К истинному Православию
- Священное Писание
- О молитве
- О покаянии
- О церковной дисциплине
- К истинному крещению
- Дополнительные материалы по Крещению
- Об исповеди
- О священстве
- О Церкви
- О посте
- О милостыне
- Спаси, Господи от лжи
- От объядения
- От пьянства
- От забот житейских
- Отцы и дети
- О слове
- О сне
- О благовестии
- О семье
- О брадобритии
- О табакокурении
- Итак, бодрствуйте
- Божий храм и торговля - несовместимы
- А Я говорю: ...любите врагов ваших
- Гордость папства
- Человекоубийство и ложь Ватикана
- Фатимская весть: трагедия или надежда?
- Можно ли обращаться в гражданский суд христианину?
Ответы на 4458 вопросов
- 54 темы:
- Бесы, колдовство
- Библия
- Богослужение
- Болезнь
- Будущее мира и грядущий суд
- Вера
- Взаимоотношения
- Внутренний мир человека
- Война, служба в армии
- Государство, правители
- Грех
- Деньги
- Дети, лагерь-стан
- Евреи, масонство
- Ереси, секты
- Женщины
- Жития святых
- Интернет
- Канонизация
- Коммунизм
- Крещение
- Лапкин, книги
- Литература, искусство...
- Молитва
- Монашество
- Мощи
- Мусульманство
- Обращение ко Христу
- Община
- Объединение РПЦ МП и РПЦз
- Московская патриархия
- Пища, посты
- Покаяние
- Политика
- Потеряевка
- Праздники
- Природа
- Промысл Божий
- Проповедь, благовестие
- Работа
- Разбор выступлений
- Рождение свыше
- РПЦз
- Русский язык
- Священство
- Семья
- Смерть
- Спорт
- Старообрядчество
- Суды
- Христос, Бог
- Царство небес, Рай
- Царь
- Церковь
Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
- Пятый Вселенский Собор правил не оставил
Правила Поместных Соборов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Поместный Собор – Лаодикийский, Правило 21
О том, что не должно служителям находиться в диаконнике и прикасаться к священным сосудам.
Параллельные правила: Трул. 4, 6, 15; Лаод. 20, 22, 24, 25, 43
Толкование
Ни в этом правиле, ни в других правилах лаодикийского собора, параллельных данному, иподиакон не называются этим именем, но υπηρέται (ministri, слуги, низшие служители); под этим последним названием и должно подразумевать иподиаконов, говорят Зонара и Вальсамон. Последний в толковании данного правила пишет: «Служителями называются иподиакон» (ΰπηρέται λέγονται οι υποδιά–κονοι). Установление иподиаконского чина относится к первым временам церкви. Обязанностью их было стоять во время богослужения у церковных врат и наблюдать, чтобы не вошел кто-либо из недостойных, приготовлять и держать в порядке священные сосуды, облачить архиереев, когда последние должны были совершать божественную службу, и вообще помогать в церкви диаконам. В начале иподиаконов поставлял после малого входа епископ в диаконике (εν τω διακονικφ) близ стола, на котором стояли священные сосуды. При константинопольском патриархе Мануиле I (1217–1222) это было изменено, вследствие того, что иподиакон, основываясь на своем посвящении в диаконике, считали последний своим местом и приравнивали себя к диаконам. Для избежания этого, патриарх установил, чтоб хирофесия иподиаконов совершалась перед началом литургии, как это делается и теперь, и притом не в диаконике, а в храме. Считая себя равными диаконам, иподиакон пренебрегали своей главной обязанностью при богослужении и во время литургии занимали в алтаре место между диаконами, – последнее и обозначено в правиле словами: εχειν χωράν εν τψ διακονικφ (быть на месте диаконов). Чтобы воспрепятствовать подобному беспорядку, лаодикийские отцы воспрещают данным правилом иподиаконам поступать таким образом, наставляя их в своих 22 и 43 правилах стоять во время служения литургии у церковных врат и ни на один час (καν βραχύ) не удаляться оттуда. Этим же (21) правилом отцы воспрещают им также касаться Священных сосудов (απτεσθαι των ιερών σκευών). Последнее, впрочем, нужно понимать так, что иподиаконам воспрещается прикасаться к священным сосудам, т.е. к святому дискосу и святому потиру только в то время, когда приносится святая жертва, или переносить их во время Великого входа. Но им не воспрещается прикасаться к тем же сосудам во внебогослужебное время, потому что, как замечает в толковании данного правила Вальсамон, именно иподиаконам и надлежит заботиться об этх сосудах, убирать их после службы и переносить их на свое место в σκευοφυλακεΐον (сосудохранительницу).
Настоящее правило определяет, чтобы никто из служителей не входил в диаконник и не прикасался к священным сосудам и облачениям. Смотри также VI Всел. 15.