размер шрифта

Поиск по сайту



Тимофея, епископа Александрийского, Правило 15

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Если у кого-то жена одержима злым духом столь сильно, что даже носит оковы, а ее муж говорит: «Не могу воздерживаться и хочу взять в жены другую», должен ли он взять иную или нет?

В этом заключается прелюбодеяние, и я не знаю и не нахожу, что отвечать на это.



Толкование

Вопреки этому правилу, Византийский закон Императора Льва Мудрого допускал расторжение брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов. Допускает это и определение Всероссийского Собора 1918 г. о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью.
Вопрос – о муже, который имеет жену, одержимую злым духом и неистовствующую до такой степени, что нужно налагать на нее железные цепи, чтобы она не погубила себя, или не повредила другим, и который не может совокупиться с нею и говорит, что не может хранить целомудрия и желает законным образом взять другую жену. А ответ: я не могу сказать ничего; ибо взять мужу в сожитие другую жену, когда еще существует брак, есть прелюбодеяние. А новеллою царя господина Льва Философа дано мужу жены, которая страдает непрерывным беснованием, право расторгать брак; по расторжении же брака позволено ему вступить в законное сожитие с другой.
Спросили святого: если чья-то жена так сильно беснуется, что ее приходится связывать железными цепями (например, для того чтобы она не убежала или не убила себя или кого-то еще), а ее муж, будучи не в силах сохранять целомудрие и воздерживаться от плотского смешения, хочет взять в жены другую (потому что со своей женой, находящейся в таком состоянии, он не может иметь плотской связи), то следует ли ему взять другую жену или нет? В настоящем правиле св. Тимофей отвечает, что на этот вопрос у него нет ответа, потому что если такой мужчина женится на другой, то с этой женитьбой соединится прелюбодеяние, ведь он отпустил первую жену не по причине блуда, тогда как Господь сказал: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать.
Правило 15-е. Аще кто жену имать беснующуюся, якоже и железа ей носити, иныя да не поймет.
Имеющий (жену) одержимую бесом не должен брать другой.