только просто покаяние, не только облечение в монашеский образ(46), но даже и само крещение не может загладить, если лихоимец, имея у себя на руках присвоенное, не возвратит его тем, у кого взял. Во 2-м слове на крещение, обращаясь к тем, которые совершили беззаконие, а затем крестились, но после крещения не отвратились от беззакония, он говорит так: «Два зла ты соделал, о хищник и лихоимец! Первое – несправедливо присвоил чужую вещь, второе – удерживаешь и не возвращаешь ее. И за неправедное присвоение ты был прощен Богом в святом крещении, а за то, что удерживаешь и не возвращаешь, прощен не был, поскольку не отказался от неправды, но до сих пор ее творишь, ведь до нынешнего дня у тебя в руках чужая вещь, которую ты удерживаешь несправедливо. Этот грех не был изглажен совершенно, но лишь разделен временем надвое. Ты похитил и присвоил чужую вещь до крещения, а владеешь ею и после него, поэтому и остаешься непрощенный. Ведь в крещении прощаются – именно так! – грехи, совершенные до него, каково в этом случае и хищение чужих вещей, однако крещение не отпускает также и всех тех грехов, в которые ты впадаешь после него, а таково для тебя незаконное владение похищенною вещью»47. Итак, кто нечто похитил, а затем крестился, похищенного же не возвратил, тот не должен считать, будто это его беззаконие прощено, потому что он обманывает самого себя и лишь придумывает очищение, т. е. считает себя чистым от несправедливости, хотя это не так. Вора, который приносит покаяние добровольно, Постник в 27-м правиле не допускает до причастия в течение сорока дней, а уличенного другими – в продолжение шести месяцев, с сухоядением и поклонами. О том же говорят Арменопул (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 3) и Матфей Властарь. А совершивший «существенную кражу», если он мирянин, не становится священником, согласно 28-му правилу Постника, а если священник – подвергается извержению, по правилу Апост. 25, которое и прочти.
Похитившие во время варварского нападения имущество своих единоплеменников – весьма нечестивы и богопротивны, как достигшие крайней степени бесстыдства. Итак, пусть будут удалены (из церкви), да не погубит с собою нечестивый праведного.