размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 70

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Еще следует просить императоров, чтобы они благоволили вынести определение о том, что, если кто-либо, по апостольскому праву, принадлежащему Церквам, захочет судиться по какому-нибудь делу в Церкви, и одной из сторон, быть может, решение клириков не понравится, в таком случае да не будет позволено вызывать в суд для дачи свидетельских показаний того клирика, который разбирал это же дело прежде или присутствовал при его разбирательстве, и да не обязывают давать показания того, кто состоит в родстве с лицом церковным.

Ап. 74, 75; IV Всел. 9; Карф. 131



Толкование

Для более ясного понимания этого правила, точнее – просьбы императорам, – необходимо вспомнить, что императором Константином Великим было разрешено каждому христианину обращаться к церковному суду для решения вопросов частного права, причем решение этого суда имело такую же силу, как и решение суда гражданского. Эта привилегия церковного суда была впоследствии ограничена императором Гонорием, который постановил законом (399 г.): quoties de religione agitur, episcopos convenit judicare, caeteras vero causas, quae ad ordinarios cognitores vei ad usum publici juris pertinent, legibus oportet audiri. Вследствие этого императорского постановления у церковного суда вообще была отнята власть решать спорные дела частного права между христианами. В своем commonitorium карфагенские отцы напоминают делегатам, что они должны ходатайствовать перед императорами о возвращении церковным судам права решения и этих дел с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными, так что после них было бы воспрещено по одному и тому же делу обращаться к другим судам. В оправдание своей просьбы отцы ссылаются на Апостольское право (άποστολικόν δίκαιоν), а именно на постановление святого апостола Павла (1Кор. 6:1–5) о том, что христиане должны разрешать все свои спорные дела перед судом церковным. Сделав такое постановление, карфагенские отцы ссылаются еще и на то, что некоторые лица, обращавшиеся к церковному суду и затем недовольные его решением, обращались вторично по тому же самому делу к гражданскому суду, требуя, чтобы туда, в качестве свидетелей, являлись те же духовные лица, которые участвовали прежде в церковном суде, или же родственники подлежащих духовных лиц. Чтобы воспрепятствовать такому неправильному ходу дела, отцы напоминают в своем commonitormm, что делегаты их должны и об этом просить императоров.
Еще желают (отцы) сделать представление царям о том, чтобы, если состоящие в церкви, то есть вчиненные в церковном клире будут вести какую либо тяжбу, дело, по апостольскому праву, принадлежащему церквам, то есть определенному, заповеданному им, другими словами: если начнут судиться в церкви (о чем и божественный апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: сме́етъ ли кто́ отъ ва́с, ве́щь име́я ко ино́му, суди́тися от непра́ведных, а не отъ святы́х; (1Кор. 6:1), значит – выражение: „по апостольскому праву, принадлежащему церквам“ указывает на прямое постановление апостола) – итак если клирики, говорит (собор), будут судиться в церкви и одна сторона останется недовольною решением (τομή) судивших, то есть приговором, пресекающим (τέμνουσα) тяжбу, то не должно быть дозволяемо которой либо из сторон привлекать в аппелляционное судилище, для свидетельства, того, кто прежде судил дело, или кто присутствовал при суде, и чтобы не привлекался к свидетельству никто из домашних церковного лица, то есть из близких к нему по родству, или другим образом. Ибо и гражданскими законами некоторые освобождаются от обязанности свидетельствовать (на суде) против воли, как это определено в различных главах в 21-й книге, в 1-м титуле (Василик).
Клирик, судивший дело, если решением его будут недовольны, да не призывается в судилище для свидетельства по делу; и вообще церковное лице да не привлекается обязательно к свидетельствованию.

Если известные лица предпочтут судиться у какого нибудь из клириков и откроют ему свое дело, потом останутся недовольны его решением и обратятся в надлежащее для них судилище, то они не должны призывать к свидетельству судившего клирика, – частию как изъятого законом и не обязанного давать свидетельство против воли; (ибо занятые священным служением против воли не свидетельствуют), а частию потому, что ему запрещено давать свидетельство в том деле, в котором он был принят сторонами в качестве судьи.

Некоторые клирики, судившие церковное дело по апостольекому праву, то есть согласно с апостольским изречениемъ: сме́етъ ли кто́ отъ ва́с, ве́щь име́я ко ино́му, суди́тися от непра́ведных, а не отъ святы́х; (1Кор. 6:1), или присутствовавшие при церковном суде, бывали привлекаемы недовольною стороною из судившихся к аппелляционному судье для свидетельства. Отцы (собора) нашли нужным представить об этом царям, дабы они определили, чтобы никогда ничего такого не было, и такь же чтобы никто близкий к какому либо церковному лицу по родству, или каким нибудь другим образом, не был привлекаем к свидетельству. Таково правило. А мы хотели было написать нечто относительно судивших и тех, которые считаются близкими к клирикам: когда они должны бить привлекаемы (к свидетельству), и когда нет. Но поелику настоящее правило не есть предписание, а только предположение о том, как об этом должно быть представлено царям, указа же (царского) не последовало, то мы и оставили подробности; заметим только по поводу настоящего правила, что судейские обязанности церковных сановников призывал и настоящий собор, потому что он говорит о клириках, бывших судьями по тому или другому делу.
Ал. Павел словами смеет кто у вас судиться у нечестивых, а не у святых? (1Кор.6:l) повелевает, чтобы христиане судились во внутрицерковных судах, а не в светских. Итак, если клирики, согласно этому апостольскому праву и привилегии, будут разбирать в Церкви какое-либо дело, но одна из тяжущихся сторон не удовлетворится их решением, настоящее правило просит императоров вынести определение, чтобы недовольный не имел права вызывать в другой суд для дачи свидетельских показаний по этому делу того клирика, который разбирал его или присутствовал на судебном разбирательстве, и чтобы не имел права привлекать к свидетельству того, кто приходится клирику родственником. С одной стороны, потому, что священнослужители и клирики не дают свидетельских показаний против воли, а с другой – потому, что тому, кто разбирал дело, запрещено давать по нему показания.
Правило 59. Причетник вещь судив, аще не угоден будет, да не позовется о том послушествовати на судище: и всякого церковника лица не приводити на послушество.

Толкование. Аще некая два суперника, пред некиим причетником изволита судитися, и вину распрения предним объявить и потом раскаявшеся оставита суд его, и отъидета на подобное има судище, до не позовета на свидетельство судившего ого прежде причетника: ово убо яко отречено ему есть от закона, и не подобает его нудити не волею свидетельствовати: иже бо на священную службу упражняются, неволею не свидетельствуютъ: овоже, яко о нейже вещи оба суперника избраста судию, судии же возбранено есть свидетельствовати.