размер шрифта

Поиск по сайту



Святаго Петра Александрийскаго, Правило 9

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Следует хранить общение и с теми, которые, словно пробудившись от сна, сами ринулись на подвиг, хотя он еще лишь назревал и готовился увлечь их, и сами навлекли на себя искушение, подобное морскому сражению и сильному шторму, и, более того, на братьев тоже разжигают угли грешников. Ведь таковые приступают к этому во имя Христово, хотя и не внимают словам Господа, Который учит: Молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф.26:41), и еще учит говорить в молитве Отцу: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк.11:4). А быть может, они не знают о том, что собственный наш Владыка и Учитель часто удалялся от замышлявших против Него козни, и случалось, что Он из-за них не ходил открыто. Когда же приблизилось время Его страдания, Он не Сам Себя предал на него, но ожидал, пока не пришли к Нему с мечами и кольями. И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Мк.14:48). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас69. Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его.

Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф.10:23). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41).

Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян.14:22), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись (1Кор.10:33).

И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32).

Ап. 62; Анкир. 3, 5; Петра Алекс. 8; Григория Нисск. 2



Толкование

Только что вставшие от сна, и особенно если они еще полусонные, имеют смысл неустановившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей священномученик тех, которые бросаются на подвиг, то есть не благоразумно, но дерзко и не осмотрительно отдают себя на подвиг, «когда он еще не открылся, а готовился привлещи их», то есть когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся относительно их и готовился, то есть медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению, или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, то есть казни от мучителей. Но хотя (святый отец) и обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что, говорит, они приступают к нему во имя Христа, то есть имея дерзновение ко Христу, или избирая подвиг за имя Христово; хотя, конечно, они поступают и несогласно с Его учением, потому что Он учит просить: «не введи нас во искушение», или не знают, что Господь уклонялся от зломыслящих против Него, а иногда и не ходил явно, и не Сам предал себя на страдания, но был предан, и заповедал ученикам своим, во время гонения, бегать из города в город, а не приходить самовольно к мучителям, дабы не сделаться для них виновниками большого числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. В доказательство (святый отец) приводит пример апостолов Стефана и Иакова и первоверховных Петра и Павла.
Только что вставшие от сна, и особенно если они еще полусонные, имеют смысл неустановившийся, но смущенный и нетвердый. С таковыми сравнил сей священномученик тех, которые бросаются на подвиг, то есть не благоразумно, но дерзко и не осмотрительно отдают себя на подвиг, «когда он еще не открылся, а готовился привлещи их», то есть когда он еще не обнаружился явно, но замышлялся и готовился, то есть медлил привлечь их к борьбе; но они сами подвергают себя искушению или, лучше сказать, распаляют для других верных угли грешников, то есть казни от мучителей. Но хотя (святый отец) и обвиняет поступающих таким образом, тем не менее повелевает верным быть с ними в общении, потому что они выступили на подвиг за Христа, хотя и не знали, что Он учит просить: «не введи нас в искушение», и что Он не Сам предал Себя, но был предан; (учит также) не приходить самовольно к мучителям, дабы не сделаться для них виновниками большего числа убийств, как бы поощряя их к истязаниям благочестивых. Правило приводит и разные примеры из Писания.
У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.
Хотя таковые заслуживают порицания, все же, несмотря на это (а еще и потому, что к мученичеству они рвутся за имя Христово), святой в настоящей правиле повелевает им быть в общении с другими верными, пусть даже они и не следуют примеру Христа, Который в одно время учил словом тому, чтобы мы молились, дабы не впасть в искушение, а в другое – говорил ученикам и апостолам, что предадут их в синагоги и судилища другие, а не сами они предадут себя. Еще Господь говорил им, чтобы они, когда властители изгоняют их из одного города, бежали и переходили в другой, а не шли сами к властям, чтобы не ожесточить тех еще больше и не стать виновниками гибели огромного числа христиан.
Однако Господь учил этому не только словом: Он подтвердил слово и делом. Ведь и Он прежде страданий часто уклонялся от гнева иудеев и скрывался от них. А во время страданий Он не Сам Себя предал иудеям, но ожидал их, пока те не пришли в сад, не схватили Его и не предали Пилату, как повествуют Божественные Евангелия.
Поэтому и подражатели Господа, апостолы, следуя приведенный выше словам Господа и примеру Его дел, поступили подобным образом. Так первомученик Стефан пришел не сам, но был привлечен в синедрион иудеями и скончался мученически, побитый камнями. Так Иаков, брат Иоанна, был схвачен Иродом и усечен во главу. Так Петра схватили и распяли. Так Павел сначала был спущен с крепостной стены Дамаска в корзине и убежал от областного правителя царя Ареты, когда правитель искал его, чтобы схватить. А после того, как Павла схватили, он был усечен во главу в Риме. И о многих подобных случаях я мог бы им рассказать, если бы было время.
На подвиги своею волею пришедшим, и по многих муках побежавшим, да приобщаемся, за Христа бо се сотвориша. Аще и не по Христе: бегати бо гонимым той повелел есть.
Должно иметь общение и с теми, которые произвольно вышли на подвиги: ибо они сделали сие для Христа, хотя и не по Христу, который повелел гонимым бегать.