размер шрифта

Поиск по сайту



Феофила, архиепископа Александрийскаго, Правило 14

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Пресвитеры в селении Гемин поступили законно, если принесшая письмо Евстафия говорит правду. А она утверждает, что они отлучили от собраний Кирадию, которая совершила беззаконие и не хочет прекратить его. Но поскольку я выяснил, что Кирадия, врачуя свой порок, желает быть принятой в церковное собрание, благоволи расположить ее сначала оставить беззаконие и приведи ее к покаянию, чтобы тогда позволить ей участвовать в собраниях с народом, если увидишь, что она приступает по закону Божию, желая быть принятой в церковное собрание.

I Всел. 12; IV Всел. 16; Трул. 102; Анкир. 5; Василия Вел. 74; Григория Неокес. 3



Толкование

Некая Евстафия уведомила Феофила ο том, что в Гемине некая Кирадия промышляла нечистыми денежными делами и что за это геминскими пресвитерами отлучена была от церковного общения. Феофил одобряет решение пресвитеров; однако, узнав, что означенная Кирадия решила бросить грешное занятие и желает опять быть принятой в церковное общение, он пишет подлежащему епископу Мине, – это письмо и есть настоящее (14) правило, – чтобы он употребил усилия обратить эту женщину и, в случае ее искреннего покаяния, допустить ее к церковному общению.

Настоящее правило приводят, в своих толкованиях 8-го правила Григория Нисского, Зонара и Вальсамон с целью показать, насколько 3-е правило святого Григория Неокесарийского против любостяжания имело силу в церковной практике и в IV веке.

Одну женщину, по имени Кирадию, причинявшую обиды, геминские пресвитеры отлучили от церкви, так как она не оставляла неправды; но, вследствие отлучения, она обещалась исправить свои неправды и хотела быть принятою. По этому делу Феофил пишет к местному епископу, чтобы он расположил ее прежде всего оставить неправду, то есть возвратить то, что приобрела несправедливо, и раскаяться в грехе несправедливости, и молить Бога оставить ей грех; когда она сделает это, то если уразумеешь, то есть узнаешь, что она обращается к закону Божию с благою совестию, не желая быть отлученной от собрания верных из страха Божия, а не по причине стыда пред людьми, тогда разреши ей участвовать в собраниях и стоять во время песнопении вместе с верными людьми.
Данное каноническое послание говорит, что пресвитеры селения Гемин отлучили от Церкви и собрания верных некую женщину по имени Кирадия, потому что она совершила беззаконие, похитив чужие вещи, и не хотела свое беззаконие прекратить (так сообщалось в письме, которое принесла из тех мест Евстафия), а также послание говорит, что ее отлучение законно и канонично. Об этом Феофил и выносит определение, обращаясь к еп. Мине: «Поскольку эта беззаконная женщина сама пообещала уврачевать свой порок и совершённое беззаконие, чтобы с нее сняли отлучение и приняли в Церковь, позаботься убедить ее сначала оставить беззаконие, т. е. вернуть украденные чужие вещи и покаяться перед Богом ради прощения греха. Если после этого ты увидишь, что она приступает к Церкви по закону Божию, т. е. с чистой совестью и ради Бога, а не из одного лишь стыда перед людьми, и желает участвовать в церковных собраниях с прочими христианами, позволь ей это». Смотри также Григория Неокесар. 3.
Иже в Гемине суще пресвитеры, Кирадию преобидящу по неправде и от неправды остатися не хотящу, законно отлучиша от собора. Аще убо отвержет неправду, да собирается.
Пресвитеры, находящиеся в Гемине, законно отлучили от церковного собрания Кирадию, причинявшую обиды и не хотевшую прекратить неправды. Итак, если она престанет от неправды, пусть участвует в собраниях.