К истинному Православию
- Священное Писание
- О молитве
- О покаянии
- О церковной дисциплине
- К истинному крещению
- Дополнительные материалы по Крещению
- Об исповеди
- О священстве
- О Церкви
- О посте
- О милостыне
- Спаси, Господи от лжи
- От объядения
- От пьянства
- От забот житейских
- Отцы и дети
- О слове
- О сне
- О благовестии
- О семье
- О брадобритии
- О табакокурении
- Итак, бодрствуйте
- Божий храм и торговля - несовместимы
- А Я говорю: ...любите врагов ваших
- Гордость папства
- Человекоубийство и ложь Ватикана
- Фатимская весть: трагедия или надежда?
- Можно ли обращаться в гражданский суд христианину?
Ответы на 4458 вопросов
- 54 темы:
- Бесы, колдовство
- Библия
- Богослужение
- Болезнь
- Будущее мира и грядущий суд
- Вера
- Взаимоотношения
- Внутренний мир человека
- Война, служба в армии
- Государство, правители
- Грех
- Деньги
- Дети, лагерь-стан
- Евреи, масонство
- Ереси, секты
- Женщины
- Жития святых
- Интернет
- Канонизация
- Коммунизм
- Крещение
- Лапкин, книги
- Литература, искусство...
- Молитва
- Монашество
- Мощи
- Мусульманство
- Обращение ко Христу
- Община
- Объединение РПЦ МП и РПЦз
- Московская патриархия
- Пища, посты
- Покаяние
- Политика
- Потеряевка
- Праздники
- Природа
- Промысл Божий
- Проповедь, благовестие
- Работа
- Разбор выступлений
- Рождение свыше
- РПЦз
- Русский язык
- Священство
- Семья
- Смерть
- Спорт
- Старообрядчество
- Суды
- Христос, Бог
- Царство небес, Рай
- Царь
- Церковь
Тимофея, епископа Александрийского, Правило 2
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями
Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
- Пятый Вселенский Собор правил не оставил
Правила Поместных Соборов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Если бесноватый является оглашенным и либо сам захочет принять святое крещение, либо этого пожелают его родственники, то должен ли он креститься или нет, особенно если он близок к смерти?
Если бесноватый не очистится от нечистого духа, то он не может принять святое крещение, но при кончине крестится.
(Ап. 79; Трул. 60; Лаод. 47; Карф. 58).
Толкование
Одержимый бесом представляется жилищем беса; отсюда рождается мысль, что если бы нечистый дух не нашел человека достойным себя жилищем, то не вселился бы в него; а крещенный чрез крещение принимает благодать Святаго Духа, обитающую в нем. Итак, каким образом возможно, чтобы одно и то же лице в одно и то же время могло принять два противныя начала? По этому оглашенного и не освободившегося от мучащего его беса отец не признал достойным божественного крещения. А если, говорит, близится к концу, то должен быть крещен, дабы отойдя из жизни без участия в благодати крещения, не лишился этого напутствия и не отошел без печати (таинства).
Хотя нечист всякий оглашенный, не принявший крещения, потому что внутри него находится нечистота прародительского греха, а лукавый дух гнездится в его сердце и скрытно действует в глубинах души, толкая человека на грех, но прежде всего считается нечистым тот некрещеный оглашенный, который и явным образом одержим бесом. Очевидно, что своими произвольными грехами он позволил бесу действовать так открыто и мучить его. Поэтому св. Тимофей, когда его спросили, можно ли крестить явно беснующегося, и ответил, что нельзя, пока он не очистится, т. е. не освободится от явного бесовского воздействия. Во-первых, потому, что человек сам своими произвольными грехами дал повод бесу овладеть им, а во-вторых, потому, что во время крещения может случиться приступ беснования и тогда бесноватый, будучи вне себя, не сможет разумно отвечать на вопросы, которые задаются при крещении, а значит, не ощутит благодати и силы таинства.
Впрочем, говорит св. Тимофей, если такой человек находится при смерти, нужно крестить его, чтобы он не ушел из настоящей жизни без печати божественного крещения и не лишился тем самым Царства Небесного.
Правило второе. Бесный аще не очистится, не может крещен быти. Аще же восхощет умрети, да будет крещен.
Беснующийся, если не очистится, не крестится, разве только находится при исходе.