Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Поместный Собор – Анкирский, Правило 25
Некто, обручившийся с девицей, растлил ее сестру, и она зачала от него (ἐπιφορῆσαι), после этого все-таки женился на невесте, а растленная удавилась. Было повелено, чтобы знавшие были приняты в число стоящих вместе с верными через десять лет, после прохождения определенных степеней покаяния.
Параллельные правила: Трул. 54; Неокес. 2; Василия Вел. 78
Толкование
Некто, обручившийся с чьею-то девицею, прежде смешался с ея сестрою, – потом взял обрученную; первая удавилась; совиновные должны подвергнуться десятилетней епитимии.
И совиновные в случившемся и те, которые могли воспрепятствовать удавлению и не воспрепятствовали, судятся как виновные в убийстве и подвергаются десятилетней епитимии; и таким образом стоят и молятся вместе с верными.
Предположим, некто обручился с девицей, но, прежде чем жениться на ней, растлил сестру своей невесты, и она забеременела от него (ибо именно это означает ἐπιφορῆσαι), после же этого женился на своей невесте, а растленная и беременная сестра ее, увидев это и отчаявшись, повесилась от чрезмерного горя. Настоящее правило постановляет, что, если такой случай произойдет, те, которые знали об этом деле и промолчали, должны подвергаться наказанию на десять лет, а эти десять лет пусть будут по порядку распределены между степенями покаяния.
Смотри, что здесь вместе с согрешающими наказываются и те, которые знают о преступлении и не разоблачают его, чтобы воспрепятствовать ему, но скрывают. Ведь и они совершили это преступление – они имели возможность воспрепятствовать и этому недозволенному браку того, кто любодействовал с двумя сестрами, и смерти повесившейся. А не воспрепятствовав, они сами оказываются совершившими это чудовищное преступление, согласно известной пословице: «Кто мог помешать делу и не помешал, сам совершил его». Поэтому и Василий Великий в 71-м правиле определяет подвергать той же епитимии, что и согрешившего, того, кто знает о его согрешении, но по собственному побуждению не рассказывает могущим воспрепятствовать. Да и что я говорю «такой же епитимии»? Еще и большей! Ибо, в то время как правило Василия Велик. 78 определяет, чтобы женившийся в разное время на двух сестрах подвергался наказанию на семь лет, настоящее правило знающих о преступлении растлившего двух сестер наказывает на десять лет. Во-первых, потому, что, согласно Вальсамону, женившегося на двух сестрах вступить в недозволенный брак вынуждает плотское влечение, а знавшие об этом и не рассказавшие не имеют никакого подобного побуждения. Во-вторых, потому, что тот, взяв в жены двух сестер, только вступает в недозволенный брак, а по вине этих не только был заключен недозволенный брак, но и произошло любодеяние и самоубийство.
Никита Ираклийский в своем 3-м правиле говорит, что если кто-нибудь женится с полным священнодействием (ἰερολογία), но перед тем, как вступить в связь со своей женой, совершит блудодейство с тещей и она станет беременной, таковой должен жить со своей женой, с которой обвенчался, а от тещи удалиться, чтобы взор на нее не склонял к вожделению. То же самое говорит и Иоанн Постник. Совершивший такой грех на шесть лет отлучается от Божественных Таин, а также получает и различные другие наказания, о которых смотри Иоанна Постника 16.
Некто, обручив девицу, и еще браку не свершену сущу, приложься растли сестру ея, и чревату сотвори: и потом оженися обрученицею своею. Первая же от печали смущена бывши удавися. Сведящии убо бывшее, и от удавления могуще возбранити, и невозбраньше, яко повинни суще убийству осуждаются, десять лет запрещение приемлют. В них же прошедше покаяния степень, якоже выше множицею помянухом, и тако с верными стояния, и молитв приобщившеся, потом и божественного причащения сподобятся.
Скончашася о Христе правила, иже во Анкире святого поместного собора.