размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 104

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Должно просить императоров также и о том, чтобы соблюдался закон, изданный блаженной памяти отцом их Феодосием, о взимании 10 фунтов золота с рукополагающих и рукополагаемых еретиков, а также с владельцев мест, в которых окажется их сборище. Да повелят они утвердить этот закон так, чтобы его сила распространялась на тех, против которых из-за их козней были вынуждены в своих показаниях свидетельствовать (δια μαρτυρίαν ἀπέθεντο)"287" епископы Кафолической Церкви, и чтобы по крайней мере таким страхом эти люди, которые медлят очиститься и исправиться при размышлении о вечном наказании, были удержаны от расколов и свойственной еретикам порочности.

Карф. 47, 57, 66–69, 91, 92, 94, 99, 117–119, 124



Толкование

Когда донатисты не приняли посольства к ним от собора, отцы, собравшись, решись снова послать с жалобою на них посольство к царю Гонорию (ибо Гонорий управлял тогда Римом и западом), и посылаемым дали письменное наставление для напоминания о том, что они должны были сказать царю. А это наставление, которое они назвали коммониторием, состояло в следующем: между тем как мы с дерзновением призывали старейшин донатистов собраться, и, если имеют уверенность, защищать свое учение, чтобы таким образон и ныне „дознана была“, т. е и ныне обнаружилась „из замешательства и упорства“, т. е. из невежества и упрямого сопротивления противоречущих „кафолическая искренность“, т. е. чистота догматов кафолической церкви; ибо если бы, говорит собор, они собрались, то обнаружилось бы, что по невежеству и напрасному упорству настаивают на тех мнениях, каких держатся; но поелику они не имели дерзновения, то почти ничего не ответили. Итак когда мы мирным образом сделали все то, что следовало нам сделать как епископам, а они обратились к нелепым и насильственным поступкамм и злоумышлениям, то, говорят отцы, царскому человеколюбию предлежит позаботиться, чтобы кафолическая церковь, родившая их правослаием, воспитавшая в крепости веры, т. е. предавшая им твердую верy, была ограждена, дабы безстыдные люди не возгосподствовали над народом, наводя на него страхъ; ибо посредством убеждения не могут совратить его, то есть вовлечь в свое нечестие; ибо что производят те, которые устрояют незаконные собрания, известно из законов. Итак просят оказать помощь не необычайную и нечуждую Писаниям, но такую, о какой упоминает и божественное Писание, именно приводят свидетельство из книги Деяний о св. Павле, где говорится, что и он соумышление людей бесчинных препобедил воинскою помощью: а соумышленирм безчинных, людей называют отцы или соумышления схвативших апостола в святилище, когда он очистился и асийские иудеи возбудили против него народ, тысячник же, явившись с воинами, исхитил его из среды искавших убить его (Деян. гл. 21, ст. 26–40 и гл. 22), или заговор сорока иудеев, которые закляли себя ни я́сти ни пи́ти, до́ндеже убию́т Павла (Деян. 23:12), ибо и тогда тысячник, узнав об этом, послал его с воинами в Кесарию к игемону Филику; или разумеют оба эти случая. Подобным образом и отцы просят, чтобы дано было охранение церквам в городах и других местах; чтобы соблюдаем был закон, изданный Феодосием великим, о взыскании десяти фунтов золота с рукополагающих и рукополагаемых еретиков и тех, которые принимают их в своих именияхъ; чтобы закон зтот имел силу и против донатистов, дабы по крайней мере из страха пени перестали производить расколы еретики, которые не исправляются страхом вечного наказания. Просят также возобновить и тот закон, по которому еретики не получали ни наследства, на дара, и чтобы он имел силу и против донатистов; если же кто из них исправится, то по отношению к ним закон не должен иметь места; а если некоторые из донатистов уже были привлечены в суд из-за наследства, и если по лишении их, как еретиков, наследетва, или дара, или какого-нибудь перешедшего к ним имущества, и после того, как были призваны к суду, перейдут к кафолической церкви, то говорят отцы, таковым не должно верить, что они переходят по сознанию своей ереси, а не потому, чтобы не потерять имущества: пусть они не получают никакой выгоды от своого обращения. Потребна, говорят, помощь от властей каждой области, т. е. чтобы оказывали помощь церквам начальствующие в каждый области; ибо они суть властители (δυνάσαι) областей. Но мы, говорят отцы, даем посылаемым полномочное местоблюстительство, чтобы они просили и другого, если усмотрят что-нибудь нужным для церквей. Собор решил приготовить граматы к царю и к начальствующим, чтобы они знали, что местоблюстители посланы в комитат, т. е. в царские палаты, с согласия отцев собора. А царей назвал благочестивейшими, т. е. вернейшими и христианнейшими, потому что они стоят за веру христиан.
Рожденные в благочестии и воспитанные в вере цари должны подавать руку церквамъ; поелику когда был в нужде Павел, воинская рука разрушила соумышление бесчинных.

Церкви всегда нуждаются в союзе и в помощи благочестивых царей, которые и должны оказывать им таковую помощь, как передовые борцы за веру, дабы она не была в пренебрежении от еретиков, или бесчинных людей; ибо и Павел разрушил соумышление бесчинных воннскою помощию.

И то, что в настоящем собеседовании постановлено отцами о донатистах, есть частное дело ивне относится к устройству церквей; поэтому и не было нам нужды писать здесь толкование.
Настоящим правилом Собор также просит императора Гонория, чтобы он повелел соблюдать закон, который был издан его отцом Феодосием Великим: взимать штраф в размере ю фунтов золота как с тех, которые рукополагают еретиков, так и с тех, которые сами от еретиков принимают рукоположение, а кроме того, и с тех, которые в своих имениях позволили еретикам совершать службы. Собор также просит императора о повелении соблюдать этот закон и в отношении донатистов, чтобы они, если не исправятся из страха перед наказанием, хотя бы из страха перед денежным штрафом прекратили производить расколы и строить козни, что и побудило православных епископов свидетельствовать против них.
Правило 94. Цари правовернии, руку помощи церквам даяти должни суть.

Рождьшиися во благочестии, и в вере воспитани бывше цари, руку даяти церквам должни суть, понеже и Павлу помольшуся, воинская рука безчинных разруши единодушие.

Толкование. Благочестивых царей, пособия и помощи церкви всегда требуют. Цари же должни суть таковая подаяти им, яко веры суще поборници, да не от еретик, или от безчинных человек преобидими бывают. Ибо и апостол Павел (Деян. 47), егда клятвами совещашася безчинием евреи убити его в церкви, воинскою силою сих единодушныи совет разруши.