размер шрифта

Поиск по сайту



Поместный Собор - Карфагенский, Правило 41

Канонические правила Православной Церкви с толкованиями

Апостольские правила


Правила Вселенских Соборов

  • Пятый Вселенский Собор правил не оставил

Правила Поместных Соборов


Правила Святых Отцов


Соборы Русской Православной церкви



Решено: если епископы, пресвитеры, диаконы или любые другие клирики, которые не имели ничего, после своего поставления, во время епископства или служения в клире, купят на свое имя поля или какие-нибудь угодья, то их нужно считать похитителями имущества Господня, исключая тот случай, когда они после увещаний отдадут это Церкви. Если же лично им достанется дар от кого-либо или наследство от родственников, с этим пусть поступают по своему произволению. А если, изъявив намерение отдать это Церкви, возвратятся вспять, да будут признаны недостойными церковной должности как отверженные.

Ап. 4, 38, 40, 41; IV Всел. 22; Трул. 23. 35; Антиох. 24, 25; Карф. 22, 26, 81; Двукр. 7



Толкование

Относительно епископов было установлено еще Апостольским правилом, что всегда должно быть точно обозначено, что составляет их частную собственность и что церковную; при этом, насколько свободно они могут располагать по желанию своим частным имуществом, настолько они должны охранять имущество церковное, всегда памятуя, что за ними наблюдает Бог (Ап. 40, а также ср. и Антиох. 24). Но и в этой частной собственности епископа нужно различать то, что он приобрел во время своей службы, как епископ, от того, что он приобрел независимо от этой службы. Этим последним имуществом, приобретенным по наследству или другим каким-нибудь частным, но законным образом, епископ мог располагать по своему усмотрению; тем же, которое он приобрел от доходов своей церковной службы, он не может распоряжаться по своему желанию, но обязан передать его в церковь при жизни или после смерти. Все, что было установлено в этом отношении для епископов, распространено данным карфагенским правилом и на все духовенство, находившееся на службе в церкви.

В первые времена христианства духовные лица исполняли вверенные им в церкви обязанности без права требовать награду за всякую свою службу. Даже в VII веке наказывали извержением из сана каждое духовное лицо, требующее денег или чего-либо другого за исполнение святых таинств (Трул. 23). Свое содержание духовенство получало из общих церковных доходов, составлявшихся из добровольных приношений в церковь со стороны верных, и от церковных владений; при этом о содержании духовенства заботился епископ со своими помощниками, выдавая каждому, сколько следовало (Ап. 4). В силу такого положения вещей, духовенство не могло иметь столько денег, чтобы приобретать поля или другие какие-либо имения, и тем менее, если, как говорит правило, епископ, или другое духовное лицо, не имел ничего своего, вступая в клир. Если же найдется епископ или кто-либо из членов клира, который, будучи ранее бедным, настолько обогатился служа в клире, что приобрел на свое имя какую-нибудь недвижимую собственность, то является сомнение, не сделал ли он этого на церковные деньги, вследствие чего, по словам правила, его нужно считать присвоившим себе то, что составляет собственность Господа (δεσποτικά πράγματα, ήγουν κυριακά), и как такового подвергнуть наказанию до тех пор, пока он, не вняв требованиям надлежащей власти, не уступит церкви всего того, что было им приобретено. Правило упоминает только о приобретенных кем-либо недвижимых имуществах, но здесь, как говорит Вальсамон, нужно подразумевать и движимые, потому что, где дело касается купли, нет разницы между недвижимым и движимым имуществом. Все, сказанное в этом правиле карфагенскими отцами, имеет большое значение для тех духовных лиц, которые во время своей службы думают только о том, как приобрести больше земель, построить дома и вообще как можно более обогатиться. Относительно таких лиц блаженный Иероним говорит, что их нужно избегать, как чумы.

Относительно частного имущества членов клира, полученного ими от кого-либо в дар или по наследству, правило возобновляет в главных чертах постановление 40 Ап. правила. Если же, пообещав некоторую часть из этого своего частного имущества, кто-либо из членов клира, пожалев об этом, возьмет назад обещанное, таковой да будет лишен церковной чести (της εκκλησιαστικής τιμής), т. е., да будет исключен из клира, как недостойный (ως αδόκιμοι).

Если некоторые из недостаточных лиц сделаются епископами или клириками, и потом разбогатеют и будучи епископами или клириками приобретут земли или угодья, купив оные на свое имя, то является мысль, что они приобрели их на церковные деньги и признаются виновными точно так, как если бы они похитили владычное то есть Господне имущество (ибо на это указано словами правила: ὡς ἔφοδον πεποιηκότες), если не завещают их в церковь. Посему и гражданские законы требутот, чтобы епископы, когда имеют принять хиротонию, делали известным свое имущество, дабы иметь право оставлять оное законным образом кому желают. И 40-е правило святых Апостолов говоритъ: известно да будет собственное имение епископа, если он имеет собственное, и известно Господне и проч. И антиохийского собора 24-е правило дает об этом определение. А если кому нибудь, в бытность епископом или клириком поступит в собственном смысле подарок от кого нибудь, например по завещанию, или дар, или родовое наследство, то должен, говорит правило, и из него посвятить в церковь часть по своему произволению. А слово: „в собственном смысле“ (κυρίως) поставлено вместо слов: если будет предоставлено прямо ему, так как многое оставляется некоторыми с тем, чтобы передано было другим, или было издержано на выкуп пленных, или на построение священных домов и на другие подобные дела. Итак не требуется, чтобы и из этого завещевал что нибудь в церковь, а только из того, что в собственном смысле, то есть лично ему предоставлено и над чем он господин. А если они предподожили и обещали отдать часть в церковь, потом обратились вспять, то есть переменили намерение; то должны быть признаны недостойными священнической чести.

