Апостольские правила
Правила Вселенских Соборов
Правила Поместных Соборов
Правила Святых Отцов
Соборы Русской Православной церкви
Поместный Собор – Карфагенский, Правило 19
Угодно было, чтобы епископы, пресвитеры и диаконы не становились нанимателями или управляющими и не добывали себе пропитания каким-либо постыдным и бесчестным делом. Они обязаны внимать словам Писания: Никакой воин Божий не связывает себя делами житейскими (2Тим.2:4).
Параллельные правила: Апост. 6, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VI Всел. 9; VII Всел. 10; Двукрат. 11
Толкование
О клириках, вдающихся в мирские занятия, мы написали в 13-й главе 8-го титула настоящего собрания, в 6-м и 83-м апостольских правилах и в 3-м правиле Четвертого собора, их и прочти. А в настоящее толкование должно быть внесено синодальное определение, последовавшее 8-го декабря месяца индикта 6-го во дни святейшего патриарха господина Луки, которое имеет силу уложения (τόμος), – точно также и определение святейшего патриарха господина Иоанна о том, чтобы посвященные не были защитниками на суде; и сущность постановления святейшего патриарха господина Михаила, главы философов, изданного с целью воспретить и чтецу наравне с диаконом и священником отправление мирских должностей. А поелику настоящее правило определяет, что посвященные не должны приобретать средств к пропитанию постыдными и бесчестными занятиями, то много раз был возбуждаем вопрос, какие – это занятия. И некоторые говорили, что это – содержание блудниц, управление корчемным заведением и подобные. А святейший патриарх господин Лука говорил, что к постыдно-прибыльным заведениям принадлежат и мироваренные заведении и бани, потому что подают повод к обманам. Он не дозволял диаконам и священникам быть и врачами, говоря, что не должно допускать, чтобы в фелонях и стихарях совершающие святые таинства облекались в мирские одежды и с мирскими людьми, то есть со врачами совершали процессии.
Прочти святых Апостолов правила 17, 18, 19, 25, 26 анкирского собора правило 10-е, халкидонского правила 14-е и 15-е, Шестого собора правила 3, 4, 6, 12, 13, 48, 58 и святого Василия правила 3, 6, 69 и 70-е. А определение святейшего патриарха Луки имеет следующее содержание: месяца декабря 8-го, дня 1-го, индикта 6. Если и Оза за то, что прикоснулся к покачнувшемуся божественному кивоту, осужден на немалое наказание (хотя цель у него была – исправить, а не ниспровергнуть его); то кто будет так дерзновенен и, будучи водим конечно духом лукавым, дойдет до крайней степени бесстыдства и надменности, что решится не только не исполнять божественные и духовные заповеди, но, обратившись на противный путь, не устыдится преступать их и ниспровергать, и разрушать твердо водруженное, и колебать непоколебимое, назданное, как говорят, на основании Апостол и Пророк? Посему и наша мерность, почитая нетерпимым, чтобы и далее сохранял силу злой обычай, смешивающий божеское и человеческое и навлекающий немалые нарекания на жизнь церкви, непорочной невесты Христа, и гордостью и суетной деятельностью, и хлопотливостью и рачением о бесполезном и церкви противном, а также и бесприбыльными корыстями оскверняющие чистоту ее, признала за благо отсечь оный с корнем, дабы уже не прозябал более и корень горести, по божественному Апостолу, посредством настоящего нашего духовного и отеческого постановления, которым прямо объясняется цель предлежащего дела о тех получивших священническое достоинство, если они вдаются в мирские начальства и достоинства и попечения и дела, и которое буквально излагается так: приявшим, говорят божественные отцы, священническое достоинство свидетельствами и руководствами служат начертанные правила и постановления, которые, охотно приемля, воспеваем с богоглаголивым Давидом ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений твоих насладихся, яко о всяком богатстве (Пс. 118:19), такожде: заповедал еси правду, свидения твоя во век: вразуми мя и жив буду (Пс. 118:138. 149). И аще пророческий глас повелевает нам во век хранить свидения Божия и жить в них; то явно есть, яко пребывают оные несокрушимы и непоколебимы. Ибо и Боговидец Моисей тако глаголет: к ним не подобает приложити, и от сих не подобает отъяти (Втор. 12:32). Понеже сие верно и засвидетельствовано нам, то радуясь о сем подобно как обрел бы кто корысть многу, божественные правила со услаждением приемлем и от всей души приемлем, чтобы постановление их пребывало всецелым и непоколебимым“ (Седм. Всел. Соб. пр. 1); и поелику мы узнали, что некоторые из состоящих в клире не согласно с правилами вдают себя в мирские дела, и некоторые принимают на себя попечительство и управление домами начальников или имениями, другие – сборы общественных податей, или других предметов, или сопровождение плавающих судов, или и переписи, или составление отчетов, или и другую подобную деятельность не в церковных делах, но в мирских, а некоторые принимают на себя и достоинства и начальства, предоставленные людям гражданского звания, таковым мы заповедуем на будущее время оставить все сказанное; а быть неопустительно при церковных требах, если не хотят подвергнуть себя установленному божественными и священными правилами извержению из принадлежащей им церковной степени. Ибо если и думают некоторые утверждаться на долговременном обычае, что и прежде их не малое число лиц занимались этим, и хотя говорят при этом, что и царские распоряжения, которыми возлагались на посвященных и светские достоинства и должности или подобные действия, или начальства; но они не должны увлекаться примером. Ибо поелику и священные и божественные правила о сем предмете не подвергались сомнению и не было никакого испытания и письменного расследования как со стороны державших скипетры царства, так и со стороны святейших патриархов и синодов, которыми ослаблялись бы сии правила; то подобные распоряжения и не имеющий подтверждения обычай нисколько не колеблют писанных правил; а напротив скорее сами должны окончательно быть сокрушены силою правил, как горшок, по Соломону, ударившийся о котел; ибо, говорит, врата