Святая Десятина
Из книги – И.Т. Лапкин «К истинному Православию»
Бог установил содержание священства и храма за отдание каждым членом Церкви десятой части со всех своих доходов.
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» – Лев. 27:30.
«А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» – Числ.18:21.
«Туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши» – Втор.12:6.
«И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» – Неем.10:37.
«Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» – Малах.3:7-11.
«Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал её в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Девора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою» – Тов.1:6-8.
В Киеве, на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна была воздвигнута Десятинная Церковь во имя Успения Божией Матери, ставшая центром общерусского сбора церковной десятины, пожалованной церкви св. князем Владимиром (Василием в крещении).
Об обязательности святой Десятины для христиан писали святые отцы Церкви и нет ни одного святого или правила Церкви, которые бы её отменяли.
«А то, что мы сказали о десятинах и начатках плодов, которые некогда даваемы были народом священникам и левитам, понимайте также и в отношении к членам (in populis) Церкви, которым повелено не только отдавать десятины и начатки, но и продавать всё свое имущество, раздавать его бедным и следовать за Господом Спасителем (Мф.19:21 и Мк.10:21)» блж. Иероним Стридонский. Толкование на Мал.3:10.
«Если праведность ваша не превзойдёт», говорит Христос, «праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Матф.5:20). ... Итак, что фарисеи давали? Они давали десятину от всего имущества, и ещё другую десятину, и сверх того ещё третью, так что отдавали почти третью часть своего имения, – ведь три десятины и составляют почти третью часть всего имения. Сверх того они приносили ещё начатки первородных животных и много других жертв, каковы, например, жертвы о грехе, об очищении, – жертвы, совершаемые при праздниках, во время юбилея, при оставлении долгов, при отпущении рабов и при займах без роста. Если же дающий третью часть имений своих, или лучше – половину (эти приношения, взятые вместе с десятинами, и составляют половину), если, говорю, дающий половину не делает ничего великого, то чего будет достоин тот, кто не подаёт и десятины? Справедливо поэтому сказал Господь, что не многие спасутся» свт. Иоанн Златоуст. толкование на Евангелие от Матфея, глава 20.
«Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять всё? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли ещё другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то даёт десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь!» (Иоанн Златоуст. 4 беседа на послание к Ефесянам)
«Устроим в своём доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу, и этой малой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать НЕ МЕНЕЕ десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно» (свт. Иоанн Златоуст. 43 беседа на 1-е послание к Коринфянам).
Статья «Понятие о десятине в Священном Писании», священник Иоанн Нотхаас:
«Ветхий Завет. Для большинства христиан десятина – это реликт ветхозаветного благочестия, от которого они чувствуют себя освобождёнными Новым Заветом, если им вообще приходит в голову этот вопрос. Соответствует ли такое неодобрительное отношение словам Священного Писания?
В Ветхом Завете десятина впервые упоминается при встрече Авраама с загадочной фигурой царя Мельхиседека (в переводе его имя означает «царь справедливости»). Он – священник — благословляет Авраама, превозносит Бога и объявляет Аврааму о заступничестве Бога в борьбе против его врагов. Затем он совершает с Авраамом священнослужение. В заключении говорится: «Авраам дал ему десятую часть из всего» (Быт.14:18–20). Этот ответ Авраама на действия священника и царя Мельхиседека мы расцениваем как знак благодарности и приятия им священнической службы. В то же самое время мы видим неприятие предложения царя Содома (Быт.14:21).
Десятина вбирает в себя социальную ответственность за малоимущих и священническое служение в обществе: «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей,.. и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в твоих жилищах и насыщались, тогда скажи перед Господом, Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню – по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл;... исполнил всё, что ты заповедал мне; призри со святого жилища твоего, с небес, и благослови народ твой, Израиля и землю» (Втор.26:12–15).
Тут говорится не только о заботе о священнике, но и о бедных. Десятина является святой обязанностью, потому что о ней говорится как о «святыне» и «Твоей заповеди», из неё нельзя ничего брать. Только при исполнении этой заповеди благочестивый израильтянин может просить Бога благословения народа и земли Израиля.
В следующем месте Ветхого Завета (Лев.27:30) указано, как следует понимать слово «святыня»: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов древа принадлежит Господу: это святыня Господня – И всякую десятину из крупного и мелкого скота – должно посвящать Господу».
«Святыня» или «святыня Господня» говорит нам о том, что десятина принадлежит Богу. О таком отношении к имуществу не как своей собственности, а как к дару Божию говорится в стихе Втор.8:17–18.
«И чтобы ты не сказал в сердце твоём: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но, чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо он даёт тебе силу приобретать богатство».
Заключительным местом, относящимся к этой теме, является Книга пророка Малахии (Мал.3:8–12), где говорится о суде Божием при прямом или косвенном уклонении от уплаты десятины:
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете меня – Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?»
Уплата десятой части заработанного прослеживается во всём Ветхом Завете как неотъемлемая часть отношений человека с Богом. Десятина не является ни изобретением человека, ни изобретением какой-либо касты первосвященников для извлечения собственной выгоды. Эта уплата есть заповедь Божия, при несоблюдении которой приходит наказание, а при соблюдении даётся благословение. Уплата десятины является и знаком любви к Богу.
Новый Завет. Что говорит Новый Завет об уплате десятины? Отменяет ли Новый Завет то, что являлось в Ветхом Завете заповедью Божией? Не являемся ли мы христианами «ныне, умерши для закона, которым были связаны, освободившись от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6). Не есть ли Христос «Конец закона» (Рим.10:4).
Не осуждает ли Христос фарисеев, говоря:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23).
В таком случае можно подумать, что закон, данный Богом на горе Синай, противоречит этому.
Возможность заключения такого рода опровергается Господом, он прибавляет к своему изречению: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Следует ли из этого, что десятина была одобрена Христом?
Неужели пожертвование для церкви, высчитанное по процентам, приравнивается к добродетелям христианина? Неужели именно так поступает человек, когда хочет доставить удовольствие ближнему или просто помочь ему? А церковь? Неужели церковь во все времена не исполняла закон, из любви ко Господу и к людям создавая храмы, иконы и убранства для церквей?
Таковое исполнение закона открыто нам Господом в Его Нагорной проповеди:
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Мф.5:20).
Из этого следует, что в Новом Завете закон Старого Завета с Богом должен быть не просто выполнен, но сверхвыполнен. Десятина является здесь абсолютным минимумом. Эти слова Спасителя поражают человека в самое сердце. Свят тот человек, сердце которого свободно от всего материального.
Христианину, который готов служить Господу таким образом, Иисус обещает:
«И всякий, кто оставит дoмы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» - (Мф.19:29).
И в конце концов, не объясняет ли нам сам Господь такое преисполнение закона, когда на примере двух лепт бедной вдовы, он, подзывая своих учеников, говорит им:
«истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мк.12:43–44).
Даяние десятины – таинственный духовный закон. Соблюдающий его никогда ни в чём не будет нуждаться. Отдай Богу Богово – и готовься к новым поступлениям. Эта горняя логика хорошо была известна Крестителю Руси, благоверному князю Владимиру, поэтому первая построенная им в Киеве церковь называлась Десятинной.