размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Лаодикийский, Правило 36

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



О том, что не должно священнослужителям или клирикам быть волшебниками, или чародеями, или числогадателями, или астрологами или изготавливать так называемые обереги, которые суть оковы для душ. А тех, которые их носят, мы повелели изгонять из Церкви.

Трул. 61; Анкир. 24; Василия Вел. 7, 65, 72, 81, 88; Григория Нисск. 8



Толкование

Нам известно постановление 61 правила трулльского собора относительно мирян, занимающихся гаданиями. Данное лаодикийское правило говорит по тому же предмету относительно лиц, которые, принадлежат к клиру, верят в гадания или занимаются ими сами, причем осуждает это самым категорическим образом под угрозой отлучения от церкви. Никита, канонист начала XII века, на вопрос об этом предмете, ссылается на 24 анкирское правило и на данное (36) лаодикийское, причем занятие гаданиями называет языческим делом (της εθνικής συνε&είας), недостойным христианского мира, а еще менее православной церкви (ούτε μην της ορθοδόξου εκκλησίας). Это правило осуждает, кроме того, особо изготовление «предохранилищ» (φυλακτήρια), называя эти предохранилища или талисманы оковами души (δεσμωτήρια των ψυχών, animarum vincula) и предписывая каждого, носящего их, исключить из церкви. В Священном Писании упоминается об этих предохранилищах, употреблявшихся иудеями во время молитвы (Мф. 23:5), а именно они имели две повязки, причем на каждой из них было написано имя Божие и 4 стиха из Священного Писания. (У епископа Мефодия (Кульмана) другое объяснение этих «хранилищ» – «нарочно надевают на свой лоб и левую руку против сердца необычайной величины кожаные ящички, в которых вложены выписки из Закона», то же у Лопухина в толковании на евангелие от Матфея, только ящички из пергамента. Прим. ред.) Одной из них они повязывали голову, а другой – левую руку, веруя, что каждый, носящий их, тем самым отклоняет от себя зло и получает все доброе. Само собою понятно, что последнее является явным суеверием, противным учению о том, что в своей жизни человек должен всего себя предать Божьему Промыслу и, творя добрые дела, ожидать благ только от Промыслителя. Как таковой, обычай носить предохранилища, имел значение гадания, и естественно поэтому, что он обозначен на ряду с гаданьями по числам, звездем и т. п. От иудеев обычай носить предохранилища перешел и к некоторым христианам, которые носили их всегда на шее или во время болезни перевязывали ими больное место на теле. При том значении, которое имели в то время (в IV веке) предохранилища, вполне понятна та суровость наказания, которая налагается правилом на всех, делающих или носящих их. (К ним видимо следует отнести и распространенные ныне охранные пояса с текстом 90 псалма… Прим. ред.)
Настоящее правило запрещает священнослужителям и клирикам становиться волшебниками, чародеями, числогадателями, астрологами и изготавливать обереги, которые обладают бесовским действием и являются узами и мысленными оковами для души. Не только делающих обереги, но и носящих их, правило извергает из Христовой Церкви. Прочти также VI Всел. 61.