адовы не одолеют церкви, построенной Господом на богопроповеднике Петре, которым вместе с прочими святыми апостолами в шестом их правиле постановлено так: „епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений; а иначе, да будет извержен от священного чина“. Точно также и в 81-м: „рекли ми, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народные управлении, но неопустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати по Господней заповеди“. Еще и 83-е правило говорит: „епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо кесарево кесареви и Божия Богови“ (Мф. 22:21). Сверх сего и 16-е (19) правило карфагенского собора между прочим так говорит: рассуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями“. И немного после: „ибо никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими“ (2Тим. 2:4). Вместе с сими правилами и 7-е правило халкидонского собора говорит: „вчиненный единожды в клир и монахам определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме“. И константинопольского перво-второго собора 11-е правило буквально излагает следующее: „пресвитеров, или диаконов, приемлющих на себя мирские начальственные должности, или попечения, или в домах мирских начальственных лиц звание управителей, божественные и священные правила подвергают извержению. Тоже и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: аще кто из них вступит в мирские начальственные должности, или в домах начальственных лиц, или в градских предместиях приимет на себя звание управителя: таковый да извергнется из своего клира. Ибо, по реченному от самого Христа истинного Бога нашего и неложному слову, никтоже может двема господинома работати“ (Мф. 6:24). И сии божественные правила совершенно ясны и очевидны, и поэтому не должно оные переменять. А если лицу, состоящему в клире, запрещено быть и ходатаем по делу, не касающемуся церкви, к клиру которой он принадлежит, дабы, как говорит, не было препятствия божественным службам, то насколько более запрещено вдаваться в большие мирские попечения, препятствующие сему быть неопустительно при церковных требах? Итак предписываем во святом Духе всем благоговейнейшим клирикам воздерживаться от сказанного; или в противном случае пусть знают, что будут подвергнуты епитимии отлучения и не избегнут и большей канонической строгости, если будут вдаваться в подобные мирские дела. Ибо для того и постановлено настоящее определение нашей мерности сообщить письменно священнейшим архиереям, чтобы сделать его известным и клирикам всех мест. – Постановление патриарха господина Иоанна содержит в себе следующее: Месяца февраля 16-го, в третий день, индикта 8. Усматривая, что многие из церковных людей и монахов принимают на себя чужие дела и защищают судящихся в гражданских и церковных судилищах, и признав это дело чуждым церковного обычая и строгости законов, определяем, чтобы впредь ни монах, ни кто-либо из церковных не состязался в судилищах, вступаясь в чужие тяжбы. Ибо это на самом деле есть промысел, и никто, занимаясь чем-нибудь подобным, не избегнет наказания от нашей мерности, разве только по церковному делу будет приказано нами защищать ту или другую сторону из судящихся; ибо тогда будет и невиновен и свободен от наказания. Настоящее постановление определено прочесть и всем гражданским судьям, дабы они, получив отсюда сведение о нашем определении, совсем не допускали их защищать кого бы то ни было. – А сила постановления господина Михаила такова: месяца января 13, в 4-й день, индикта 4 и так далее, постановляется, что и чтецы, наравне с диаконами и священниками, не должны принимать на себя мирских должностей, или сборов податей, или звания управителей, на основании 11 -го правила константинопольского перво-второго собора. А относительно посвященных, принимающих на себя ведение тяжб, мы довольно написали в 13-й главе 8-го титула настоящего собрания; это и прочти. И содержание правил и синодальных постановлений таково. А некоторые говорят, что это имеет место тогда, когда какой-либо посвященный будет выполнять мирскую службу без царского повеления; ибо если кто по царскому усмотрению примет на себя какую-нибудь подобную службу; то это не будет воспрещено ему указанными правилами, и он не подвергнется нареканию, – и присовокупляют, что царь не подлежит ни законам, ни правилам, почему и имеет право епископию возводить в митрополию и отчуждать от их митрополий, точно также и разделять области архиереев и вновь поставлять епископов и митрополитов, и определять, чтобы епископы без предосуждения священнодействовали в чужих областях без ведома местных епископов и действовали некоторыми другими архиерейскими правами. Они пользуются 12 м и 17-м правилами халкидонского собора и 38-м грульского, в которых заповедуется это самое. А мне кажется, что 4-м правилом халкидонского собора в особенности предоставлено царю возлагать отправление мирских служений на посвященных и монахов на основании его собственного усмотрения. Ибо если местный епископ может делать это, то тем более царь, который не принуждается видывать правилам, определяющим, что избрания епископов должны совершаться епископами, принадлежащими в той области, а не мирскими начальниками; и поэтому и без избрания назначающий и патриархов и епископов. Прочти также написанное в этом самом 4-м правиле халкидонского собора. Но чтобы клирик посредством царского определения получал и мирское достоинство или светскую воинскую службу и назывался, например, или эпархом, или великим доместиком, это мне кажется не правильным. Прочти еще 7-е правило Четвертого собора.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- 53
- 54
- 55
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- 69
- 70
- 71
- 72
- 73
- 74
- 75
- 76
- 77
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- 107
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- 113
- 114
- 115
- 116
- 117
- 118
- 119
- 120
- 121
- 122
- 123
- 124
- 125
- 126
- 127
- 128
- 129
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- 141
- 142
- 143
- 144
- 145
- 146
- 147