Кто ничего не имеет, но после произведения в клир покупает землю, тот должен предоставить оную в церковь, исключая того случая, если она перешла к нему по родственному преемству, или в чистый дар.

Не имевшие прежде епископства собственного имения, или и те клирики, которые прежде поступления в клир были весьма бедны, если после производства купят какую нибудь недвижимую собственность, должны посвятить оную в церковь, как приобретшие на церковные доходы, исключая того случая, если окажется, что она перешла к ним по наследству, или по какому нибудь дару сделанному действительно им.

Сороковое Апостольское правило предписывает епископу во время его хиротонии предъявлять опись собственного имущества, точно так же и 24-е правило антиохийского собора, дабы известно было как его собственное, так и получаемое им в виде дохода от церкви. А настоящее правило определяет, чтобы, если епископы, или пресвитеры, или диаконы, или какие бы ни было клирики, находившиеся прежде церковного служения и чести в бедном положении, после этого вступят в клир и во время епископства, или нахождения в клире купят на собственное имя какое нибудь недвижимое имущество, считались как бы похитителями Господня имущества, то есть, посвященного Богу, ибо на это указано в словах правила: „да почитаются похитителями стяжаний“, разве только, получив напоминание об этом, то есть приглашение оставить свою дерзость, укрепят имущество за церковию. А если что нибудь перейдет к ним по наследству, или по завещанию, или по дару, то часть из этого, какую угодно им, должны укрепить за церковию, а прочим владеть бесспорно. А если кто, предположив отдать что нибудь из этого в церковь, переменит свое намерение, таковый должен быть лишен священнической чести, как недостойный и ненадежный. – В виду сего определенія содержащегося в правиле некоторые говорят, что предписываемое им распространяется на все каким бы ни было образом купленное, или приобретенное епископами, или клириками после вступления в клир, или на епископию исключая того, что перешло к ним по дару, или по завещанию, или по наследству. А мне кажется, что по отношению к епископам это должно иметь силу, потому что для них не существует другого способа, посредством которого они могли бы приобретать имущество, а единственный способ это – от епископских прав и от внешних даров и завещаний. И первое, то есть епископское, должно быть утверждено за епископиею, а прочее должно быть в его власти, как об этом говорит и правило. А клирики, если после вступления в клир купят имение на другия средства, а не на церковные, не должны быть принуждаемы укреплять оное за церковию.

Ибо если какой клирик будет, например, учителем детей, или переписчиком, или секретарем какого-либо вельможи, и от этого сделается богатым, то зачем принуждать его укреплять за церковию приобретенное им такими способами? Настоящее толкование вытекает и из слов правила, которое говорит, что получаемое чрез дар, или наследство они имеют в своей власти, кроме какой-нибудь части, которая должна быть дана в церковь. А когда правило говорит о недвижимом имуществе, то иной может спросить: тоже ли самое должно иметь силу и по отношению к движимому? Я думаю, что тоже самое должно быть и по отношению к этим, потому что в рассуждении приобретения нет никакого различия между движимыми и недвижимыми имуществами. А слово: собственно (κυρίως) сказано вместо словъ: если прямо (ἐξ ὀρϑοῦ) ему будет оставлено, потому что многое оставляется некоторым с тем, чтобы они передали другим, или чтобы истратили на известный предмет. И так не требуется, чтобы он из этого что-нибудь отдавал в церковь, а только из того, что собственно, то есть лично ему предоставлено и над чем он господин. Заметь слова правила, что клирики и епископы необходимо должны оставлять подведомым им церквам какую-нибудь часть, по их усмотрению, из их собственности, конечно при последнем издыхании; и этой части, какая-бы и какова-бы она ни была, не должно отвергать.

Настоящее правило определяет: если епископы, пресвитеры, диаконы и вообще клирики, ранее бедные, по вступлении на епископскую кафедру или в клир приобрели поместья или какие-нибудь поля и имения и после увещания не хотят посвятить эту собственность Церкви, епископами или клириками которой являются, то их должно извергать как похитителей и разбойников, присвоивших церковное имущество. Ведь они приобрели его на деньги, полученные от Церкви. А из того имущества, которое они получили в наследство от родственников или как дар, оставленный кем-то по усердию им лично, следует отдать Церкви столько, сколько пожелают.

Здесь имеется в виду не то имущество, которое оставлено им для раздачи нищим или выкупа пленных (конечно, от них не требуется посвящать его церкви), но то, которое передано им в личное пользование. Если же они сначала пожелают отдать часть этого имущества, а потом передумают, пусть считаются недостойными занимаемой ими церковной степени как негодные и отверженные.

Прежде поставления ничтоже имев, и по поставлении село купив, церкви сие да вдаст. Аще не от предания родитель, или от честного дарования таково к нему прииде.
Иже прежде епископьства, не имевше своего имения, или причетницы прежде вочтения в причет убози бывше, аще по поставлении село или виноград купят, церкви сия да оставят, яко от церковного прибытка таковая стяжавше. Аще же от наследия от отец и от предел, или от некоего истинного и особного им дарования, таковое что кним приидет, своею волею да имеют вних. И к сему ищи правила четыредесятого святых Апостол, и двадесят четвертое правило, иже в Антиохии собора.